Парадокс о фарфоре
В нашей столице, к счастью, не перевелись мастера, владеющие искусством ручной росписи по фарфору. Искусством древним и тонким во всех смыслах.
Фарфор всегда являлся воплощением красоты, изящества, роскоши — как утварь «лучших домов» и как гордость частных и музейных коллекций. В творении этой красоты и гордости роль специалиста по росписи, являющегося, прежде всего, живописцем, графиком, трудно переоценить. Судьба чаши, настенной тарелки, сервиза или подсвечника в прямом смысле находится в его руках. Приобретут ли с годами эти тарелки, вазы, статуэтки статус художественных ценностей или предадутся забвению — вот в чем вопрос. Рисунок на предметах из фарфора можно превратить в китч, а сами изделия — в ширпотреб (взять хотя бы многочисленные чайные сервизы с цветочками и поделки в сувенирных лавках), а можно оставить после себя шедевр в виде этого рисунка. И то, и другое видала история фарфора, который, к тому же, всегда носил черты той или иной эпохи.
Нынче, когда эпоха шагает семимильными шагами, искусство тоже не мелочится — работает крупными мазками: «под проект» красятся полы и потолки, выставляются унитазы из советских коммуналок, сотни обнаженных людей выводятся на улицу для фотосессии. Кажется, что на подобном фоне тонкое, кропотливое, зависимое от особенностей сложного технологического процесса (обжиг — головная боль всех фарфористов и керамистов) и консервативное в исполнении ремесло ручной росписи по фарфору обречено на вымирание или мутацию, как, к примеру, каллиграфия. Это занятие требует иного ритма, уединения и медитативной сосредоточенности в едва ли не монастырской тиши, психологического типа художника, не отягощенного комплексами эксгибициониста, эксцентричной личности и гигантомана.
К счастью, в нашей столице еще не перевелись добровольные отшельники, творящие «прикладную» красоту в чистом виде. Их можно найти в Мастерской коллекционного фарфора, где работают Александра Карасева, Юлия Красная и их ученики. Александра и Юлия прошли все этапы большого пути художниц-фарфористок. Их жизнь в искусстве началась в 80-е годы в стенах Киевского экспериментального керамико-художественного завода, выпускающего сервизы, вазы, скульптуру малых форм. Предприятие выполняло государственные и правительственные заказы: например, напольные вазы и канделябры для Оперного театра. Изделия, лучшие из лучших, минуя массового отечественного потребителя, благополучно отбывали за рубеж. Сегодня некоторые образцы завода можно увидеть среди экспонатов Государственного музея украинского народного декоративного искусства.Керамико-художественный завод остался в историческом прошлом, оставив после себя множество загадок. Одна из них — детективная история с исчезновением музейной коллекции предприятия. Постепенно, в духе времени, на смену поточному производству пришли частные заказы, при выполнении которых никто не стоит над душой и не направляет движение кисти. Тут-то, в новых условиях, и пригодилось мастерство. Оно как хорошее вино — чем давнее, тем лучше. Ведь роспись по фарфору — это не умение делать сальто на бревне, здесь нужен опыт, которого нет у молодежи. Заметим, что в отличие от заводского производства надглазурная роспись «заказных» тарелок, сервизов, ваз исключительно ручная — никаких «рисунков на потоке». Сейчас Александра, Юлия и их помощники работают над серией настенных тарелок с видами Киева. Каждая из художниц предлагает свою манеру росписи и авторский взгляд на «милые сердцу места».
У Юлии Красной — глубина, объем, внимание к деталям, у Александры Карасевой — настроение, вариации на тему, свободный полет при минимализме рисунка. Работы Юлии отсылают к украинской исторической традиции в росписи фарфора конца ХIХ — начала ХХ века. Взять хотя бы чашки с видами Киева (панорама Лавры и др.), выпускаемые знаменитой Корецкой фарфорово-фаянсовой мануфактурой на Волыни. Или декоративные тарелки с изображениями Крещатика, Золотых ворот, Межигорского монастыря — изделия Киево-Межигорской фаянсовой фабрики. Со временем такие чашки, блюда, сервизы становятся историческими документами и вызывают трепетное отношение, как старые фотографии, карты, открытки. У Александры Карасевой же Киев условен — не фотография, но образ, повод для свободных ассоциаций, легкие упражнения для интеллектуала. Можно вспомнить Киев-Вий Мандельштама, Город булгаковской «Белой гвардии», вечный блоковский урбанистический пейзаж, где «Ночь, улица, фонарь, аптека…» или былинный град Китеж с чудо-садами и маковками
церквей.
К киевской тематике Александра Карасева уже обращалась в серии настенных тарелок под названием «Скромное обаяние мещанского Подола» (2000). Это «обаяние» передано через цветовую насыщенность, свободную композицию, ироничный взгляд, какую-то игривую французистость, а манеру художницы специалисты определили как импрессионистическую. «Фиалки Монмартра» в шляпках, мехах и оборках разгуливают по Андреевскому спуску и Контрактовой площади. Подол выдуман, вымечтан автором и в то же время узнаваем по деталям. Остается только сожалеть, что эти работы, нашедшие своего хозяина, нынче можно увидеть лишь на снимках, также как, к примеру, вазы времен керамического завода в исполнении Юлии Красной с тонко выписанными веточками, напоминающими японские миниатюры. Заказчик получает продукцию, но вопрос о коллекции, претендующей на свое историческое место, остается открытым.
Рисунок на фарфоре, вообще, таит в себе некий парадокс. С одной стороны, к специалисту по росписи предъявляются высокие требования, как, в сущности, к любому художнику, взявшему на себя смелость сказать собственное слово о мире. В то же время потребитель, потенциальный владелец сервизов, чаш, ваз, тарелок, уже по многовековой, сложившейся традиции хочет видеть красоту в одной застывшей точке, как лекарство от больных противоречий этого мира. Наличие данного парадокса подтверждают высказывания художниц. Они говорят о белой глади фарфора, как о холсте, о чистом листе бумаги, но считают себя, прежде всего, представительницами прикладного искусства, а настенные тарелки и вазы — элементами интерьера. Что здесь можно добавить? Пожалуй, лишь то, что красота в чистом виде — это лишь иллюзия, недостижимый идеал, а хрупкие предметы из фарфора — идеальный повод об этом подумать.
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
