В рамках фестиваля искусств «Славянский базар» в Одессе проходил VI кинопоказ «Премьеры славянского кинематографа». Были представлены лучшие фильмы России, Украины, Польши, Словении, Белоруссии. Всего 17 картин.
Для Одессы киновернисаж оказался неожиданным сюрпризом, собственно, как и фестиваль в целом. К сожалению, одесская публика, в массе своей это событие не оценила. Тысячеместный зал Дворца культуры Одесского политехнического университета, где проходил премьерный просмотр был заполнен на четверть. Если не считать приглашенных гостей и аккредитованных журналистов, то ежедневно на кинопросмотрах присутствовало 40-50 человек. Не было рекламы, зритель давно забыл дорогу в кинотеатр, это и сыграло не последнюю роль.
На суд одесситов, которые должны были выступить в качестве большого зрительского жюри, было привезено самое лучшее, что сделано за последние годы в России и Украине. Картины, которые зритель увидит не скоро и увидит ли вообще, не известно.
Достаточно назвать фильм «Вор» Павла Чухрая, выдвинутый в прошлом году на «Оскара» и получивший в этом - 6 призов «Ники». Его представляла Екатерина Редникова, исполнительница одной из главных ролей. Привез свою картину «Возвращение Броненосца» и режиссер Геннадий Полока. Премьера его фильма уже прошла в Монреале, Чикаго, Париже, в Вашингтоне на фестивале двух столиц: Москва - Вашингтон, на фестивале в Берлине, где он получил приз зрительских симпатий. Недавно премьера состоялась в Москве. Картина - призер «Кинотавра», исполнительница одной из главных ролей Людмила Потапова, которая была гостьей фестиваля, получила приз имени Веры Холодной. Впереди еще восемь премьер: в Китае, Израиле... Теперь Одесса. Для самого режиссера, который снял здесь четыре свои предыдущие картины, по его словам, - это стало неожиданным сюрпризом.
Режиссер Юрий Грымов показал «Му-му», «Ка-ка-ду» - Сергей Гурзо. Представляла «Три истории» и одесский режиссер с мировым именем Кира Муратова. Актер Сергей Маковецкий представлял фильм Александра Черных «Он не завязывал шнурки», где сыграл главную роль, он же исполнил одну из главных - в фильме «Три истории». Был Лев Дуров с картиной Владимира Машкова «Сирота казанская». Также были представлены фильмы Вадима Абдрашитова «Время танцора», Валерия Тодоровского «Страна глухих», Владимира Бортко «Цирк сгорел и клоуны разбежались».
Все это картины российских режиссеров. Украина участвовала в показе, но, к, сожалению, очень и очень скромно. Уже названные «Три истории» Киры Муратовой, «Две луны и три солнца» Романа Балаяна, «Репортаж» Владимира Балкашинова и «Приятель покойника» Вячеслава Криштофовича. Польша представила фильм Ежи Кавалеровича «За что?», Словения - картину Артура Кошака «Аутсайдер». И еще был «Спаситель» режиссера Горана Антоньевича (Словения) и сорежиссера, продюсера Оливера Стоуна (США). Эту картину предоставил на фестиваль еще совсем «тепленькую», только что смонтированную продюсерский центр «Парадиз». Премьерный показ этого фильма в Америке планируется в сентябре. В качестве украшения киновернисажа в программу был включен и фильм известного французского режиссера Алена Рене «Старые французские песни о главном», получивший 7 «Сезаров».
В общем-то режиссеры и актеры давно привыкли к тому, что публика в кино не ходит. Если в зале сидит 10 человек, это уже хорошо, обычно 3-5. Во всяком случае так в Одессе, да и, судя по рассказам гостей фестиваля, в российских городах то же самое. Причиной тому наши убогие кинотеатры, о чем именитые гости с горечью говорили на встречах с журналистами. Сегодня в Москве открыто пять современных кинотеатров с мягкими креслами и современной звуковой аппаратурой. Никита Михалков, возглавивший Союз кинематографистов России, обещает открыть 150 по всей стране, на что режиссер Полока заметил: «Есть опасения, когда их откроют, смотреть будет нечего, и тогда зритель убежит надолго, и его уже ничем не вернешь».
Пока смотреть есть что. Как реагирует на это зритель, какие картины ему по душе, а какие нет - в этом смысле любопытен кинопоказ «Премьеры славянского кинематографа» в Одессе. Конечно, говорить о массовом зрителе не приходится. И все же.
Самую высокую оценку 5,2 балла по шестибалльной шкале получили два фильма - «Вор» Павла Чухрая и «Спаситель» Оливера Стоуна. Кстати сказать, картину «Вор» взял один из кинотеатров Одессы - и ни одного зрителя не было. Но это еще раз говорит о том, что без рекламы собрать публику невозможно.
