Неужели лед тронулся? Есть надежда, что, начиная с сентября, в этом году в скандальной истории Львовского драматического театра Западного оперативного командования (бывшего театра ПрикВО) появилась новая глава... Обнадеживающая. Театр, одиозная слава которого связана с многолетними «военными» маневрами, наконец получил нового руководителя. Им стал Алексей Кравчук, курбасовец из театральной фундации Кучинского. В планах нового руководителя не только постановки по пьесам Пиранделло и Винниченко, но и новый титул театра — Львовский муниципальный королевский театр. Не больше и не меньше!
«Вне творческая» жизнь этого театра уже много лет волновала и общественность Львова, и театральное содружество Украины. Чего только ни говорили об этом «военном театре»... О том, что он лишний, о том, что растерял свои таланты. О том, что хорошее помещение можно использовать под самые различные потребности. Множество инстанций косо посматривали на дом в центре Львова (на улице Городецкой, 36) и, возможно, мечтали о каких-нибудь бизнес-проектах под этой крышей. В последнее время почему-то редко упоминали о том, что именно в этом театре в свое время играли Владимир Дальский и Александр Гай. А настоящей примой — звездой театрального Львова — длительное время в этом театре была легендарная актриса Зинаида Дегтярева, любимица города. Женщина, о которой, к сожалению, сегодня редко вспоминают в контексте поисков и достижений украинского театрального искусства... А напрасно. Ведь ее роли в «Вассе Железновой», «Последней жертве», «Хануме», «Лесе», «Барабанщице» стали «визитками» нашего театрального города. Но все течет, все меняется... Новых «визиток» больше не появилось, а слава Дегтяревой и ее театра, к сожалению, покрывается пылью.
Кто знает, возможно, новая команда, которая сегодня заходит в это помещение, и возродит лучшие традиции и откроет новые перспективы?
Напомню, что, начиная еще с 1993 года, несмотря на обращение в Минобороны главного режиссера театра народного артиста Украины Виктора Щербакова о расширении штата, количество актеров из года в год уменьшалось. Кроме того, сократили должности машиниста сцены, гримеров, костюмеров, забрали и транспорт, что сделало невозможной гастрольную деятельность. В 1996 году финансирование театра Прикарпатского военного округа вообще прекратили.
— Наши вооруженные силы не захотели театра! — сетует директор театра полковник в отставке Николай Лысюк. — Тогда и встал вопрос расформирования. Но у театра ПрикВО большая и хорошая история, поэтому актеры и профсоюзный комитет поставили цель — при любых условиях сохранить его.
Неоднократно обращались в Министерство культуры и туризма, чтобы оно забрало театр под свое крыло. Получили отказ. Взамен поддержку предложила Львовская городская администрация: в конце 2007-го Драматический театр Западного оперативного командования передали-таки в собственность территориальной общины города, а это означает, что во Львове появился муниципальный театр.
Новый художественный руководитель Львовского муниципального театра Алексей Кравчук |
Спросите, какое отношение к новообразованному муниципальному театру имеет директор курбасовцев? Непосредственное. Потому как в начале нового театрального сезона он сменил место работы — с 1 сентября Кравчука представили труппе как художественного руководителя.
От себя добавлю, что Алексею занимать эту должность, как говорится, сам Бог велел... Он фактически вырос за кулисами театра ПрикВО, где много лет работали его родители — народный артист Украины, актер и режиссер Анатолий Кравчук и заслуженная артистка Украины Ирина Кравчук.
Заниматься новообразованным муниципальным театром Кравчук начал отнюдь не вчера. Уже несколько месяцев кряду улаживает и творческие, и технические вопросы с департаментом гуманитарной политики Львовского горсовета. Ведет переговоры со спонсорами. Договаривается о приезде в театр коллег-режиссеров. Плотно работает с распространителями билетов...
При этом «дотягивает» дела в театре Курбаса. Еще и умудряется сотрудничать с другими театрами. В частности, с Луганским музыкально-драматическим, где по приглашению Михаила Голубовича ставит пьесу итальянского драматурга Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора». Наверное, из-за такой нагрузки у него и глаза красные, и крайне уставший вид. Но настроение хорошее.
Так что сезон 2008/2009 в новом муниципальном коллективе, по словам Кравчука, будет переходным. За это время нужно успеть многое сделать. В частности, привести в коллектив нескольких перспективных режиссеров. Сейчас существует договоренность с выпускниками художественного руководителя театра Курбаса Владимира Кучинского — Николаем Березой и Тамарой Квеквескири.
— Для театра работа с молодыми режиссерами очень выгодна, — считает Кравчук. — Во-первых, молодежь хочет работать, во-вторых, труд с молодыми режиссерами — это малобюджетные проекты, которые очень важны как раз на этой, начально-переходной стадии.
В перспективе — сотрудничество с Владом Троицким и Климом, которые предварительно дали согласие приехать во Львов, но еще не известно, когда и что именно будут ставить.
