Ежегодная церемония присуждения премий «Грэмми» давно стала таким же протяженным, многолюдным, шумным и широко освещаемым событием, как и церемония присуждения премий «Оскара» (кстати, и проходила она в нынешнем году в американской кинематографической Мекке — Лос-Анджелесе, в огромной Шрайн-аудитории). Это — неизменная часть игры, называемой шоу-бизнесом, и так как дело касается такой прибыльной сферы, как звукозапись, то на рекламу премий и пышность самой церемонии денег не жалеют.
Надо заметить, что количество категорий, по которым присуждаются награды, так велико (около 100!), что разобраться в них, не будучи специалистом, и тем более запомнить, практически невозможно. Так, целая группа премий присуждается образцам поп-музыки (лучшему певцу, лучшей певице, за лучший альбом, за лучшее вокальное сотрудничество и так далее). Подобная же картина — в рок-музыке и в сфере «ритм-энд-блюз». Отдельная группа — песни в стиле кантри, ещё одна — джаз, затем — народная музыка, религиозные песнопения, литературные записи (в каждой из этих групп — также по несколько «подразделений”: например, премия лучшему инструменталисту, вокалисту, джаз-оркестру, ансамблю и другие), лучший альбом, сделанный на основе архивных записей, лучший альбом для детей, лучшая аранжировка, лучшая аннотация к альбому, лучший продюсер и так далее и тому подобное.
В самом конце списка скромно примостилась классическая музыка, которая по тиражам, разумеется, не может угнаться за поп-шлягерами и рок-ансамблями (правда, в этом году в категории «поп-музыка» значился альбом «Три тенора», но награды он не получил). Любопытно, что в своём отчёте о церемонии награждения газета «Нью-Йорк таймс» вообще не упомянула ни одну из победивших записей классической музыки. Но мы восполним этот пробел: Чечилия Бартоли в песнях Бетховена, Шуберта, Моцарта (лучшее вокальное исполнение), пианист Эммануил Акс в сонатах Гайдна (лучшее сольное инструментальное исполнение), виолончелист Йо-Йо-Ма (лучший инструменталист в выступлении с оркестром) и Пьер Булез с Чикагским симфоническим оркестром — за записи сочинений Бартока. Последний получил сразу две премии — за лучшее исполнение и за лучшую запись.
Впрочем, и в других категориях некоторые имена повторяются неоднократно. Так, Брюс Спрингстин, чья песня «Улицы Филадельфии» стала лучшей песней года, был отмечен и как автор лучшей песни для фильма (песня впервые прозвучала в кинокартине «Филадельфия»), и как лучший рок-солист, и как лучший автор рок-песни (всё за ту же запись).
Несколько премий получила Шерил Кроу — открытие этого года — за песню «Всё, что я хочу, — немного развлечься». Кроу — уроженка одного из южных штатов и дочь музыкантов-профессионалов, всю жизнь выступавших на эстраде. Она далеко не сразу была замечена в многолюдном мире шоу-бизнеса, и, как рассказывают, прошла через непростые времена успехов, неудач, депрессии и антидепрессантов, которые помогли ей во многом изменить себя. Перед церемонией присуждения Шерил заявила: «Если не добьюсь победы на этот раз, в будущем году вы увидите меня здесь снова». Победа пришла, хотя поклонники новой звезды не откажутся увидеть её опять через год в группе победителей.
Настоящим героем этого года можно считать Тони Беннетта — ветерана популярной песни, начавшего свою карьеру еще в пятидесятые и получившего свою первую премию Грэмми в 1962-м. Нынешнюю «победную» запись он сделал по инициативе своего сына — продюсера МТВ, который не только верил в талант своего отца, но и сумел чутко уловить настроения времени: популярная лирическая песня прошлых лет — та, которую пели Синатра, Коль и сам Беннетт, — снова в моде.
Среди победителей много и других знакомых имён — от Эллы Фитцджеральд (лучшее собрание архивных записей) до Лилла Ловетта, Элтона Джона и Мэри Чейпин Карпентер, которая получает «Грэмми» четвёртый год подряд (!) как лучшая исполнительница в стиле кантри.