Интернет развращает. Более того, он может полностью деморализовать. Представьте себе отчаяние филолога, который знает, что стоит нажать несколько кнопок — и на экране монитора появится любой текст. Все, что пожелаете. Последний роман Павича? Свежую статью Бодрияра? Сравнительный анализ стилистических свойств глагольных форм украинского языка и хинди? Вторую часть «Поэтики» Аристотеля?.. Сарказм информационного бога — ведь все тексты не перечитаешь, а как выбрать среди такого перечня? Остается только выключить компьютер и вспомнить старые добрые времена, когда за интересной книгой нужно было полдня отстоять в очереди, если уже посчастливилось такую очередь найти.
Впрочем, не стоит пугаться. Если старая Европа и правда скоро утонет в волнах информационного океана сети, то нам это не грозит, потому что у нас этого океана не то что по колено — лягушке по глаза.
Если говорить об украинском сегменте Интернета вообще, его нельзя упрекнуть в чрезмерной аморфности или слабости. Но если взять его литературную составляющую, то можно разве что искренне удивиться, а то и схватиться за голову — то ли Интернету не нужна литература, то ли наоборот...
Страна лилипутов
Характерная особенность нашего литературного Интернета — перенасыщенность мелкими сайтами. Даже если отбросить типичные «домашние страницы» с непременным разделом «творчество», подавляющее большинство ресурсов — это детища одного-двух энтузиастов, которые в свободное от работы время и за собственные средства продвигают национальную культуру в сеть. Соответственно, не удивляет ни фрагментарность (и бедность) наполнения, ни обновление «когда настроение будет», ни откровенно грубый дизайн.
В свое время рунет пережил нашествие персональных страниц типа «я и моя собака», которые просматривал сам автор (иногда несколько раз в день), а в лучшем случае — несколько его друзей. Усвоив и творчески переосмыслив опыт соседей, значительная часть литературных сайтов строится по принципу «я и моя тусовка». Тусовка может быть разной — от фаната моего творчества соседа Васи до более-менее серьезной литературной группировки, — но остается тусовкой, с неизбежной ориентацией ресурса на «избранных» (читай — неинтересной для остальных).
Сайты типа «Літературного клубу-99» (https://kma.mk.ua/). Большой перечень произведений современных украинских авторов (преимущественно поэзия) дополняется довольно мощным корпусом критических текстов.
Интернет, без сомнения, облегчает нашу жизнь. Другое дело — до какой степени.
В свое время я пытался найти в сети поэзию Евгения Плужника. После хорошего часа поисков я имел кучу интересных ссылок, но не стихи. Конечно, я знал, что где-то она все же должна быть — на странице какого-нибудь профессора-энтузиаста, или на сайте ультрарадикального литкружка, или где-то еще, но прикинув, сколько времени у меня заберет дорога до ближайшей библиотеки, я выключил компьютер. Но самый большой сюрприз поджидал меня именно там — вы не поверите: у них не было Плужника!