«Нет, это не Рио-де-Жанейро», — думала я воскресным утром, прогуливаясь по местам, где ожидался праздник книги, приуроченный к празднику столицы. Это даже не Львов в начале осени, переполненный толпами паломников-библиофилов, писателей, художников и издателей. Международный книжный форум издателей в Киеве проходил камерно и как бы между прочим. Свинцовые тучи и тень «космических» выборов нависли над городом, на Майдане награждали участников «Пробега под каштанами», народ привычно толпился вокруг уличных музыкантов… Ряд зеленых палаток, в которых предлагали свой товар издательства, бросался в глаза не сразу. Пока ближе не подойдешь и не поймешь: книгами там торгуют или напитками, а, может, это очередные митингующие расположились неподалеку от Киевсовета…
Николай Жулинский |
Еще меньше народу добралось до Музея Ивана Гончара и Музея книгопечатания на территории Киево-Печерской лавры, где также проходили презентации, чтения и круглые столы. Однако настоящим фанатам литературного слова нехватка рекламы не помешала.
Владимир Цибулько |
Сергей Жадан |
Юрий Покальчук |
Потренировав уши, отправляемся к книжным стендам: найдется ли здесь что-нибудь по вкусу неисправимому книголюбу?
Приятно отметить, что среди привезенной на форум литературы стало меньше пафосно-патриотических и оттого мало кому интересных книг. Заслуживали внимания попытки нового прочтения истории, переосмысления жизненного пути персоналий прошлого и современности. Попадались и откровенно скандально-дилетантские произведения, но нашлось чем порадовать и более требовательного читателя. В частности, серией книг Валентина Бадрака о стратегиях успеха выдающихся исторических личностей («Фолио») или «Українською якбиТОлогією» Дмитрия Шурхало («Піраміда») — книгой о случайностях, изменивших ход истории. В области гуманитарных изысканий лидерами продаж оставались книги Оксаны Забужко (Киев, «Факт»).
Конечно же, «Польові дослідження з українського сексу» будоражат интерес читателей не меньше, чем «Шевченків міф України» или «Хроніки від Фортінбраса». Тема интимных отношений — вечный двигатель человеческого любопытства и, соответственно, вечный источник легкой прибыли. Литературы «с перчинкой» на форуме хватало с лихвой — на любой вкус, для любого возраста. Хотите посмеяться — полистайте фривольные стишки Александра Меламуда с иллюстрациями Радны Сахалтуева («Фолио»). Стремитесь к чему-то более изысканному, с налетом старины, — вот вам античные мифы без купюр в «Міфології для дорослих» Станислава Стабрылы (Киев, «Юніверс»). А для детей, с которыми родители стесняются поговорить на щекотливые темы, — целых две книги, которые облегчат этот нелегкий процесс: «Як я народився» (Киев, «Задруга») и «Відверта розмова «про це» (Киев, «Країна мрій»). Первая — короче и целомудреннее. Вторая затрагивает более широкий спектр тем — в частности, мастурбацию, нетрадиционную ориентацию, контрацепцию и предотвращение сексуального насилия. Впрочем, довольно-таки деликатно. В то же время много внимания уделяется чувствам, сопровождающим интимные отношения.
Мамам и папам с постсоветской ментальностью, как правило, нелегко объяснить детям не только то, как они появились на свет, но и то, как правильно распоряжаться деньгами. Тут-то и пригодится книга Бодо Шефера «Пес на ім’я Мані, або Абетка грошей», выпущенная «Видавництвом Старого Лева» (Львов). Впрочем, эту повесть финансового консультанта номер один в Европе стоит прочесть и взрослым. Среди прочих книг этого издательства, особенно понравившихся юным посетителям форума, — веселые повести английского писателя Джереми Стронга с иллюстрациями Максима Паленко.
В целом детский сегмент выставки порадовал: неплохие украинские переводы мировой детской классики, не забыто и отечественное наследие. Есть у нас книги, которые хочется купить своим детям, да и самим украдкой полистать. Были бы еще условия для того, чтобы их становилось все больше…
Среди представленного во взрослом сегменте можно было подыскать украинскую книгу любой степени удобочитаемости: от Лады Лузиной до Оксаны Забужко, от сказки-фэнтези до многослойной бессюжетной «альтернативщины», для прочтения которой понадобятся серьезные сдвиги в сознании. Взгляд то и дело останавливался на знакомых именах — Мария Матиос, Лариса Денисенко, Юрий Андрухович, Лесь Подервянский, значительно реже — на незнакомых названиях книг.
Также, очевидно, можно констатировать определенное омоложение украинской литературы: в нее с разным успехом пробивается поколение рожденных в 80-е. Сашко Ушкалов, Артем Чех, Таня Малярчук и, конечно же, Любко Дереш. Его имя так часто попадалось на глаза (в анонсах и книжных заголовках) и в уши (в слухах, сплетнях и песенно-поэтических строчках), что в конце концов Дереш начал чудиться мне собственной персоной — на разных площадках и задворках форума. Вот такая знаковая и немного мистическая фигура.
Не менее знаковую личность многочисленные поклонники пришли увидеть живьем вечером в субботу, проигнорировав финал «Евровидения». Феномен Василя Васильцева, этакого украинского «поющего медведя», заслуживает отдельной статьи. Его хиты наподобие «Дякую, Руслано!» или «Комп’ютер-Інтернет» пользуются в Унете не меньшей популярностью, чем разномастные «фотожабы». А вот дискуссия по поводу того, сознательно паясничает этот 20-летний парнишка или действительно свято верит в гениальность собственного творчества, пока остается открытой. Его музыка — смешение стилей в нечто громкое, синтетическое (в промышленном значении этого слова) и серо-буро-малиновое, вокал — виртуозное непопадание ни в одну ноту, а тексты не взял бы в работу ни один уважающий себя композитор-песенник. О, нет, это вам не «Ласковый май»! Творчество Василя — это не пародия на махровый масскульт, это бесконечное самопогружение в поисках пределов собственной бездарности. А для этого нужно быть очень и очень храбрым! Такой отчаянной храбрости, увы, не хватает многим творческим индивидам, которые застревают где-то возле нулевой отметки, маскируя свою пустопорожность пафосом, излишней серьезностью или откровениями, которые, перефразируя Подервянского, «уже давно нікому не інтєрєсні».