Первый театр. Арии из оперы

Поделиться
Первый театр. Арии из оперы
Гендиректор главной сцены страны - о ситуации с Денисом Матвиенко, певице, прославившейся "быдлом" и параллелях с Большим

13-й год нового тысячелетия для первого театра страны отмечен темным влиянием чертовой дюжины. Над главной сценой будто сгустились темные тучи. Это известные скандалы с увольнением танцовщика и экс-руководителя балетной труппы Дениса Матвиенко. Это шум в СМИ из-за "украинского быдла", вылетевшего из сладкой глотки солистки Национального театра. К сожалению, резонанс сопровождает не творческие процессы, а закулисные коллизии.

Национальная опера уже взяла разбег 146-го сезона. Готовится к юбилейному 150-му. Учитывая определенную закрытость этого театра, его обоснованно статусную академическую церемонность, я сам напросился на разговор к руководству…

…Петр Чуприна в главном театре Украины - 22 года. 14 из них - директор. В шутку говорю, что на таких должностях в многолюдных творческих коллективах руководитель (цитируя Кравчука) должен маневрировать "между каплями". Гендиректор возражает: "Не между каплями, а между градом, между молнией и громом небесным". Итак... "между градом"… Какая участь постигнет политнекорректную певицу? Возможно ли возвращение Дениса Матвиенко на первую сцену? Многие ли исполнители сегодня мечтают покинуть украинский театр в погоне за еврогонорарами? И это далеко не все вопросы.

- Петр Яковлевич, если не возражаете, сначала несколько "статистических" вопросов.

- Пожалуйста.

- Каков общий кадровый состав Национальной оперы в настоящее время?

- 1257 человек.

- Какова максимальная заработная плата, скажем, у мастера сцены?

- Чуть больше 14 тыс. грн. Впрочем, есть возможность дополнительно поддерживать лучших специалистов доплатами за творческие достижения.

- А какая зарплата у молодого специалиста, который только переступил порог оперы?

- На уровне 8 тыс. грн. Но, конечно, с постепенным повышением, учитывая творческий рост, задействованность в репертуаре, обретение исполнительского опыта.

- Имеет ли сегодня первый театр возможность обеспечить жильем молодого суперпрофессионала, например, драматического тенора, всегда нужного в репертуаре?

- К сожалению, не имеет. Хотя ежегодно ко Дню театра город нам выделяет по одной квартире. Однако собственные ресурсы отсутствуют. Люди берут кредиты, ищут возможности.

Канули в прошлое те времена, когда ведущим исполнителям государство давало лучшее жилье в центре столицы - на улице Суворова, на углу Пушкинской и Богдана Хмельницкого. Были даже отдельные "театральные" дома.

- Еще по "статистике". Какой у вас самый дорогой спектакль (в плане бюджета) за последние годы?

- "Баядерка" Людвига Минкуса. Этот классический балет, постановку которого осуществила известная Наталья Макарова. Он обошелся в 1 134,9 тыс. гривен.

- А из опер - дорогая?

- "Дон Карлос" Джузеппе Верди - 802,856 тыс. гривен.

Но, извините, наши бюджеты невозможно сравнить с европейскими и мировыми. Там все это - миллионы долларов. К нам на "Дона Карлоса" однажды пришел известный итальянский импресарио. И в частной беседе говорили, собственно, о бюджете. Он решил, что наш спектакль "стоит" 700–800 тыс. евро. То есть почти в десять раз дороже.

- В чем же здесь "большая разница" зарыта?

- Наши бюджеты формируются в таких относительно скромных параметрах, потому что у нас свои производственные цеха. И постановщики, как правило, работают в штате. А в зарубежных проектах значительную долю бюджета спектакля составляет гонорарная часть. Да и все аксессуары оформления намного дороже.

- В таком случае, как театр должен балансировать? Как поддерживать бюджетные пропорции и не вариться в собственном соку, а приглашать талантливых режиссеров-художников из Европы, из России?

- Очевидная стратегия такого направления - знаковые международные проекты. Как это удачно сделали в "Донбасс Опере", когда привлекли к постановке оперы Р.Вагнера "Летучий Голландец" и известного мецената, и сильную европейскую команду. Кстати, достойно выступила в этом спектакле и солистка нашего театра Леся Алексеева.

- Что мешает вашему театру инициировать такие же международные проекты? Если театр - в центре (страны), а некоторые меценаты - через дорогу? Это инертность или снова "хтось винен"?

