О романсовых вечерах в Киеве, Одессе, Москве, которые вызвала к жизни кипучая энергия Галины Лактионовой, написано уже немало. Непременным участником их был Мирон Петровский, который собственным примером продемонстрировал неувядаемость истины, что «вначале было слово…» Киевскому исследователю «низких жанров» принадлежит оригинальная работа по изучению русского романса, воплощенная в книгу. Она в значительной степени и породила ренессанс этого жанра в наше время.
В марте вот уже который год подряд отмечаю резкое оживление романсовой деятельности. Простое совпадение или весна к взрыву романсовых страстей имеет самое непосредственное отношение? Не берусь утверждать, но в прошлом году «ЗН» познакомило читателей с грандиозным концертом «200 лет русского романса», который состоялся в это же время в Москве с участием украинских артистов. Идея тогда пришлась по душе. Она продолжает жить.
«Что намечено в этом году?» - такой разговор состоялся у меня с Галиной Михайловной Лактионовой.
- Что касается романсовых проектов, с тех пор, как образовался клуб почитателей романса, его деятельность становится все более разноплановой. Оно и понятно - повторяться не интересно. Если ранее мы проводили вечера русского романса, то особенность этого года - выяснение общего и особенного у русского и украинского романсов. Обнаружилось, что украинский романс обладает огромным потенциалом и очень интересен.
Существенная деталь - поначалу было ощущение, что самостоятельного украинского романса не существует. Собственно, об этом никто ранее и не заявлял специально. Но после концерта в Национальной опере в прошлом году в День защиты детей, после выступления на нем оперных исполнителей романса, и среди них Василя Трылиса и Ольги Богомолец, возникла идея повнимательнее присмотреться к украинскому романсу.
Чтобы определить точку отсчета, был проведен обмен мнениями в Доме учителя. В нем приняли участие люди, которых не нужно представлять особо, - Мирон Петровский, доктор философских наук Мирослав Попович, доктор филологических наук Федор Погребенык.
Петровский отметил, что пока специфика национального жанра явно ускользает, но определенные детали уже вырисовались совершенно отчетливо. Так, русский романс сформировался к концу XVIII века как городской жанр. Поначалу это был аристократический жанр. Затем он спустился сверху вниз в средний слой.
У украинского романса другая судьба - он идет из села в город. Русский и украинский романсы развивались по-разному. Украинский романс интимнее. В нем, может быть, нет такой удали, такого взрыва страстей, он камерней, тише, лиричнее, он, по наблюдению Трылиса, не контактировал с цыганами. И что интересно - в украинском фольклоре доля грустных песен очень велика, в то время как в русском эта доля гораздо меньше.
Романсы, как сказки, путешествуют из культуры в культуру и приобретают там иную окраску. Мирон Петровский привел пример романса «Маруся отравилась» - вроде бы типичный русский романс, однако первоисточник его - во Франции.
Роман Трылис уверен, что украинский романс еще ждет своего исследователя, потому что ничего подобного тому, что сделал Мирон Петровский в русском романсе, для украинского еще не сделано. Кроме того, очень много в репертуаре утеряно. Клуб почитателей романса заказал почтовый ящик, чтобы каждый мог прислать текст романса, который сохранился в семье. Ждем жемчужин.
Вслед за содержательным диспутом состоялся концерт камерного украинского романса, который продемонстрировал всем, кто еще сомневался, что украинский романс существует. В нем приняли участие народные артисты Мария Стефюк, Валентин Пивоваров, Валерий Буймистер и другие.
Львовская мэрия, куда мы обратились с просьбой поддержать программу под условным названием «Відомий і невідомий український романс», восприняла предложение с энтузиазмом. Думаю, в апреле во Львове состоится большой благотворительный концерт. Его особенностью будет то, что в нем будут принимать участие как профессионалы, так и аматоры - киевляне, львовяне.
Мы много говорим о горестях старшего поколения, о том, что они необеспечены, живут на крохотную пенсию. Все это так. Но не хлебом единым жив человек. Люди страдают еще из-за того, что все заполонили рок-звуки другой эпохи. Пожилые люди заслужили большего - романс вернет их в те времена, когда они были молоды и им было хорошо. Мы рады, что на организованных нами концертах так много зрелых людей. Мы рады, что им хорошо с нами. 19 марта ждем приезда в Дом учителя руководителя московского клуба любителей романса заслуженного артиста России Анатолия Титова. Это наш единомышленник - он на протяжении двух лет ведет на ТВ вместе со Станиславом Бэлзой передачу под названием «Роман с романсом». Кстати, с его участием проводится и Всероссийский конкурс исполнителей романса. Второй такой конкурс прошел осенью прошлого года во Владимире. Нам удалось в качестве гостей заключительных мероприятий направить киевскую делегацию, в составе которой была Ольга Богомолец и Василь Трылис. В их исполнении во Владимире прозвучали украинские романсы.
В романсовом ренессансе уже складываются свои традиции - Московская мэрия не без нашей помощи в прошлом году провела великолепный романсовый концерт. В этом году также 23 марта в киноконцертном зале «Россия» состоится большой благотворительный концерт с романсовой программой. В нем будут принимать участие такие звезды оперной сцены, звезды романсового жанра, как Вергилиус Норейко, Зураб Соткилава, Анатолий Соловьяненко, Валерий Буймистер, Нани Брегвадзе… Плюс к этому приедут исполнители русского романса из Англии. Предполагается, что будет петь трио теноров: Зураб Соткилава, Вергилиус Норейко и Анатолий Соловьяненко. Рассматривается наше предложение провести концерт украинского романса в Украинском культурном центре в Москве.
Попробуем в этом году пригласить и киевских почитателей романса в Москву. Для этого формируется специальная туристическая группа. Ориентировочно она будет состоять из тридцати человек - именно столько забронировано билетов в концерт. Поскольку он состоится во время школьных каникул, предусмотрена специальная программа для школьников. Культурологический центр Украинского общества охраны памятников формирует сейчас группу.
- А какие дальнейшие планы? Что вы скажете относительно запланированного концерта в Израиле?
- Я не оставляю этой идеи. В израильском посольстве обсуждали ее с культурным атташе, пришли к выводу, что наилучшее время для такой поездки - ноябрь. Так что к этому вопросу еще вернемся. Есть еще планы. Но дайте с весенними проектами разобраться…