Завещая свои миллионы человечеству, «король динамита» удивил мир больше, чем все его изобретения. XX век стал веком восхищения мудростью Нобеля - веком открытий, отмеченных Нобелевскими премиями.
Идея создания медалей-персоналий всех лауреатов самой престижной премии мира принадлежит известному медальеру Евгению Грошеву. Если мастеру удастся осуществить свой грандиозный проект - отчеканить почти 700 медалей, Украина украсит мир первой портретной галереей Нобелевских лауреатов.
Больше года продолжалась разработка проекта, и теперь, когда авторские права на заявленные произведения официально зарегистрированы государством, стало возможным рассказать о программе, названной «Планетой Альфреда Нобеля».
В 2000 году исполняет-
ся 100 лет со дня обра-
зования Нобелевского комитета, исполняющего посмертную волю выдающегося изобретателя и предпринимателя Альфреда Нобеля: «Все оставшееся после меня реализуемое имущество должно быть распределено следующим образом: душеприказчикам надлежит обратить капитал в надежные ценные бумаги и образовать из них фонд, прибыль от которого будет ежегодно выдаваться в виде премий тем, кто в течение предыдущего года принес наибольшую пользу человечеству…»
Исключая любые компромиссы, Альфред Нобель в своем завещании специально отметил:
«… мое решительное намерение состоит в том, чтобы премии присуждались вне зависимости от национальной принадлежности кандидатов; лауреатом должен становиться самый достойный, независимо от того, скандинав он или нет».
Именно этот пункт завещания вызвал всплеск эмоций и страстей, столь не свойственный соотечественникам Альфреда Нобеля: его состояние оценивалось примерно в 150 миллионов долларов и шведам не хотелось, чтобы богатство их земляка «расплылось» по чужим странам…
Были бы шведы сродни большевикам, непременно национализировали бы фонд Нобеля «во имя светлого будущего», но, к счастью, законы в этой стране уважали превыше всего, а воля их соотечественника имела силу закона.
Через пять лет после смерти А.Нобеля были присуждены первые премии его имени в области физики, химии, медицины, литературы и миротворчества (1901 г). Список Нобелевских лауреатов возглавил немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген, открывший неведомые ранее лучи. С тех пор Нобелевские премии присуждаются ежегодно (исключение составили годы второй мировой войны - 1940, 1941, 1942. - Авт.). Трижды Нобелевская премия вручалась Международному комитету Красного Креста (1917 г.,
1944 г., 1963 г.). Дважды премии удостаивались: Мария Склодовская-Кюри (Польша-Франция), Лайнус Карл Полинг (США), Джон Бардин (США), Фредерик Сэнгер (Англия). Среди лауреатов Нобелевской премии есть и наш соотечественник, уроженец Харькова, физиолог Илья Мечников (1908 г.).
В честь 100-летия учреждения Нобелевского фонда художник-медальер Евгений Грошев предложил создать памятный знак «Планета Альфреда Нобеля». Основой динамической композиции является колесо-символ одного из величайших изобретений человека. От колеса вверх устремлена спираль непрерывной эволюции, которая отмечена эпохальными открытиями всех веков и народов. Богиня Разума и Интеллекта передает эстафету прогресса XXI веку. Венчает композицию символический земной шар, состоящий из медалей с изображениями всех лауреатов Нобелевской премии.
Десятиметровый знак с диаметром шара около четырех метров (диаметр медалей 80 миллиметров) предлагается изготовить из материалов утилизируемых стратегических ракет как символ вклада Украины в ядерное разоружение. Миниатюрные варианты памятного знака, изготовленные из благородных металлов, полученных в результате конверсии военного производства, могут быть вручены Нобелевскому комитету и ООН (ЮНЕСКО) в дни торжеств.
- Наш проект получил одобрение Министерства иностранных дел Украины, многих ученых и общественных деятелей, - сообщил руководитель творческого коллектива «Личность» Евгений Грошев. - Реализация проекта зависит от потенциальных заказчиков: Нобелевского комитета, ЮНЕСКО и стран, чьи соотечественники стали Нобелевскими лауреатами. Мы мечтаем, чтобы памятные знаки украсили нашу Планету, но своей главной задачей считаем изготовление медалей-персоналий. Тут нас никто и ничто не остановит, будут средства или нет, два полных комплекта юбилейных и памятных медалей появятся в срок!
Честно говоря, оптимизм Грошева больше всего удивляет коллег-профессионалов: создать почти 700 медалей-персоналий за немыслимо короткий срок (июнь 2000 года) - это нечто из области фантастики. Простой расчет показывает: времени на изготовление одной медали осталось максимум полтора дня…
Но… не торопитесь с выводами. У Грошева с арифметикой тоже проблем нет - его заявление опирается на собственный опыт. Тем более, он не новичок в медальерном искусстве.
Свои первые медали Евгений Грошев «сделал» пятьдесят лет назад - тогда начинающему граверу было 14 лет - и посвятил их спортивным событиям 23 средней школы Днепропетровска, в которой учился.