- Уникальный случай "Донбасс Оперы" в Украине пока не приобрел системного характера. Сегодня, к сожалению, крупный бизнес не проявляет особого интереса к творческим проектам, которые создавали бы имидж не только отдельного театра, но и украинской культуры в целом.

Конечно, мы стремимся работать и в этом направлении.

- Если можно, подробнее.

- Сейчас, как вы знаете, в мире имеют чрезвычайную "себестоимость" имена-бренды. Именно они часто и привлекают особое внимание аудитории - к театру, к высокому искусству.

Мы уже начали переговоры с продюсерами лучших мировых исполнителей. И надеемся, что известные имена простимулируют спонсоров на финансовую поддержку некоторых наших будущих проектов. В этом сезоне, например, на нашей сцене состоятся выступления балетных звезд - Ульяны Лопаткиной, Светланы Захаровой. А 31-го января пройдет большой гала-концерт с участием ряда мировых звезд балета.

- Информация о том, что Борис Эйфман должен поставить в нашем театре балет "Анна Каренина" - это пиар, или есть договоренности?

- С Борисом Яковлевичем мы подписали меморандум о сотрудничестве. Это выдающийся балетмейстер современности. Мы ждем его в марте 2014-го. И ждем интересного хореографического переосмысления классической истории…

- Иногда за "переосмыслением" - это касается и некоторых опер - видим либо сокращение музыкальных фрагментов произведения, либо несостоятельность интерпретации. Возможно, это будет сопровождать и анонсированную обновленную версию оперы "Запорожец за Дунаем"?

- Сегодняшний зритель, привыкший к динамичному ритму жизни, не всегда воспринимает повествовательную и неспешную ритмику оперного произведения XIX в., характерную для тех времен. Поэтому новая интерпретация должна соответствовать современным художественно-эстетическим запросам. Во все времена оперные полотна пересматривались и авторами, и потомками. Имеем тому многочисленные примеры. Творческая команда "Запорожца" стремится отойти от стереотипа этой оперы, оставшейся на пленках, в памяти старшего поколения, сохранив одновременно уникальную художественную ценность жемчужины национальной классики.

- В Мариинском театре у Валерия Гергиева недавно появилась новая, большая, сверхсовременная сцена. Национальной опере такая сцена нужна? Хотя бы в перспективе кто-то будет поднимать перед правительством этот вопрос?

- Учитывая все экономические возможности и обстоятельства, думаю, этот вопрос - не ко времени. Мы с вами живем и работаем в Киеве. Невозможно сравнить размах туризма в Петербурге с нашим. У них львиную долю составляют стихийные зрители, и зрительский спрос превышает возможности театров и концертных залов.

- А что у нас?

- У нас, к сожалению, соотношение несколько иное. Основа нашей зрительской аудитории - постоянные зрители из числа киевлян и иностранцев - сотрудников посольств, консульств, международных организаций, расположенных в городе. Динамика посещений театра не располагает к расширению границ зрительного зала, речь идет лишь о модернизации сценического оборудования, привлечении современных достижений художественного освещения.

- Какова дальнейшая театральная судьба певицы Екатерины Абдуллиной? Как известно, до определенного момента ее знал только музыкальный круг, а после "быдла" в соцсетях с ней познакомилась и вся страна. Недавно появилась информация об уголовном деле в отношении нее.

- В этом вопросе есть моральный аспект, патриотический аспект. Аспект человечности и достоинства. Я уже говорил, и еще раз подчеркиваю, что театр, и я в том числе, осуждаем такие недопустимые вещи. Такого не может и не должно быть. Коллектив возмущен. На ближайшее время имени этой певицы нет в наших репертуарных планах. Мы не можем допустить, чтобы спектакли с ее участием стали местом для возможной провокации. Поскольку ее "поклонники" довольно придирчиво следят за сайтом театра, за репертуаром и составом исполнителей.

- То есть она остается в штате театра? И продолжает получать зарплату, не выходя на сцену? Интересная жизнь у некоторых исполнителей…

- Согласно Кодексу законов о труде, не можем ее уволить, даже принимая во внимание столь позорный факт, бросающий тень на репутацию коллектива. На данном этапе можем приказом констатировать невозможность ее выхода на сцену и, соответственно, изменить размер оплаты ее "труда". К тому же она еще и мать-одиночка.

С нашей стороны нет агрессии. Но есть категорическое неприятие такой позиции и такой линии поведения в обществе.

