Пластилиновая ворона

Поделиться
Первой ласточкой нового театрального сезона, точнее, неким переходным мостиком между сезоном минувшим и стартующим стал спектакль «Белая ворона» компании «Бенюк—Хостикоев», приуроченный ко Дню Независимости...

Первой ласточкой нового театрального сезона, точнее, неким переходным мостиком между сезоном минувшим и стартующим стал спектакль «Белая ворона» компании «Бенюк—Хостикоев», приуроченный ко Дню Независимости.

Как известно, рок-оперу о Жанне д’Арк Геннадий Татарченко и Юрий Рыбчинский сочинили в 80-е. Лейтмотивом произведения тогда стало слово «свобода». Свобода, к которой стремились, которой хотели дышать… «Белая ворона» одно время была озвучена мощным голосом Тамары Гвердцители (и сейчас, кстати, певица использует в своих концертах композиции из этой рок-оперы). В 90-м Сергей Владимирович Данченко поставил «Белую ворону» на сцене Театра имени Ивана Франко: Наталья Сумская играла Жанну, Анатолий Хостикоев — Жюльена. Постановка пользовалась успехом. И первый, и второй план того знаменитого спектакля предполагал безудержное влечение к свободе. Идея создать новую редакцию «Белой вороны» возникла у Хостикоева после зимних событий в Киеве, когда все только и говорили о свободе, равенстве и братстве. И, видимо, для Хостикоева, как для постановщика было принципиально, чтобы рок-опера Татарченко—Рыбчинского ассоциировалась уже с «оранжевой зимой». Как оказалось, никаких дополнительных усилий для этого не нужно. Все витает в воздухе. Понятия «народ», «свобода», «мова» провоцируют нужные регистры в сознании зрителей, заполнивших зал Театра имени Леси Украинки, где компания давала премьерные спектакли. Все это актуально. Киевские театры, впрочем, уж слишком поспешно пытаются откликнуться на те или иные своевременные события, привязывая к ним очень известные сюжеты. Сюжеты, в свою очередь, сопротивляются… Например, не очень рифмуются события шиллеровской «Марии Стюарт» с оранжевыми и голубыми ленточками в недавнем спектакле Молодого театра (режиссер Стас Моисеев). Хостикоев ушел от наглядной цветовой агитации в своей «Белой вороне». Из атрибутов оранжевой революции он оставил лишь барабаны… Но и здесь не все сопрягается. Не секрет, что еще в процессе подготовки нынешней версии рок-оперы в воздухе витали предположения, будто в образе Жанны д’Арк создатели «шифруют» прообраз… премьер-министра Юлии Тимошенко. Если эти параллели здесь действительно предполагаются, тогда создатели попали впросак. Надо ли напоминать, что в «Белой вороне» героиня гибнет, преданная народом… Такое ли будущее нужно пророчить предполагаемому прообразу?

Условное альтер эго нынешнего премьер-министра в «Белой вороне» играет Юлия Вдовенко, обладающая сильным выразительным голосом и неподдельным драматическим темпераментом. Оказывается, свою героиню компаньоны Бенюк и Хостикоев увидели в одной из телепередач — и проблема с вакансией на роль Жанны оказалась решенной. Но нерешенной оказалась другая проблема: режиссура «Белой вороны», к сожалению, не совсем полноценна. Хостикоев в состоянии внятно изложить сценсюжет. Но, к сожалению, за этим почти не читаются подтексты. Нет содержательной и смысловой перспективы. Музыкальный ряд создатели оставили архаичным до невозможности. Особая ставка сделана на так называемую мюзикловую шоу-атрибутику — мотоциклы, массовые сцены и т.д. Но и это несколько смущает, даже кажется провинциальным (хотя создатели имеют полное право видеть именно «так»). Внешняя громыхающая и суетящаяся «оболочка» спектакля чрезмерно пафосна. Анатолий Хостикоев продемонстрировал в постановке несомненные творческие способности, теперь же осталось ждать от него как от режиссера большего мастерства. Пока же много энергии потрачено на создание эмоционально-двигательного прессинга насильников, да и с мотоциклами непросто управляться на сцене Театра Леси Украинки — не мототрек ведь.

Несомненные и уже фирменные козыри этого проекта — всем известные семейно-кумовские связи. Наталья Сумская (супруга Хостикоева) выходит на сцену в образе Столетней войны — и раскатисто, голосисто ведет свою партию. Богдан Бенюк (кум Хостикоева) играет сразу несколько ролей: Шута, Аббата и др. — все эти образы созданы мастерски. Сам Хостикоев предстает Менестрелем и Автором. Анатолий Георгиевич гуляет с сыном в музее, рассказывает малышу трагическую историю Жанны и как бы преломляет времен связующую нить. Сценического сына, кстати, сыграл младший девятилетний сын режиссера, Слава. Уже очевидно, что его актерское будущее не за горами. Мальчик обаятелен, даровит. Он весьма уверенно поет, танцует, играет. Так что почти вся семья опять в сборе.

Бесспорно, спектакль будет иметь и зрительский успех, и отменную кассу. У многих в памяти легенда о данченковском спектакле, поэтому захотят сравнить… Прекрасная музыка Татарченко — незыблемая гарантия интереса. Игры в актуальность и известный прообраз тоже пощекочут публику, охочую до намеков и исторических параллелей. «Ворона» воистину пластилиновая. Что хочешь из нее лепи…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме