В «ЗН» от 8.06.96 г. было опубликовано интервью генерального продюсера студии «1+1» А.Роднянского о достижениях и проблемах, о работе в условиях строительства нового телевидения. В развитие темы - беседа с исполнительным продюсером студии «1+1» Владимиром ОСЕЛЕДЧИКОМ. Он - коллега и соратник А.Роднянского, режиссер-документалист по профессии и по сути. Начинал свою деятельность на Киевской студии хроникально-документальных фильмов. 1986-1991 - это был мощный взлет документалистики, когда казалось, что все возможно. Следующие 5 лет внесли изменения в жизнь и профессию, это - годы учебы продюсерству и организации студийной работы на телевидении. Накопление опыта и завоевание авторитета в этой сфере - еще одна победа. С нынешнего идет отсчет нового этапа жизни - с «1+1».
- Почти год на УТ-1, уже есть свой имидж, своя аудитория. С каким знаком вы смотрите в будущее?
- Конечно, с «плюсовым»! Этот год - не только успех, это - год освоения нового пространства, новой сферы деятельности, учебы, ведь мы никогда раньше не занимались «большим» вещанием. Мы пришли со своей концепцией как структуры кинопоказа, так и самой подачи материала. Это по сути - обобщение и применение нормального европейского опыта.
За этот год мы научились специфике работы с нашим телевидением, с нашим зрителем. К первому сентября мы придем уже с новым пониманием ситуации. Вспоминая прошлогоднее лето, я поражаюсь тому, что мы «развернули» всю структуру менее чем за месяц. На нашем договоре стоит дата «8 августа». К этому времени еще ничего не было - ни собственной базы, ни сотрудников, ни одного закупленного фильма, не было графики канала. И все это было сделано за три недели! Сейчас я думаю с удивлением, как это могло получиться?
- Сравнивая этот год работы студии «1+1» с учебным: сейчас каникулы, у вас это - творческая подготовка к новому году. Зрители вернутся после летних отпусков к своим экранам - что вы им преподнесете?
- Мы готовим многое. Конечно, первую свою годовщину мы постараемся как-то отметить. Но главное - не в том, что мы «преподнесем» несколько хороших фильмов в подарок, а в том, что мы изменим свой облик.
Во-первых, и самое главное - мы открываем свои программы. Основная - в субботу вечером - построена на наших материалах, на работах наших авторов - по принципу журнала. Это - культура в широком смысле: исторические материалы в новой подаче, интересные люди - в очерках и в жанре «ток-шоу», захватывающие репортажи. Сейчас я не хочу раскрывать конкретную модель, могу сказать, что мы рассчитываем на программу, которая будет идти час-полтора вместо субботнего фильма. С нашей точки зрения, это должно быть интересно.
Во-вторых, будут программы с использованием материалов, которые мы будем покупать, готовить, монтировать и выпускать в эфир. Это «Меломания», в которой будут записи современной музыки. Закуплен хороший пакет концертов. На наш взгляд, современный человек уже устал воспринимать музыку в «клиповой» структуре. У нормального человека всегда есть желание поприсутствовать на зрелище. Думаю, видеозаписи шоу «классных» певцов, вокальных и танцевальных коллективов - это должно быть интересно. Мы готовим спортивную программу, в которой будет все, что касается автоспорта, «индокар», автосалоны - все, что хотите.
Совершенно иной станет программа, над которой я начал работать с января, - «Сеанс в стиле ретро». Мы заканчиваем первый цикл 23 июня, сделаем паузу до сентября. С сентября мы выйдем в другой графике, в другом облике, с другой драматургией. Советские фильмы 30-50-х, 60-70-х годов будут дополняться и чередоваться с зарубежными картинами того времени, которое многие люди хорошо помнят. Эта программа будет выходить по воскресеньям в дневные часы под названием «Киноностальгия». Ведущие - Л.Клепакова и ваш покорный слуга.
