Заседание Музейного совета (при Министерстве культуры Украины), состоявшееся недавно во Львове, еще не дало ответа на два вопроса, которые интересуют культурное сообщество. Первое - кандидатура на должность директора Львовской национальной галереи искусств (после смерти выдающегося культурного деятеля Бориса Возницкого вообще трудно найти достойную кандидатуру, это понятно…). Второе - результаты работы украинско-польской комиссии по вопросам, связанным с батальными полотнами Мартино Альтомонте («Битва под Парканами», «Битва под Веной»). Как известно, польские чиновники и специалисты уже высказались по этому поводу. Речь идет о возможности передачи картин в Жолковский римо-католический костел (подчеркивают, что со стороны поляков на реставрацию работ потрачено около 4,5 млн. злотых).
Впрочем, пока что все эти вопросы остаются открытыми… Хотя ZN.UA из источников в Музейном совете стало известно, что количество расположенных занять «кресло» Возницкого (вакантную должность гендиректора) растет. Среди возможных претендентов - заместитель директора по научной работе Львовской национальной галереи искусств Владимир Пшик; главный хранитель фондов Львовской национальной галереи искусств Игорь Хомин; заведующий отделом старого европейского искусства XIV-XVIII вв. Оксана Козинкевич; дочь Бориса Григорьевича, доцент кафедры реставрации ЛНАИ Лариса Разинкова-Возницкая; бывший начальник управления культуры Львовской ОГА Галина Дорощук и другие. Но вот уже второй месяц Минкультуры продуцирует слухи.
Подлил масла в огонь и глава Львовской ОГА Михаил Костюк, заметив, что хотел бы видеть на этой должности... женщину.
Свою позицию обнародовал и Львовский облсовет. Члены рабочей группы по сохранению культурных ценностей, в свое время собранных Борисом Возницким, единодушно поддержали кандидатуру Ларисы Борисовны Разинковой-Возницкой на должность гендиректора галереи.
Единственный, чьим мнением до сих пор никто не поинтересовался, - коллектив галереи искусств…
«Нам ничего не известно о будущем назначении, - отмечают работники галереи. - Мы за то, чтобы выборы руководителя состоялись путем тайного голосования. Самое важное, чтобы галерею возглавил человек, который не только видел передний фасад замков, но и знает, какие проблемы существуют в их стенах». Трудно не согласиться со сказанным.
Накануне сорокового дня после трагической гибели Возницкого сотрудники художественной галереи выполнили один из его замыслов: установили в залах Золочевского и Олесского замков только что отреставрированные картины итальянского художника Мартино Альтомонте (детальнее о предыдущей коллизии - ZN. UA от 8 июня 2011 г. «Батальные сцены вокруг «сокровищ Возницкого»).
Чрезвычайно сложные работы по установлению полотен таких размеров в Украине выполнены едва ли не впервые.
На заседании Музейного совета присутствовали и представители Польши. Они принимали участие в реставрации полотен Альтомонте. Как заметил директор департамента культурного наследия министерства культуры Польши Яцек Милер, на реставрацию картин из бюджета поляков было потрачено 4,5 млн. злотых. По мнению пана Милера, из-за неудовлетворительного размещения посетители сегодня не видят истинной ценности произведений Альтомонте. (Уточнение: средства на их реставрацию были выделены также Европейским Союзом. - В.Х.)
Руководитель департамента культурного наследия и культурных ценностей Министерства культуры Украины Андрей Винграновский не афишировал позицию Минкульта по этому вопросу.
В то же время одну идею уже озвучил генеральный директор Национального музея во Львове им. А.Шептицкого Игорь Кожан. «Члены Музейного совета рекомендовали специалистам Львовской национальной галереи искусств и реставрационного центра обследовать состояние помещений, в которых сейчас содержатся эти произведения, а также костел святого Лаврентия в Жовкве. В дальнейшем посезонно следить за режимом хранения картин по указанию научно-методического центра… Хотелось бы улучшения условий показа этих работ».
«Я понимаю польскую сторону, которая акцентирует на своих исторических правах на эти картины, - комментирует ситуацию доктор исторических наук, заведующий отделом истории средних веков Института украиноведения имени Ивана Крипякевача Национальной академии наук Украины Владимир Александрович. - Этого у них никто не отбирает. Но и Украина отвечает за судьбу художественных произведений».