- Задам несколько странный вопрос. Возможен ли - гипотетически - аналог скандала, потрясшего недавно балет Большого театра? То есть киевский аналог? То есть история жестоких артистических споров, которая привела к трагедии, внутреннему кризису в театре?

- Упаси Бог, чтобы человеческая жестокость перешла черту… И случилось то, что случилось с руководителем балета Большого Сергеем Филиным и человеком, сегодня находящемся под стражей, - танцовщиком Павлом Дмитриченко.

Таких коллизий у нас не было. И, надеюсь, никогда не будет.

- Вы в этом уверены?

- Мне кажется, что тут и атмосфера в коллективе играет свою роль. Возможно, мы более миролюбивы, более терпимы...

Заметьте, ко всему в России другой уровень связей и финансовых отношений в творческом мире. Там это в большей степени переплетено с политикумом, сферами влияния. Фаворитизмом. У нас это не так.

Вы же понимаете, сама природа жанра балета обостряет эмоции людей, стремящихся как можно скорее проявить свои творческие способности, даже определенные импульсы.

И если я чувствую, что слово уже ничего не значит и ни на что не влияет, тогда с позиций руководителя стараюсь каким-либо образом остановить провокационные движения. Если это аргументировано, если существует опасность для театра, для отдельных людей, то в таких ситуациях нужно действовать решительно.

- Возможно ли - в перспективе - возвращение Дениса Матвиенко на первую сцену? Что для этого нужно сделать? Вам? Мне? Кто должен делать?

- Денис - артист высочайшего творческого класса. Он великолепный танцор. С другой стороны, он не был готов к работе руководителя балета. И это вызвало раскол в труппе. Половина творческого состава была "за", половина - категорически "против".

И было бы хорошо, если бы об этом поговорили только в кулуарах, а затем забыли взаимные претензии - и все с радостью пошли на сцену.

Но, пожалуйста, я вам предлагаю прочитать письма от группы, которая "против", а это письма с многочисленными подписями. И каждая строчка там дышит нетерпимостью, даже ненавистью... И наэлектризовывает ситуацию, которая действительно была внутри театра сложной и напряженной.

- Я не хочу это читать.

- Это ваше право. Конфликт - в прошлом. Что касается Дениса, как мне известно, он активно работает. Надеюсь, с годами приобретет административную компетентность, адекватную его творческим достижениям. И, возможно, этот непростой опыт ему в чем-то поможет. По крайней мере, в своих последних интервью он говорит о нашем театре тактично, сдержанно. И это дает надежду, что продолжение сотрудничества - возможно.

- В театре были внутренние претенденты на роль руководителя балета? Почему решили искать человека со стороны?

- Возможно, я открою кулисы, но все же скажу, что в балетной среде всегда были свои кланы, лидеры, свои "правила игры".

Это не просто какие-то отдельные группы, это еще и особые человеческие отношения, складывавшиеся в течение многих лет. И руководство театра решило, что в ситуации, сложившейся в балете, на должность руководителя нужен человек не из определенного "клана", а со стороны. Поэтому пригласили Анико Рехвиашвили, которая не будет играть в игру, навязываемую ей определенной группой.

Анико - человек самостоятельный. У нее прекрасная теоретическая база. Возможно, ее меньше знают, чем других лидеров хореографии. Но ожидаем достойных творческих результатов.

- На сколько лет подписан контракт с Рехвиашвили?

- На три года. Надеюсь, за это время все станет понятно.

- Кто лоббировал именно эту кандидатуру на руководящую должность? Среди поклонников балета - зрителей, журналистов - довольно сдержанное ожидание ее творческих достижений.

- Никто не лоббировал. Руководство театра пересмотрело всех, кто мог бы возглавить балет. И остановились на Анико.

Заметьте, что сегодня - настоящий дефицит творческих руководителей. И это не преувеличение. Смена поколений в этом направлении идет непросто.

Когда представили нового руководителя балетной труппе, никто не был против. Так что время покажет.

В ее планах - и "Дама с камелиями", и одноактные балеты. Будут приглашения репетиторов из Большого, Мариинского, других известных театров. Большое внимание будет уделено также мастер-классам.

- Какое место, на ваш взгляд, сегодня занимает оперный театр в иерархии ценностей общества и власти? Имею в виду, что само высокое искусство всегда было под патронатом "сильных мира сего", а в последнее десятилетие оно как бы "осиротело". И мне это не кажется, а так и есть.

- Тут, пожалуй, стоит оглянуться назад - в историю нашего театра, который через четыре года откроет свой юбилейный, 150-й сезон.