Будут приглашать для постановок и режиссеров львовских театров. На октябрь запланировал работу и сам только что назначенный художественный руководитель — это будет постановка по Луиджи Пиранделло «Генрих IV».
Похвастался Кравчук, что уже нашел спонсора (это львовский предприниматель Андрей Билак) на постановку пьесы Владимира Винниченко «Между двух сил». Репетиции начнутся весной 2009 года, а зритель увидит премьеру на День Независимости.
— Если все будет хорошо, — говорит художественный руководитель, — поставим за сезон по крайней мере три премьерных постановки. Относительно репертуарной политики это будет объединение классики и произведений современных драматургов, таких, например, как Павел Арьев (автор пьесы «Цвета»).
А пока что в репертуаре театра ой как негусто: семь постановок для взрослых и две — для детей.
— Львовяне забыли о театре по объективным причинам, — говорит Алексей Кравчук. — Поэтому сначала нужно «прокатать» весь репертуар, все что есть. Только через зрителя можно оценить наши сильные и слабые стороны.
Оба руководителя сходятся на том, что все же видят свет в конце туннеля, потому что «коллектив успокоился, люди получают зарплаты, пусть небольшие, но и это уже что-то! Мы готовы работать!».
Хотя сейчас существуют проблемы и с актерами. На начало нового театрального года их в штате всего-навсего девятнадцать. В планах — увеличить творческий состав хотя бы до 25 человек. Кравчук уже договорился с Богданом Козаком о привлечении к работе в театре нескольких молодых актеров, потому что возрастной ценз труппы — выше среднего, что значительно сужает репертуарные возможности. Должен влиться в коллектив и Владимир Гуцул — бывший актер Харьковского театра им. А.Пушкина.
Главную же ставку Кравчук делает на актеров своего нового театра — Григория Маякова, Вадима Тадеру и, вне всякого сомнения, народную артистку Украины Жанну Георгиевну Тугай, которая работает в труппе свыше 40 лет, потому что «замены ей нет!»
— Считаю, что общими усилиями мы сделаем все для того, чтобы театр занял достойное место не только в театральном контексте Львова, но и в контексте Украины. И имел название Львовский муниципальный королевский театр, — надеется Кравчук.
В дальнейших его планах — создание Музея театров Галичины. В том числе — и театра армии.
— Существуют архивы — и у приверженцев театра ЗОК, и у актеров, и в университете, — рассказывает Кравчук. — Эти документы нужно только собрать и упорядочить.
И еще: по словам художественного руководителя, уже ведутся переговоры с предпринимателями Львова и Донецка о создании на базе театра элитного бизнес-творческого клуба: «денежные люди в перспективе будут определять приоритетные творческие проекты, которые будут финансировать». Конечно, Алексей надеется и на активную финансовую поддержку городских властей: речь идет и о художественных проектах, и о проведении ремонтных работ.
Самая большая среди бытовых проблем — дырявая крыша |
Пока что городские власти выделили средства (204 тысячи гривен) только на ремонт котельной, которая должна быть сдана к началу отопительного сезона. Но... Даже если котельную во время приведут в порядок, там некому будет работать — в штатном расписании нет соответствующих единиц.
Комментарий
Андрей СИДОР, начальник управления культуры и туризма Львовского городского совета:
— Чудес не бывает. Город только с 1 января 2008 года взял театр на баланс. Платим людям зарплату, обеспечиваем коммунальные выплаты. Заложили средства на проектную документацию. За 2009 год, думаю, ситуация исправится. Главное, что люди поверили: город не оставит их на произвол судьбы.
Ретро
Львовский муниципальный театр (до недавнего времени — Драматический театр Западного оперативного командования) основан в 1931 году как Всеукраинский театр Красной армии. Позднее стал театром Киевского военного округа. Во время войны это был один из немногих фронтовых театров в составе Северо-Западного, Сталинградского и Забайкальского фронтов. В 1953 году театр из Одессы переезжает во Львов в статусе Российского драмтеатра Прикарпатского военного округа (ПрикВО). Здесь работали народный артист СССР Аркадий Аркадьев, народные артисты Украины Владимир Дальский, Александр Гай, Любовь Калачевская, Анатолий Кравчук, Алексей Максимов, Борис Чинкин, заслуженные артисты России Борис Молчанов, Геннадий Щербаков, заслуженные артисты Украины Ирина Кравчук, Кира Байбакова, Роза Воробьева, Николай Остроушенко. Из ветеранов до сих пор в театре работают народные артисты Украины Виктор Щербаков и Жанна Тугай и заслуженные артисты Украины Владимир Сатаров и Иван Макогон. Золотые страницы театра — режиссеры Алексей Попов и Анатолий Ротенштейн. И, вне всякого сомнения, — народная артистка Зинаида Дегтярева, которая создала на сцене десятки разноплановых образов.