А вот «Спаситель» - это единственный фильм, в оценке которого зритель был единодушен: ниже 4 баллов никто не поставил. Как отмечают критики, это крепкая картина, по-американски сделанная, когда успех заранее просчитан. Хотя смотреть ее очень тяжело. Показана война в Югославии, жестокая до умопомрачения.
Довольно высоко оценили зрители фильм Юрия Грымова «Му-му» - в 5,1 балла. Кстати, Кира Муратова, единственный из всех одесских режиссеров, кто смотрит чужие фильмы (она была зрителем кинопоказа «Премьеры славянского кинематографа»), сказала об этом фильме, как о прорыве в сторону Параджанова, в сторону кино иносказательного, образного, метафорического.
- Но если придираться, - заметила Кира Георгиевна, - могу сказать: если изображение для Грымова - его царство, то звук - не совсем его сфера. Он так прекрасно, точно, натурально создал мир барыни, что я верю, существовала такая барыня, что она жила именно так, что ее покои были именно такими, и вдруг на этом фоне невероятно ужасно говорят дворовые, особенно дети, как современные московские школьники. Даже «Му-му» немой и то произносит неправильно.
Дальше оценки распределились следующим образом. 5 баллов получила «Сирота казанская», 4,9 балла - «Время танцора», 4,8 - «Страна глухих», «Цирк сгорел и клоуны разбежались», 4,7 - «Приятель покойника», 4,6 - «Две луны и три солнца», 4,5 - «Возвращение Броненосца», «Три истории» и «Аутсайдер», 4,3 - «Он не завязывал шнурки», 4,2 - «Ка-ка-ду».
Кстати, о фильме Геннадия Полоки «Возвращение Броненосца». Он был снят в Одессе и не без помощи Одессы. В картине многотысячная массовка. «И если бы не самоотверженная работа одесситов, которые в морозную стужу изображали лето, - говорил Полока, - то, может быть, картина и не состоялась». Фильм посвящен Одессе, он об Одессе, о ее золотом времени - 20-х годах, когда Одесса была настоящим советским Голливудом: здесь было три киностудии и в год снималось 200 картин, больших, полнометражных. Работали знаменитые театры и была своя известная литературная школа. Однако, некоторые зрители восприняли эту картину почему-то как издевательство над революцией, хотя никакой революции и броненосца как такового там нет. В фильме, в частности, показано, как снималась великая картина выдающегося мастера кино Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», явившая собой революцию в кинематографе. «Возвращение Броненосца», по словам режиссера Геннадия Полоки, - это возвращение к истокам, к тому, с чего начинается великое искусство: с потрясения, постижения и т. д.
Но, пожалуй, самую разноречивую оценку зрителей получил фильм Киры Муратовой «Три истории». Зал, можно сказать, разделился: одни поставили 6 баллов, другие - 3 и даже 2 балла. Хотя, для такого режиссера, как Муратова, с ее яркой индивидуальностью, ничего удивительного.
Низкую оценку зрителей получила картина Владимира Балкашинова «Репортаж» - 3,8 балла. И, как ни странно, самую низкую - фильм французского режиссера Алена Рене «Старые французские песни о главном», получившем семь «Сезаров». Наверное, если бы свой фильм Рене посмотрел в Одессе, то тоже бы ничего не понял. Звук был отвратителен, перевод - не лучше. Режиссер Геннадий Полока, который увидел свой фильм в одесском кинотеатре, сказал:
- Я посмотрел свою картину, и мне стало дурно. Когда «Возвращение Броненосца» демонстрировалось в Америке в Кеннеди-центре, то один киновед, который ведет там премьеры, первое, что мне сказал: «Какой у вас звук! Это потрясающе!» А в чем сила звука? В том, что в зале установлено специальное стереоскопическое оборудование. Вокруг тебя динамики, и с одного - раздаются одни голоса персонажей, с другого - другие, с третьего - третьи и т. д. Конечно, чтобы эту партитуру разработать, надо написать отдельный сценарий. Не всегда это делают режиссеры. Но у меня, где многотысячная массовка, это есть.
Итак, приз зрительских симпатий, который будет вручен позже, получат два фильма: «Вор» Павла Чухрая и «Спаситель» Оливера Стоуна. Помимо приза зрительских симпатий на фестивале «Славянский базар» впервые была вручена денежная премия в размере 1 тысячи долларов за высокое служение искусству от Фонда содействия развитию искусств в Украине и оргкомитета фестиваля. Ее получила режиссер Кира Муратова.