Кроме того, много изменений в структуре нашего кинопоказа. Сокращается количество фильмов по вечерам до 4-х в неделю. В пятницу будет идти детективный сериал. На наш взгляд, это очень интересные фильмы - высококлассные актеры, уровень - не Латинской Америки, а значительно более высокого киношного мастерства - сюжеты увлекательны, живы. В остальные 4 вечера будут показаны «сливки» мирового кино. Останется наш традиционный «семейный» сериал. Пока идет «Династия», а мы уже ищем следующий, который должен быть не хуже, - есть много интересных предложений. Кроме этого, по субботам и воскресеньям мы будем показывать интересные сериалы - европейские и американские.
Плюс: по субботам с 15 до 16 - документальные сериалы, по воскресеньям с 16 до 17 - сериал для подростков. Мы давно хотели дополнить программу фильмами для детей, и особенно сейчас, когда мы не смотрим по ОРТ «Эллен и ребята». Для заполнения этой ниши мы купили у одной французской компании сериал «Первый поцелуй» с очень обаятельными героями. Фильм какой-то очень легкий, с приятным ощущением - он будет идти два года.
И кроме этого, у нас еще будет игра. К сожалению, мы пока не производим ее сами, но очень тщательно разрабатываем модель игры, которой отдадим свою любовь. Но нашли мы замечательную игру «Ключи от форта Байярд». Наверняка читатели вспомнят фильм «Искатели приключений», в котором играли Ален Делон и Лино Вентура. В финале герой Делона погибает в крепости на острове в океане. Производители игры купили этот остров,построили мощную декорацию. Команда людей в течение 52-х минут ищет в лабиринте ключи от внутреннего дворика форта. Это - своеобразный «гибрид» игры и фильма: спровоцированные ситуации, которым следует телевизионная группа, наблюдая героев. Это чудовищно увлекательно! Мы планируем показывать игру дважды в неделю - по субботам и воскресеньям. Здесь самое интересное - это поведение человека, его психологические проявления в спровоцированных приключенческих ситуациях - по-моему, придумано гениально!
- А что в области кино?
- Здесь - большие амбиции, мы очень хотим снять свой сериал, пусть небольшой, серий на 30. На нашем материале, с любимыми актерами, хорошей режиссурой.
- Наверное, творческий потенциал студии «1+1» не ограничивается штатом сотрудников?
- Естественно! Мы неоднократно говорили о том, что открыты для всех, кто придет с хорошей идеей и уровнем профессионализма. Это два основные критерия. У нас 50 человек при объеме 18 часов в неделю, будет около 23 часов. Наша деятельность и взаимоотношения с УТ-1 - в рамках привычной схемы взаимодействия производящей и вещающей структур. Мы производим: кинопоказ, новые программы, связанные с культурой, спортом. Все, что будет интересно, в чем мы можем выглядеть профессионально и качественно, - мы будем этим заниматься.
- Существуют ли ограничения вашего времени на канале?
- Это обусловлено договором. Мы пока еще не использовали все это время. На начальном этапе мы искали возможность качественного его заполнения. Мы хотим предлагать зрителю интересные программы. Это наш единственный критерий.
- Не возникают ли проблемы в отношениях с руководством канала? Соблюдаются ли условия вашего договора?
- По большей мере - да. За исключением каких-то чрезвычайных ситуаций, как, скажем, появление в эфире трансляции заседания Верховного Совета по вопросу Конституции.
- И что вы предпринимаете тогда?
- Ничего. С нашей точки зрения, это, конечно, нарушение договора. В нем сказано, что подобные изменения в наших программах могут быть вызваны только выступлениями Президента, председателя Верховного Совета, премьер-министра и председателя Конституционного суда.