Так вот, во времена СССР Киевская опера входила в тройку лучших театров страны. И это было признано не только в Союзе, но и далеко за его пределами. С 1953-го наш театр решением правительства был официально приравнен по статусу, то есть по уровню зарплаты, продолжительности отпуска и т.д., к Мариинскому (тогда Кировскому). А заметьте, что рейтинг Мариинки (в советское время) - это статус второго, а то и первого театра, наряду с Большим.

Конечно, история, время, обстоятельства, личности вносят свои коррективы в такие "рейтинги", ценности, приоритеты... В принципе, театральная этика не предполагает выстраивания авторитетов оперно-балетных коллективов по ранжиру. Ведь есть театры и более, и менее известные. И авторитетные. С большими или меньшими художественно-выразительными ресурсами. И, наконец, бюджетом, который сегодня становится едва ли не важнейшим фактором. К примеру, бюджет Метрополитен-оперы превышает наш почти в 22 раза! Если бы мы могли заплатить звездам оперы или балета больше, чем они, возможно, завтра известные исполнители работали бы у нас.

И еще один пример. Бывший МАЛЕГОТ, а теперь - Михайловский театр Петербурга, был не особо заметен среди "тяжеловесов" оперно-балетного искусства. А теперь их финансовые возможности позволяют установить звездам гонорары, значительно превосходящие оплату даже в Мариинском и Большом.

Кстати, в Михайловском работают и бывшие наши артисты. А нам, слава Богу, благодаря системе профессионального воспитания, удается все-таки обеспечивать собственные творческие нужды и быть "донором" для многих театров мира.

- С другой стороны, каждый год наши музыкальные вузы выпускают десятки одаренных исполнителей, а потом… Вот сколько ваш театр принял молодых специалистов в новом сезоне?

- В большей степени обновляется балетная труппа, потому что ежегодно на пенсию выходит 6–8 артистов. А в этом году приняли сразу 10 перспективных артистов балета, да еще и в оркестр взяли двух скрипачей.

- Театр ощущает потребность в ярких солистах? Какие голоса в нашей опере сегодня самый большой дефицит?

- Оперная труппа укомплектована певцами всех тембров - сопрано, меццо-сопрано, теноры, баритоны, басы.

Конечно, как и все театры мира, мы хотели бы иметь больше теноров наивысшего класса, и, в частности, драматических. Драматический тенор - большая редкость и особая ценность для любого театра мира, с такими голосами люди рождаются нечасто.

Когда-то в театре была поставлена опера Дж.Верди "Отелло" на уникального драматического тенора Василия Третьяка. Василий Яковлевич ушел из жизни - и опера ушла из репертуара. И сегодня ситуация не изменилась.

Но то, что драматических теноров в равнозначных театрах мира можно пересчитать по пальцам, - не радует. Ведем поиски…

- В последние годы театр испытывает "отток" кадров? Ценных кадров?

- Вы понимаете, так было всегда. Творческие люди всегда стремились расширить горизонты своих творческих поисков и расширить географию выступлений.

Конечно, это связано и с материальной составляющей.

Ну, вот вспомните, буквально год назад Большой театр России (а это не провинция) покинула блестящая пара - Наталья Осипова и Иван Васильев. В Большом для них были созданы почти идеальные творческие условия: прекрасный репертуар, слава. Все было. Но они решили работать в Михайловском у Владимира Кехмана. Возможно потому, что там выше уровень оплаты? Возможно потому, что там интересные творческие перспективы? А теперь они танцуют и в Ковент-Гарден, на других престижных сценах.

Это процесс - не только какой-то наш "местный", национальный. Это движение. Творческое движение художника, который ищет "где лучше", как ему кажется.

- За кем из тех, кто ушел из Национальной оперы, вы, возможно, сегодня жалеете?

- Во-первых, я рад, что солисты, поработавшие в нашем театре, получили приглашение в другие - и не потерялись. Они востребованы.

Конечно, украшением действующего репертуара могли бы быть такие певцы, как Анатолий Кочерга, Валентин Пивоваров, Дмитрий Попов, Мариан Талаба, Ольга Микитенко, Оксана Дикая, Михаил Дидык… Если бы они были задействованы в репертуаре, то наша оперная труппа, без преувеличений, могла бы считаться одной из лучших в Европе.

Ну и потом, вспомните, был же период, когда открылся "железный занавес"... И творческие люди, почувствовав свободу и возможность выбора, ехали на Запад не только из Украины, но и из России, других постсоветских стран.