Особо радовался успехам своего соседа по парте Юра Брежнев - сын будущего генсека, а тогда - первого секретаря обкома. В общем, Женька Грошев стал школьной знаменитостью и был желанным гостем Брежневых. Бывшие одноклассники поддерживали отношения и много лет спустя. К тому времени Грошев был уже известным мастером, автором медалей, посвященных Ф.Дзержинскому, Э. че Геваре, Анжеле Девис, Л.Корвалану, П.Неруде, Р.Зорге, Ю.Фучику…
В какой-то момент Грошев понял - его уникальный талант бесцеремонно использовали политики, «великие коллекционеры», «ценители прекрасного»: «Часто В.Щербицкий, Н.Щелоков, Валентина Шевченко из Днепропетровска увозили мои медали ведрами…».
«Медали - это памятники в миниатюре, - размышлял Грошев. - Краски блекнут, камень крошится, медали - остаются. Мир богат событиями, но памяти достойны далеко не все. Портрет на медали призван увековечивать значимость человеческой личности, а не его слабости. Медаль - это работа на уровне летописи, и летописец должен отвечать за свой выбор».
Евгений Грошев создает серию медалей, посвященных А.Эйнштейну, В.Серову, С.Рахманинову, С.Рериху, Симоне Синьоре, М.Плисецкой, выдающимся деятелям украинской культуры Г.Сковороде, Т.Шевченко,
И.Франко, Л.Украинке. Ряд медалей мастера получили статус наградных: Януша Корчака, Владимира Гиляровского, Дмитрия Яворницкого, Олеся Гончара, Михаила Янгеля.
Мы познакомились, когда Грошев жил еще в студенческом общежитии. Сразу бросилось в глаза: работает как одержимый, не пьет, не курит, не играет в карты. Вместе мы создавали наградную медаль Федерации космонавтики СССР имени академика Михаила Янгеля, памятные медали для Байконура.
Я долго присматривался, как он работает. В отличие от мастеров прошлого и настоящего Евгений Грошев свои медали создает не традиционным способом - гравирует прямо на металле! Исключив технологические процессы, связанные с переводом медали из пластических материалов в металл, Грошев достиг того, что каждая его медаль становится абсолютным авторским произведением, позволяет в полной мере оценить работу мастера. Так могут гравировать лишь самые тонкие знатоки обработки металла и его художественной отделки, медальеры-виртуозы.
Когда Грошев приступил к реализации грандиозного Нобелевского проекта, судьба преподнесла ему подарок: знакомство, переросшее в дружбу, с художником Андреем Маркеловым-Быстряковым. Классическое академическое образование (Школа при академии художеств, институт имени Репина), книжный график, иллюстратор союзного издательства «Детская литература», глубоко верующий человек, иконописец, портретист - это лишь скромный перечень достоинств художника, пришедшего нарисовать чудный «Грошевский дворик», еще не ведая ни о самом Грошеве, ни о его идее.
Познакомились, разговорились и поняли, как нужны друг другу. Маркелов-Быстряков переезжает в Днепр, поселяется рядом с Грошевым. Отметьте: переезжает не из какого-то захолустья - из Санкт-Петербурга! Теперь вся сложность разработки эскизов медалей, передачи портретного сходства и психологии лауреатов легла на плечи художника. Потом вместе обсуждаются эскизы, вырабатываются варианты композиций медалей.
Плоды творческого союза уже можно оценить: первые медали Нобелевских лауреатов засияли одновременно и мастерством гравера-виртуоза, и искусством одаренного портретиста.
Важной составной частью программы «Планета Альфреда Нобеля» является создание юбилейного подарочного альбома-каталога «Увековеченные именем Альфреда Нобеля». Предполагается выпустить и альбом-кляссер с полным комплектом медалей Нобелевских лауреатов (диаметр медалей 36 миллиметров).
Задуман выпуск энциклопедического словаря-справочника «Лауреаты Нобелевской премии» в двух вариантах (научно-популярное издание и для детей).
Доктор технических наук, профессор Владимир Попов (Киев) и заведующая литературным отделом Днепропетровского исторического музея Елена Аливанцева работают над биографиями лауреатов и описанием работ, удостоенных Нобелевских премий.
Разработаны эскизы и предлагается выпуск серии почтовых марок и почтовых конвертов, посвященных Альфреду Нобелю, лауреата Нобелевских премий, вековому юбилею комитета. Очень важно при этом, чтобы знаки почтовой оплаты имели международный статус - именно серией почтовых марок лауреатов Нобелевской премии Украина может занять видное место в Международной федерации филателии (FIP).
В Национальном центре аэрокосмического образования молодежи Украины к юбилею планируется открыть выставку «Планета Альфреда Нобеля», мобильные варианты которой могут быть показаны в городах Украины и юношеском лагере «Артек».
Широкомасштабная программа свидетельствует - за дело взялись не дилетанты. И если найдутся скептики, хуже от этого никому не будет - группа создает уникальную Нобелиаду и денег на это ни у кого не просит, следуя постулату А.Нобеля «никому не быть в тягость». Уже открылась первая выставка проектов, разработаны эскизы почтовых марок, первые медали можно подержать на ладони. Энтузиасты убеждены (на то у них есть все основания!), XX век, завершающий второе тысячелетие, - не просто рядовой век, а век Нобеля - цвет всех наций, венец предыдущих столетий.