На Львовщине назревает скандал, связанный с произведениями XVII в. кисти итальянского художника Мартино Альтомонте, хранящимися сейчас в фондах Львовской национальной галереи искусств. Польша вежливо, но настойчиво требует от Украины передать эти уникальные батальные полотна на депозит костелу св. Лаврентия (г. Жовква). Среди них две самые крупные работы Альтомонте «Битва под Веной» и «Битва под Парканами». Кроме того, полякам хотелось бы иметь у себя и полотна «Битва под Хотином» Андреаса Стеха и «Баталия под Клушино» Симона Богушовича.
В свое время много говорилось о щедром подарке Германии, сделанным «с барского плеча» Леонидом Кучмой (в сентябре 2001 года). Тогда правительство Украины передало немцам один из трофеев Второй мировой войны - так называемый архив Баха, в котором были произведения не только Иоганна Себастьяна Баха, но и М.Березовского, и Д.Бортнянского. Архив состоит из 5119 томов. Немцев как народ можно только поздравить. Они получили то, что не имеет цены. Вместо этого Украине подарили три пысанки и какую-то «свистульку» для Музея народного творчества в Киево-Печерской лавре. Вот вам адекватность культурного обмена. Не изменилась ситуация и с приходом к власти прагматиков из Партии регионов.
…Львовские художники считают скандальные шаги с возможной передачей произведений Альтомонте скрытым отчуждением украинских культурных ценностей. Ведь если картины передадут костелу, это может послужить причиной того, что культурное наследие, спасенное Борисом Возницким, просто «растащат». Некоторые специалисты считают, что полотна Альтомонте вообще вывезут в Польшу.
Письма с просьбой рассмотреть возможность передачи этих полотен костелу св. Лаврентия начали поступать ныне покойному генеральному директору Львовской галереи искусств Б.Возницкому с 2011 года. И каждый раз Б.Возницкий отвечал категорическим «нет!». Эти памятники культуры являются государственной собственностью, хранятся в галерее искусств, доступны для осмотра гражданам Украины и иностранным туристам, и нет никаких оснований передавать их кому-либо, считал он.
Гибель Возницкого - за несколько дней до размещения упомянутых произведений в стенах Олесского и Золочевского замков - сделала их беззащитными.
Недавно во Львов прибыл министр культуры Украины Михаил Кулиняк. Некоторые львовские музейщики заволновались - дескать, министр приехал с миссией подписать соответствующие документы о передаче батальных полотен на депозит костелу св. Лаврентия, но этому, вероятно, что-то помешало.
Впрочем, как заметил министр в интервью радио «Свобода»: «Никто не имел никаких намерений принимать каких-либо конкретных решений по поводу полотен. Я приехал только изучить этот вопрос в ответ на обращение Министерства культуры Польши. Услышал разные мнения: - от полного непринятия обращения польской стороны до предложения поискать конструктивное решение».
Было решено создать украинско-польскую комиссию для оценки условий хранения полотен в Олесском и Золочевском замках и в костеле в Жовкве. В конце июня во Львове состоится заседание Музейного совета, на котором утвердят решение о судьбе картин Альтомонте.
О своей поддержке музейщикам заявили глава Львовской ОДА Михаил Костюк, председатель Львовского облсовета Олег Панькевич, директор Института народоведения НАНУ академик Степан Павлюк, народные депутаты Украины.
- Военные действия против турок под Веной, битвы под Парканами, Хотином касаются и нашей истории, - считает народный художник Украины академик Академии искусств Украины Любомир Медвидь. - Общеизвестно, что казацкие отряды принимали участие в битве против турок. То, что польская сторона хочет восстановить пантеон польской славы в костеле св. Лаврентия в г. Жовкве, находит у нас понимание. Его построили в честь победы польских войск под предводительством короля Яна Собеского (кстати, полуукраинца) во время военного противостояния между Польшей и Турцией. Существует мировая практика возврата музейных ценностей, которые в разное время были изъяты из мест их первичного установления, но это частные случаи, а не огульная практика. Передача музейных экспонатов на объекты, откуда они происходят, должна сопровождаться неопровержимой аргументацией и крайней необходимостью. В данном случае польская сторона такой аргументации не имеет. Мировой опыт показывает, что в подавляющем большинстве случаев оригиналы не возвращаются на прежние места. Чаще всего - когда возникает потребность в экспозиции - выставляются их детальные копии. В данном случае произведения стали музейной ценностью, получили музейный статус прежде всего как выдающиеся произведения искусства, а не как иллюстрация исторического прошлого. С этим надо считаться. Любое волевое решение власти недопустимо. Оно унизит украинское достоинство.
