На днях дирекция PinchukArtCentre объявила об учреждении премии для молодых отечественных художников. Каждые два года, начиная с марта 2009-го, самого талантливого ждет премия в 100 тыс. грн. и стажировка у ведущих художников мира. Еще два молодых дарования смогут получить специальные премии по 25 тыс. грн. и стажировку. Голос продвинутых любителей искусства тоже будет услышан — посетители PinchukArtCentre смогут проголосовать за наиболее симпатичного им художника. Награда «народному» художнику скромнее — всего 10 тыс. грн.
Художника всякий может обидеть, тем более молодого. Помочь ему материально, особенно украинскому, желающих не много. Как и все арт-инициативы Пинчука, эта хороша. Но с опозданием. Понятно, что для Виктора Михайловича современное искусство — в том числе и статусная практика. Но коллекционировать и далее работы звезд-художников уже как-то неприлично, учитывая то, что в Украине молодых художников, желающих, заниматься contemporary art, мало, и говорить, что они создают нечто из ряда вон, увы, не приходится.
На сегодняшний день самые не то чтобы заметные, но «медийные» — группа Р.Э.П., группа Soska и Станислав Волязловский. Кстати, Волязловского — художника из Херсона, по словам Александра Соловьева, куратора PinchukArtCentre, нашли благодаря мониторингу, проведенному в 2005 году. И вполне возможно, премия откроет новые имена. Дирекция PinchukArtCentre очень на это рассчитывает.
Пенять только на слабоволие молодежи некорректно. Актуальное искусство в стране не институциализировано. Кроме Международного благотворительно фонда «Эйдос», пытающегося как-то работать с молодыми художниками, ничего и нет. Но в случае «Эйдоса» и в остальных будущих некоммерческих проектах хотелось бы четко видеть границы. Скажем, прошлогодний конкурс: интересна судьба представленных тогда работ. Они остались в собственности художников или у владельцев фонда. Если у последних, то это не то что не этично, но к благотворительности едва ли имеет отношение. Не менее интересна судьба работ будущих номинантов и призеров премии PinchukArtCentre. В регламенте конкурса написано: «Претендент должен письменно гарантировать PinchukArtCentre безвозмездную передачу изображения работы в ходе конкурса и выставки участников шорт-листа». Но вопрос в том, будут ли они куплены для коллекции PinchukArtCentre, с учетом рыночного фактора или нет? Хотелось бы прояснить ситуацию, потому что очень часто то, что кажется благородными стараниями пиар-менеджеров, в реальности таковым не является.
Существует точка зрения, что гранты, стипендии, премии вовсе не способствуют развитию искусства, а развращают художников. Это не верно. Необходим баланс между деятельностью галерей — коммерческих институций с одной стороны, и музеев и фондов — с другой. Потому что только рынком актуальное искусство не регулируется. Далеко не каждый проект рынок может переварить. Тем более украинский. Вы много знаете украинских коллекционеров инсталляций и видео?
Нынешний коммерческий режим, в котором существует украинский рынок, привел к тому, что десяток успешных художников — поколение рубежа 80—90-х мыслят как маркетологи, делая качественный коммерческий продукт. Это тоже важно, но без эксперимента и свежей крови искусство развиваться не может. И выходит, после сворачивания профильных программ фонда «Вiдродження» актуальное искусство перестало развиваться. В общем, что касается премии PinchukArtCentre — лучше поздно, чем никогда. Кроме того, поддержка такого молодежного проекта обойдется в десятки раз, если не в сотни, дешевле покупки одного произведения художника-звезды. Что-то вроде инвестиции в будущее. Это вовсе без иронии, экономический кризис когда-нибудь да закончится. Хотя учитывая, что Виктор Пинчук в своем недавнем интервью журналу Time Out сказал об отказе от строительства нового здания для музея, впору начать волноваться. Хотя причина вполне уважительная — музей современного искусства должен быть расположен в центре города, а не на выселках. Будут искать подходящую территорию. Откуда ей взяться в центре города — вот вопрос. Хотя тут возникает подозрение, что, возможно, готовится повторный штурм «Мистецького Арсеналу». Если это так, то желающих подносить патроны найдется предостаточно. Ведь то, что происходит с этой территорией последние четыре года, едва ли можно считать удовлетворительным. Впрочем, тема судьбы «Мистецького Арсеналу» заслуживает особого внимания.
А молодым дарованиям следует поторопиться. Конкурсный отбор начнется уже 10 ноября, дед-лайн — 15 января. Подавать работы можно исключительно в режиме on-line через сайт www.prize.pinchukartcentre.org. Отбор будет проходить в два этапа. Сначала выберут 12 номинантов. В марте состоится выставка, и уже затем назовут победителей. Конкурс будет проходить один раз в два года.
Кто судьи? Предварительную селекцию будут проводить гендиректор PinchukArtCentre Экхард Шнайдер, арт-директор Петро Дорошенко и куратор Александр Соловьев.
В жюри обещают собрать серьезных специалистов мировой арт-комьюнити: художников, директоров музеев, кураторов, критиков.
Замечу, что премия принципиально отличается от гранта. Если грант дается, как правило, под конкретный проект, то премию счастливчики смогут тратить по своему усмотрению. На встрече с журналистами говорилось, что премия лучше гранта. На самом деле одно другому не мешает.
Что же касается стажировки как части премии, то это, пожалуй, самая затратная часть. Так может, стоит самых-самых художников мира зазывать в Украину не только для представления выставок, а в образовательных целях. Дело не в том, что в итоге будет менее накладно. Соответствующего образования в Украине нет, и скорее Днепр потечет в другую сторону, чем Худакадемия пожелает стать современным учебным заведением. Поэтому уместен вопрос: а что будет, если не наберется необходимое количество молодых талантливых художников? Откровенно говоря, ожидать прорыва в пилотном варианте было бы наивно, — слишком мало времени. Но через два года он вполне может произойти.
Новый генеральный директор PinchukArtCentre Экхард Шнайдер настроен пугающе оптимистично: «Премия PinchukArtCentre должна способствовать превращению Киева в один из крупнейших культурных центров современного мира, где не только выставляются, но и рождаются лучшие произведения актуального искусства. Мы верим в то, что новое поколение художников в Украине существует, мы верим в их будущее». Впрочем, он работает всего три недели и о детальном знании ситуации говорить пока не приходится. С другой стороны, в стране 46 млн. граждан, и не найти 12 талантливых молодых художников, работающих в contemporary art, было бы странно.