В данном случае на следующий день мы извинились перед нашими зрителями, которые обрывали наш телефон с 19.45 до 20.15 - звонили даже из Тернополя. Не знаю, как они узнали наш номер. Мы были бы искренне рады, если бы благодаря этому Конституцию все-таки приняли! Ведь не секрет, что все это - просто политические игры. И не всегда прямая трансляция заседаний ВС - на пользу людям, выступавшим против студии «1+1». Иногда полезно напомнить, что может быть с телевидением при жестком контроле «руководящей» и «направляющей» силы общества.
Проблемы УТ-1 нам понятны. Мы не можем требовать от его руководства компенсации, когда нет денег на покупку техники.
- А какие отношения у вас с законом о рекламе, о котором так много говорят в Верховном Совете?
- Тот проект закона о рекламе, который был принят Верховным Советом, но возвращен на доработку Президентом, с нашей точки зрения, грешит многими нелогичностями.
Главная (не открывая Америки) - в полном запрете рекламы алкоголя и табака. А кто-либо задавался вопросом, как обстоят дела в странах, где эта реклама разрешена, - что, там процент курящих и пьющих выше, чем в тех странах, где она запрещена? Я знакомился со статистикой по этому вопросу. Рост количества курящих и пьющих не зависит от рекламы. К тому же, реклама торговых марок фирм, производящих алкоголь и табак, разрешена на ОРТ после 23.00.Поскольку мы принимаем ОРТ, в Украине эта реклама появляется на экранах уже после 22.00. И наши рекламные агентства отдают своих клиентов в Россию. Теперь давайте подсчитаем. Рекламный бюджет составляет какой-то процент от общего оборота той или иной компании. И просчитав все это, мы получим сумму около 50 млн. рекламных денег, «уплывающих» к северному соседу. И вновь понятно,что это политическая игра. Здесь нет секретов. Я считаю нонсенсом запрет на рекламу продающихся товаров. Ведь она направлена на увеличение продажи, а не на привлечение новых курильщиков.
Студия «1+1» - это очень законопослушные люди. Мы соблюдаем соотношение количества рекламного времени в фильме - до 15%. Я абсолютно убежден, что наша уникальность в том, что все фильмы, которые мы показываем, лицензированы. Это - один из принципов нашей деятельности. Может быть, именно поэтому с нами охотно сотрудничают западные компании - MGM, MCA, «GEMINI». Мы работаем напрямую с ведущими кинопродающими структурами и получаем «свежую» продукцию. И это - тоже, наверное, работает на авторитет.
Возвращаясь к нашим новым программам: только недавно закуплено оборудование для собственной студии. Ведь до мая месяца мы работали в арендованном помещении - покупка программ, дубляжи - все требовало денег.
Сейчас мы запускаем монтажную с классной техникой, компьютерной графикой, через месяц заканчиваем реконструкцию двух залов для озвучания, куплены камеры. Но необходимы еще несколько камер, монтажная - мы не представляли себе, какое количество денег необходимо для нашего проекта!
Тем не менее, когда к нам обратились выпускники театрального института с предложением о сотрудничестве - им нужно помочь снимать дипломные работы, мы решили попробовать. Это не гарантия, что мы возьмем всех, но кого-то можем и взять. Денег нужно не так уж и много, а хорошую «короткометражку» можно было бы и на фестивалях «прокатать», и в эфире. Почему бы и нет, а вдруг среди них есть новый Дзифирелли?
- Что главное для вас в вашем общении со зрителем посредством ведущих?
- Нам приятно, что мы можем дать людям то, что им интересно. Мне очень приятно читать огромное количество писем в адрес студии «1+1». В пропорции 10:1 - это благодарность. Это значит, что мы работаем не зря. Мы должны дать зрителю то, что он хочет смотреть. И в этом - функция телевидения. Если в этой тяжелой жизни мы станем «отдушиной» - мы будем рады,что можем это им дать. Это - один пласт. А сверхзадача - в подтексте: способом подачи, качеством изображения и работы ведущих дать понять, что наша страна - в контексте мировой и европейской культуры. Вот поэтому мы предпочитаем сделать культурный и изящный кадр, чтобы его смотрели с удовольствием. Вот и все.