Между тем, кто-то уезжает, кто-то возвращается, кто-то поддерживает постоянную связь с театром. Пример - Людмила Монастырская. Сегодня она - одна из лучших сопрано в мире. Поэтому мы и стараемся так выстроить репертуар, чтобы она выступала на родной сцене не менее 5–7 раз в год. В таком же режиме работают в театре Сергей Магера, Тарас Штонда, Татьяна Анисимова, Лилия Гревцова, Виктория Ченская, Андрей Гонюков, Сергей Ковнир, Оксана Крамарева. У них много ангажементов за рубежом, но они продолжают выступать в родном театре.

- То есть - полное благоденствие, дома все всех устраивает? Так, что ли?

- В последнее время многие исполнители действительно сдержаннее относятся к предложениям западных импресарио. Если выбирают какие-то театры или проекты, то только брендовые, лучшие. Потому что работать на Западе в театре среднего провинциального уровня означает львиную долю своего гонорара отдавать на дорогое жилье, комиссионные продюсерам и т.д… Не могу сказать, что сегодня есть какая-то особая тенденция - "все бросить и уехать". Для нас все они были и остаются украинскими исполнителями.

- Не сомневаюсь, что в вашей труппе много молодых одаренных людей - и в балете, и в опере. Но… Почему мало у кого из них есть потенциал "звезды"? То есть способность привлекать зрителя в зал - уже посредством одного своего имени? Или это проблема руководства театра, которое не занимается стратегией "раскрутки", а приглашает звезд уже признанных?

- Ценителями балета уже признаны замечательные исполнители - Наталья Мацак, Ольга Голица, Татьяна Леёзовая, Екатерина Кухар, Екатерина Алаева, Наталья Лазебникова, Денис Недак, Сергей Сидорский, Александр Стоянов, Андрей Писарев, Андрей Гура, Ян Ваня. Все они сегодня в прекрасной профессиональной форме.

Из молодежи, которая вскоре войдет в число состоявшихся исполнителей, могу назвать Анастасию Шевченко, Юлию Москаленко, Анна Муромцеву, Дмитрия Чеботаря, Ивана Бойко. Уместно было бы добавить, что и среди оперных совсем молодых певцов есть замечательные творческие личности с перспективой - Татьяна Ганина, Тамара Калинкина, Алла Родина, Дмитрий Кузьмин, Игорь Евдокименко, Александр Киреев.

Недавно из Национальной юридической академии им. Ярослава Мудрого к нам пришел прекрасный баритон Гарри Сетьян. До прихода в театр он долгое время пел тенором. Вот такая странная дивная метаморфоза. Сейчас возлагаем на него большие надежды. "Звезда" в опере и балете - это не всегда одно и то же, что звезда в шоу-бизнесе. Безусловно, путь "звезды" - это еще и харизма артиста... С другой стороны, в продвижении и популяризации имен театру действительно есть над чем работать. И мы работаем.

…Один из иностранных импресарио, просматривая наш классический репертуар, однажды сказал: "Вы сохранили экологически чистый театр". Он имел в виду стратегию сохранения классического наследия. Между тем, Национальная опера не может быть закрытой для эксперимента, творческого поиска, модерна. Эти направления должны сосуществовать, однако наш приоритет - классика.

О планах

- В ноябре в театре состоится премьера оперы "Сказка о царе Салтане", а во второй половине сезона будет осуществлена постановка нового балета "Дама с камелиями" по мотивам романа А.Дюма-сына на музыку композиторов разных времен в хореографии Анико Рехвиашвили, дирижер спектакля - Алексей Баклан, - говорит гендиректор театра. - К 200-летию со дня рождения Тараса Шевченко возобновим балет "Лилея" К.Данькевича, а в концертном исполнении прозвучат самые яркие фрагменты оперы Майбороды "Тарас Шевченко". В течение юбилейного года будет исполнена музыкальная композиция Е.Станковича "Страсти по Тарасу". Важным событием в 146-м театральном сезоне станет участие театра в престижном европейском оперном фестивале балтийского региона в Сааремаа (Эстония). На этом фестивале Национальная опера Украины не только будет представлять мировую классику - "Норму" В.Беллини и "Дона Карлоса" Дж.Верди, а впервые в истории независимой Украины покажет спектакль из национального оперного репертуара - "Наталка Полтавка" Н.Лысенко. Завершит сезон обновленная версия "Запорожца за Дунаем" Гулака-Артемовского.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме