...Кельты почитали касту бардов - народных певцов. Велико было назначение барда у древних кельтов. Лучшим из всех преимуществ барда было право защищать слабого, право останавливать и вести к королю каждого обидчика. Они пользовались этим прекрасным правом, по словам закона, «во все время между своей первой песней на рассвете и последней при вечерней заре»... Только слово и арфа - оружие барда, никакого более.
Легенды и сказания старой Европы
«Надо думать о будущем нашей эстрады» (Николай Мозговой)... Не садился за стол долго, думал это сделают другие. Прошло достаточно времени. Увы... Почему я не согласен, что именно так надо думать о будущем нашей эстрады, как это делает народный артист Украины Николай Мозговой?
Во-первых, не приемлю в его радении того, что главный редактор еженедельника «Бульвар» называет сленгом, продюсер и муж Таисии Повалий Игорь Лихута - лексикой, а сам народный артист тем, что «каждый в жизни уже слышал». Считал и продолжаю считать сии перлы площадной бранью, то бишь, матерщиной, уверен, что к людям, матерящимся в присутствии женщин и детей, в приличном обществе относятся пренебрежительно, более того, неуважительно. Николай Мозговой сначала выплеснул матерщину на страницы еженедельника, а потом дообъяснялся до того, что радеющим за любое богоугодное дело позволено, мол, выражаться куда язык понесет, а читатели должны это прощать - они это уже слышали. Позволительно ли это делать журналисту, учителю, депутату и пр.? А народному артисту? (Столь часто пишу «народный артист», потому что интервью Николая Мозгового пронизано гордостью за свое звание). Такая позиция предполагает, что можно высказываться в подобном духе с подмостков эстрады, в радиоэфире, с телеэкрана - чем отличается слушатель и зритель от читателя? - ведь матюги каждый слышал! Хотя тут же Николай Мозговой восклицает: «Что уж говорить про писательницу Оксану Забужко! Это, извините, вообще...» Т.е., следует понимать, ненормативная лексика (матюги) на страницах скандального романа упомянутой писательницы его возмутили до глубины души. По-моему, непоследовательно. Свою отборную ругань объяснил сам герой интервью, назвав самого себя «хохлом»; оно ж понятно: если «хохол», так можно и «матом»! А для пущей убедительности: «Я - аматор...» Значит, вообще позволено. Я же думаю, что человеку, закончившему консерваторию, просто не хватило словарного запаса, чтобы выразить свои мысли. Ну бывает так. Учили-то музыке, а не нормальному русскому и украинскому языку. Издержки социалистического образования...
Далее. Об «...излишне резкой оценке некоторым коллегам». «Грин Грей», Павел Зибров, Александр Тищенко, «Табула Раса», Астрая, Аурика Ротару, Тарас Петриненко, Александр Злотник, Надежда Шестак, EL Кравчук, Ирина Билык, Таисия Повалий, Юрий Антонов, Василий Зинкевич, Юрий Рыбчинский, Александр Пономарев, Ян Табачник, Любовь Титаренко, Ирина Сказина (да простят меня некоторые, что не упоминаю их звания; Николай Мозговой о себе сказал: «Мне народ звание дал», а как у них с этим было, не знаю), о которых «вспомнил» Н.Мозговой, имеют своих слушателей и почитателей, как и Николай Мозговой, у каждого из них есть достижения, вершины - у некоторых поболее, чем у Николая Мозгового, но... Но зачем же так зло и в некоторых случаях бездоказательно на собратьев по цеху? «Принцип плюрализма мнений должен стать нормой жизни»? Пожалуйста! Но профессионально, беспристрастно, толерантно, как любил говорить Леонид Кравчук, который «давал Николаю Мозговому «народного». На самом деле сплошные ярлыки, обидные прозвища, грубые сравнения, пошлые откровения. Я, например, не восторгаюсь творчеством многих исполнителей, но разве это дает мне право оскорблять их? Каждый из них имеет право на творчество, на творческую индивидуальность. Если же кто-то рядом считает себя мэтром, он будет почитаем и превозносим, если поможет профессиональным советом. Никто не обидится, если «аксакал» один на один скажет горькие, но правдивые слова. Удивляюсь, почему спала принципиальность Мозгового в случае с «Грин Грей» до его выступления в прессе? «Прихлебатели», «я был в ужасе, когда слушал, какие опусы они создают», но... «они записывались у меня в студии»! Почему же позволил, если «был в ужасе»? «Плюразим мнений» или «за бабки»?
Ладно о молодых. Вот цитирует Николай Мозговой Юрия Рыбчинского: «Юра правильно сказал о себе: «Кончай, король, кончай!» или «Но с тех пор как Юрий Рыбчинский заявил, что эстрадная песня должна быть немного приблатненной, - как автор он для меня больше не существует» (слава Богу, «для меня», а не «для Украины», например). Но Юрий Рыбчинский отрицает, что он подобное мог произносить, т.е., то, что Николай Мозговой вкладывает в его уста. Привирает, мол, «аматор», а то, может, не расслышал. Думаю, что для меня и для многих Юрий Рыбчинский остается одним из лучших песенников СНГ, как мы нынче говорим. Дай Бог Николаю Мозговому написать столько шлягеров со всеми поэтами, с которыми он работает, сколько написал Рыбчинский. Да и в интервью Мозговой опять непоследователен. В одном абзаце он бичует приблатненные песни, а в следующем прямо грудью защищает... приблатненные песни Гарика Кричевского и Владимира Высоцкого.
