Руслана - пожалуй, единственная певица на украинской поп-сцене, эстетика коей приравнена к этике. Это значит - человеческая природа в ней выше сценической. А поиск имиджа сводится к поиску нравственного критерия. Показательно уже то, что время суток, в котором, явно и предполагаемо, происходит действие большинства ее песен, - не ночь, кипящая страстями, как у многих, а - рассвет, несущий в себе некую очищенную струю радости нового дня, еще не обремененного будничными заботами. Какая-то даже упрямая непорочность Русланы заставляет позабыть о сцене как о средоточии греха, изживаемых инстинктов, сальностей и кича. Не становясь на котурны сама, она не обособляет и сцену - напротив, делает ее частью среды. Местами ее выступлений становятся лесная поляна, горное плато, анфилада храма или строгая геометрия древнего замка. Ее песни вызывают у души полузабытый рефлекс расширения. Может быть, потому ее так любят дети.
Недавно Руслана привезла в Киев свой новый альбом под названием «Последнее Рождество 90-х», плюс оригинальный видеоклип к нему. Почему русланино Рождество для киевлян перенеслось на весну - вопрос денежный, который, подобно вопросу о погоде, вызывает только легкое пожатие плечами. Впрочем, фильм можно было видеть по телеканалу «Интер» 6 января, в Сочельник. И те, кто его видел, наверняка запомнили его в хорошем смысле беззастенчивость, почти экспромтную непосредственность, свежесть посреди жухлых рождественских посиделок с нашей «суррогатной» шоу-бизовой элитой.
Режиссеру Николаю Михайлову, получившему за многочисленные свои клипы и ролики 50 призов в разных номинациях, удалось снять очень фактурную работу, драматургически безупречно выстроенную, насыщенную театрализованным действом. Брызги воды, брызги снега, улыбки, блики солнца на обесцвеченных куполах, облака, ликующая толпа, снег клавиш с пристанями черных и машина, увозящая в заутюженные до синих стрелок трамвайных колей львовские улочки всех, всех, всех. Безотчетная нутряная радость, лишенная обычного, «допингового» происхождения. Сами съемки и принцип монтажа были, если можно так выразиться, возбужденно-спонтанными: словно бы человек, которого еще не покинуло чувство восторга, жадно стремился поведать обо всем увиденном. Натурой для клипа «Мить весни» послужили живописные уголки в Карпатах, Крыму, на Харьковщине: природа и простор. Кроме того, фильм озвучен по новейшей системе Dolby Surrourd, что оставляет впечатление, будто «ты там побывал». Сам музыкальный альбом «Последнее Рождество
90-х», выпущенный компанией «Астра», продолжает взятую Русланой высокую эмоциональную ноту. Музыка ее в равной степени имеет как языческие, так и христианские корни, тянется вверх, к свету Святой Троицы, одновременно просачиваясь вниз, в Землю, расщепляясь на элементы нашего пра-бытия. Язык Русланы двоякий: он состоит из внешне безыскусного языческого мелоса и высокого христианского хорального накала; заклинание и молитва в одном лице, да еще и прошедшая сквозь весь музыкальный пласт ХХ столетия, сквозь рок, поп, джаз. По сути ее творчество - это попытка организовать на сцене музыкально-духовное пространство, сочетающее множественные, бесконечные варианты накопления добра и света, «всеядную» субстанцию, которая свободно проникала бы в любую историческую или культурную эпоху. Отсюда - синтез искусств, или же то, что сама Руслана называет «эклектика».
В сущности, все, что делала певица эти 3-4 года, есть желание популяризировать естество, первородный романтизм; обнажить корни, обратиться к истокам, заставить почувствовать себя и все вокруг частью общего орнамента, да просто, как выразился один человек на концерте в «Динамо-Люкс», - «спеть по-человечески». И Руслана пела. С экрана, и так, живьем, без аккомпанемента. Многие критики вопрошают о стиле ее музыки: симфо-рок? арт-фолк? арт-рок? поп-арт? И все это весьма неполно обозначает ее творческую манеру. Потому что чистое, элементарное побуждение, так свойственное ей, не имеет внешнего пафоса.
Эта самая эстетика Русланы, скрещенная с этикой, толкает ее на проведение масштабных культорологических акций. Одна из таких планируется на лето: «Тур по замкам Украины и Европы». Цель, помимо саморекламы, - «реклама» заброшенной нашей старинной архитектуры. Этот тур - возможность не просто «попеть в романтических условиях», но обратить внимание общества на, к сожалению, беспризорные, ветхие развалины некогда горделивых зданий. Жест благородный. И потом: разительно новшество: в Украине такого еще не делал никто. К этому по-разному относятся. Одни скептически поднимают бровь: «В замках? В священной трухе? Поп-певица?» Другие восхищаются. Но в любом случае заслуживает уважения то, что энергия, извлекаемая из популярности, не тратится только на самообслуживание, как у многих артистов. «Пам'ятай, тільки пам'ятай: де сонце встає, там майбутнє твоє», - этот, на первый взгляд, «кондовый» текстовой наив оборачивается самым что ни на есть реальным прогрессом: Руслана уверенно идет на восход своей филантропической карьеры.