Обычная лицензионная видеокассета, купленная в обычном магазине (правда, московском), называется: «1001 рецепт влюбленного повара». На глянцевой обложке фотография Пьера Ришара. И - забытый вкус! - среди стран, принимавших участие в производстве, написано: «Украина», ведь одним из копродюсеров фильма является украинская «Студия 1+1». Как мы уже сообщали, на днях появился повод заново пережить это не совсем обычное ощущение: Американская киноакадемия выдвинула картину на соискание премии «Оскар» за 1996 год в категории «лучший иностранный фильм», и вся мировая пресса упоминает Украину в качестве одного из участников постановки.
Опять-таки непривычно: за последнее время только раз наша страна была как-то причастна к высшей кинематографической награде западного мира: оператором прошлогоднего оскаровского победителя - фильма «Утомленные солнцем» был киевлянин Вилен Калюта. Сегодня герой дня - генеральный продюсер «Студии 1+1» Александр Роднянский. Он рассказывает:
- Замечательного грузинского режиссера Нану Джорджадзе и ее мужа и соавтора Ираклия Квирикадзе я знаю лет двадцать, а то и больше. Несколько лет назад Нана была отмечена на Каннском фестивале призом самому многообещающему дебютанту «Золотая камера» за свой очаровательный фильм «Робинзонада». Ираклий хорошо известен всему Советскому Союзу еще с тех пор, как по Центральному телевидению без счета раз крутили его короткометражку «Кувшин», позже он снял очень удачный и успешный фильм «Пловец», и вообще Квирикадзе считается одним из ведущих европейских сценаристов. Естественно, когда ко мне обратились с предложением принять участие в проекте, я понимал, что вкладываю свои средства, энергию и связи не в случайных людей, и сделал все от меня зависящее, чтобы этот проект состоялся.
Разумеется, имел большое значение выбор исполнителя главной роли. Пьер Ришар давно не снимался в кино и тщательно берег свой статус добровольного затворника. Между тем он по-прежнему исключительно популярен как у нас, так и в Европе. Забавный пример: во время прошлогоднего Каннского фестиваля, где «Влюбленный повар» был показан в смотре «Двухнедельник режиссеров», я обедал с Пьером Ришаром. Так вот, наш столик пришлось оградить от любопытных ширмами - и это в Каннах, где концентрация звезд на квадратный метр выше, чем где бы то ни было в мире! Что и говорить, Пьер Ришар - великий артист.
Но был еще мотив: хотелось опробовать от начала до конца технологию сложной европейской копродукции, в которой я представлял «Студию 1+1». Помимо нас в этом проекте принимали участие такие европейские лидеры, как «Studio Babelsberg» (Германия), «La Seрt» (Франция), «G.M.S.» (Бельгия). Иначе говоря, мы оказались в приличной компании. Понятно, что каждый последующий проект с такими партнерами будет даваться все легче. В этом есть насущная необходимость для сегодняшнего украинского кино.
Коллеги-кинематографисты могут сколько угодно взывать хоть к правительству, хоть к парламенту, хоть к Господу Богу. Денег на то, чтобы снимать кино, от этого в стране не появится. Студии закрываются, съемочные павильоны сдаются под склады, уникальные специалисты увольняются. Допустим, многие находят работу в новых телекомпаниях, в том числе и в нашей, но при этом на глазах увядает, без преувеличения, одна из ведущих в мире киношкол. Единственный - подчеркиваю, единственный - выход: интегрироваться в мировой кинопроцесс, постепенно нащупать в нем собственные позиции и, что немаловажно, найти пути не только поступления денег оттуда, но и продвижения наших будущих фильмов туда. Все это требует времени и денег, но, повторяю, все это реально.