Раздав должное многим, народный артист Украины все же не забывает похвалить молодежь: «Хотим мы этого или нет, но надо признать, что за этот год парень сделал себе на эстраде имя». Это - Юрко Юрченко. Но ведь знает Николай Мозговой, как и все профессионалы эстрады, что Юрко Юрченко - коммерческий проект «Территории А», раскручиваемый благодаря усилиям и поэтическим стараниям продюсера Александра Бригинца. Проект удачен. Но он только подтверждает то, что, вложив деньги сегодня в любого едва поющего, создав для него условия на ТV и пр., можно добиться желаемого. Если подобный проект россиян (Юра Шатунов и «Ласковый май») сегодня еще кем-то вспоминаем, то идентичный украинский проект Николая Павлова и Кости Осауленко (Руся) уже забыт. Время все расставит по местам: на эстраде будут работать профессионалы; кабацкие песни будут петь в кабаках; всем авторам будут платить достаточные авторские гонорары; после нас останутся только те песни, которые того заслуживают. Поэтов судит только смерть и память. Думаю, что и композиторов, и певцов, и журналистов.
Что еще? Субъективно не могу принять того, что человек пытается возвысить себя, рассказывая о былых заслугах или ставя себя на ступеньку пъедестала почета рядом с несомненным авторитетами. Вряд ли кто-то может выстроить в один ряд Ротару, Пугачеву, Леонтьева, Антонова и Мозгового. Честно говоря, не возражаю, была «Край, мій рідний край» и еще несколько песен. Но это было. А сегодня?
Думаю, этично всегда помнить и говорить о том, что любая песня написана в соавторстве. Например, «Край, мій рідний край» - с Владимиром Кудрявцевым, «Минає день, минає ніч» - с Юрием Рыбчинским и т.д. Или поэты, написавшие тексты к песням Николая Мозгового, не причастны к успеху этих песен? Следовательно, не причастны к успеху Николая Мозгового?
Ради чего же несколько разворотов интервью с мэтром эстрады? Какие истины поведал, за что боролся, что отстаивал? Единственное, что удалось отсеять из фонтана воспоминаний, нелицеприятных характеристик, груды грязного семейного белья и бахвальства: «Да, меня волнует нынешнее состояние украинской эстрады, а ежели кто-то обиделся, никто им не запрещает вступить со мной в полемику и аргументированно доказать, в чем я не прав». А в «состоянии украинской эстрады» волнует-то: «Как я хочу, чтобы все, наконец, запели «вживую»!.. Все! На этом всем и построен сюжет двухнедельной бульварной эпопеи Николая Мозгового. При этом было бы честно признаться, что и сам, бывало, певал под фонограмму. Ни-ни.
Я никогда не превозносил творчество Николая Мозгового. Я никогда не был противником Николая Мозгового и его творчества, более того, когда-то во время застольных посиделок с удовольствием пел «Край, мій рідний край». Я не из тех, кто «обиделся». Я не хочу «вступать в полемику» и что-то «аргументированно доказывать». Просто мне показалось, что во дворе дома, где все друг друга знают, кто-то высыпал кучу мусора, а потом гордо встал на нее и закричал на всю улицу, на весь город: «Эй, посмотрите, как у нас грязно! Это я сделал. Докажите, что я не прав!» Еще мне показалось, что весь этот мнимый скандал пропитан злостью и завистью к успехам собратьев, но известно же: «Не сей зубы дракона, ибо кровавым будет урожай».
Не думаю, что от этого скандала выиграла украинская эстрада. А среди проигравших - двадцать два участника конкурса «Ялта-97», проводимого в контексте фестиваля «Море друзей», которые сделали вступительный взнос, а конкурс не состоялся и когда будет - неизвестно.
Чтобы полностью закончить вынужденный разговор с читателем, приведу версии случившегося, которые мне удалось собрать, когда я готовил этот материал. Т.е., авторства моего здесь нет, это - синтез.
Версия первая, фестивальная
Николай Мозговой сотоварищи готовил проведение фестиваля «Море друзей». Денег в полном объеме не удалось собрать. Чтобы отвлечь внимание от провала фестиваля, был придуман удачный ход со скандальным интервью в прессе.
Меня, честно говоря, удивляет, как небольшая команда Мозгового в одно и то же время собиралась проводить концерт Хулио Иглесиаса в Киеве и дорогостоящий фестиваль в Ялте?
Версия вторая, политическая
По примеру российского президента, Леонид Кучма предполагал привлечь известных артистов к предвыборной кампании, о чем, видимо, собирался советоваться с Юрием Рыбчинским. То ли Мозговой обиделся, что не ему поручили создание команды артистов, то ли что не с ним собирались советоваться, то ли он изначально играл в другой команде, - именно в связи с этим он выступил скандально в прессе, упомянув предполагаемых артистов-кандидатов в команду по поддержке предвыборной кампании Президента Украины.
Версия третья, маловероятная
Николай Мозговой опять собирается выставить свою кандидатуру на выборы в депутаты Верховной Рады.
Драки в Верховной Раде были, но такой матерщины, какую предлагает Николай Мозговой, еще не было. Кто знает...
Версия четвертая, артистическая
Николай Мозговой опять хочет на вершину славы и внимания. Как известно, для этого артисту нужен или добротный шлягер, или хороший скандал. Со шлягером не сложилось, было принято решение о скандале.
* * *
Все. Кто прочитал, давайте вместе будем думать о будущем нашей эстрады. О светлом будущем.
...Анерен был первым бардом, который поднял меч рукой, бряцавшей на мирной и мудрой арфе. Судьба словно хотела наказать его за такое отступление от высокого назначения барда-певца, и в лице его, в первый и последний раз во всей истории кельтов, бард пал жертвой убийцы...
Легенды и сказания старой Европы