Комментарии
Лариса Возницкая, дочь известного искусствоведа, реставратор, заслуженный работник культуры Украины:
- Борису Григорьевичу в течение последнего года постоянно звонили по телефону из Киева, присылали письма с просьбой узнать: есть ли возможность после реставрации картин Альтомонте вернуть их жовкивскому костелу св. Лаврентия? Борис Григорьевич был категорически против. Одна из причин - в течение трех столетий эти произведения трижды капитально реставрировались. Из-за ненадлежащего их хранения.
В советское время, когда в костеле повыбивали окна, а потом устроили склады, картины разрушились. Спустя годы Львовской картинной галерее передали на реставрацию Олесский замок, и Борис Григорьевич понял, что именно там можно выставить эти полотна.
Студенты Львовского института прикладного и декоративного искусства (нынешняя Академия искусств) совместно со специалистами отреставрировали «Битву под Веной». Но размеры картины (7х8 м2) не дали возможности полностью развернуть ее для обзора. Три метра с изображением неба были свернуты, а батальная сцена с подписью Альтомонте - открыта для обзора.
Когда картинной галерее передали помещение монастыря в Олесске, Борис Григорьевич поехал за картиной «Битва под Парканами» (до 2007 года она в свернутом виде ждала реставрации). Как только Золочевский замок отреставрировали, там нашли площади для этой картины.
Специалисты реставрационной мастерской при Львовской картинной галерее взялись ее реставрировать (она была в очень плохом состоянии). Я ходила по спонсорам, просила денег.
Поскольку наш музей имел тесные связи с польскими реставраторами, у них возникла идея совместно восстанавливать картину на европейские средства. Борис Григорьевич согласился.
Вскоре польские реставраторы прислали проект соглашения, но Борис Григорьевич отклонил его. Из-за того, что проект содержал пункт, в соответствии с которым после завершения реставрации картины возвращают в Жовкивский костел св. Лаврентия. Борису Григорьевичу эта фраза не понравилась.
Тогда же из Польши был прислан другой проект соглашения, по которому «после реставрации эти произведения возвращаются во Львовскую картинную галерею». В дальнейшем картинами занимались реставраторы реставрационной мастерской Варшавского королевского замка совместно с украинскими реставраторами. За три года две картины отреставрировали полностью. От украинской стороны кураторами выступали я и Лилия Волкова, от польской - Павел Садлий.
Это уникальные произведения начала XVII в. В Западной Европе такого размера батальных полотен практически нет. Борис Григорьевич считал, что они должны храниться только в музее. Потому что там есть свои реставраторы, квалифицированная опека, и тысячи посетителей ежедневно будут иметь возможность осматривать картины.
Кроме этого, замки соответствуют тематике картин. В Олесском замке родился Ян Собеский, Золочевский замок был его резиденцией. Оба замка связаны с этой легендарной личностью. Это хорошо понимал Борис Григорьевич, и это была его государственная позиция.
В соответствии с Законом «О музейных произведениях и музейных коллекциях», полотна, включенные в состав государственной части музейного фонда Украины, не подлежат отчуждению, за исключением случаев потери, разрушения или обмена на другие музейные произведения или коллекции, поскольку нарушается положение о неделимости музейной коллекции. Вывоз лучших экспонатов коллекции Львовской национальной галереи искусств является актом разрушения целостности собрания, складывавшегося десятилетиями.
Несмотря на это, польская сторона настаивает на том, что культурные ценности надо вернуть на их изначальное место. Но сейчас реставрируется Подгорецкий замок. Почему бы Польше не вернуть крупное собрание картин и пейзажей, в свое время вывезенных оттуда? Если так ставить вопрос, то и Ченстоховская Богородица VI-VIII вв. была бы на нашей территории. И что - ее кто-то вернет?
Николай ШЕВЧУК, профессор Львовской национальной академии искусств, заслуженный художник Украины:
- Надо искать решения, которые удовлетворят обе стороны. В свое время поляки хотели, чтобы Украина отдала многие книги из львовской библиотеки Осолинских (сейчас библиотека имени Стефаника). Но общественность выступила против.
Теперь есть лучшие формы. Например, Вроцлавская национальная библиотека нашла возможность копировать, считывать книжные тексты электронными приборами и таким образом знакомить с ними читателей. Поэтому не обязательно должно быть физическое перемещение книжек или оригиналов полотен. Для этого существуют копии.