В сентябре в парижском издательстве «Грассе» выходит новая версия воспоминаний знаменитой итальянской киноактрисы Клаудии Кардинале «Я Клаудиа, ты Клаудиа». Книга эта написана достаточно откровенно и раскрывает многие секреты ее непростой личной жизни.
После чистосердечных признаний Кардинале, сделанных ею в 1967 году для журнала «Пари-матч», когда она сообщила, что ее младший брат Патрик на самом деле является ее сыном, трудно было ожидать каких-либо новых сюрпризов от постаревшей Кардинале. Однако в книге воспоминаний она вновь сумела удивить своих поклонников, поведав им многочисленные подробности истории своей юности.
Клод Жозефин Роз Кардинале родилась в 1939 году в Тунисе, где в то время проживала небольшая итальянская колония. «Мои родители были выходцами с Сицилии, - вспоминает актриса, - и потому я была с раннего детства приучена уважать старших и, более того, мне всегда внушалась мысль, что семейная честь превыше всего».
В 18 лет прекрасная Клод (она считалась самой красивой девушкой колонии) мечтала о профессии учительницы. Однако именно тогда произошло событие, которое навсегда изменило дальнейшую жизнь Кардинале: в нее влюбился начальник ее дяди и начал усиленно ухаживать за ней.
Поначалу девушка не обращала внимания на притязания своего воздыхателя, но он упорствовал и все-таки добился своего. По словам самой Кардинале, дело произошло так: однажды этот седовласый господин предложил ей провести вечер с друзьями, но когда она села в его машину, оказалось, что у «старого ловеласа» были совсем другие планы.
«Он завез меня на свою виллу, - вспоминает Кардинале, - и там изнасиловал. Можно думать об этом что угодно, упрекать меня в легкомыслии, но за свою ошибку я заплатила высокой ценой».
Клод не могла пожаловаться родителям («они бы просто выгнали меня из дому»), и она скрыла от них свое «падение», которое потом долго виделось ей в страшных снах.
Более того, несколько лет она продолжала встречаться с «этим чудовищем», и их связь не прекратилась даже после ее бегства в Рим. «Боже, какое это невыносимое ощущение - смотреть в глаза нелюбимого мужчины, позволять ему делать с твоим телом все что заблагорассудится, стараясь не чувствовать, не думать, не понимать... Считайте это мазохизмом, но всю свою юность я занималась саморазрушением: переживала невероятные оскорбления и унижения и вместе с тем никак не могла решиться порвать с ним - прибегала на каждое свидание, боясь опоздать. За эти годы я приобрела опыт, какого не пожелала бы ни одной другой женщине».
Позднее многое из этого горького опыта поможет актрисе Кардинале блестяще исполнить роль учительницы Иды, изнасилованной немецким солдатом, пожелавшей сохранить ребенка и потому отвергнутой близкими.
Даже победа на конкурсе красоты и поступление в школу киноискусств не повлияли на эту сторону ее жизни. Свидания с ненавистным любовником продолжались, равно как и наносимые им оскорбления. «Похоже, что ему нравилась безраздельная власть над королевой красоты», - вспоминает Кардинале. Единственное, что изменилось для девушки, - у нее появилась ясная цель в жизни: стать киноактрисой. И то потому, что по этическим соображениям профессия учителя была для нее закрыта.
Покончить с кошмаром удалось лишь благодаря стечению обстоятельств. «Мне надо было пережить какой-то особый, совершенно парализующий страх, чтобы он оказался сильнее страха порвать со своим любовником, - пишет Кардинале. - Это был страх перед абортом. Когда он стал настаивать, чтобы я прервала беременность, я впервые решилась ослушаться его. Тогда он пригрозил, что расскажет обо всем родителям, потом силой усадил в машину и отвез в какую-то грязную клинику, а сам уехал.
Когда я увидела мерзкие стены, гадкие улыбки санитарок, смотревших на меня, то не выдержала и убежала. Больше я никогда этого человека не видела».
К тому времени Кардинале уже снялась в своей первой картине и получила сценическое имя Клаудиа и приглашение на очередную роль - молодая актриса стремительно делала карьеру.
«Никто, в том числе и родители, не догадывался о моей беременности, - вспоминает актриса, - и я продолжала работать в кино и даже подписала контракт на съемки третьего фильма, «Голубь», который намечено было снимать в Англии. Однако именно к этому времени я должна была родить. Мне надо было отказываться от съемок».
Кардинале отправилась к режиссеру Франко Кристальди, снимавшему этот фильм, и спросила его, как с наименьшим скандалом расторгнуть уже подписанный контракт. Тот был поражен: молодая актриса, в карьеру которой было вложено столько труда, вдруг добровольно отказывается от работы.
«Ты сошла с ума, милочка, - едва сумел вымолвить Кристальди, симпатизировавший Кардинале, - ведь так раз и навсегда можно порвать с кино. Ты, случайно, не беременна?».
И тут актриса, расплакавшись, не удержалась от признания. Растерянный Кристальди, во-первых, посоветовал ей выйти замуж за отца ребенка, а во-вторых, согласился перенести съемки на время после родов. И лишь узнав печальную историю ее беременности, решился помочь актрисе. Он сообщил продюсерам картины, что Кардинале необходимо отправиться в Лондон за месяц до начала съемок, чтобы «подучить английский и войти в образ». Там молодая актриса благополучно разрешилась от бремени. В метрике мальчика, названного Патриком, имя отца не указано.
Когда в Лондон прибыл сам Кристальди, он попытался помочь Кардинале найти кормилицу для малыша и отправить его в провинцию на воспитание. А когда эти планы сорвались, по настоянию того же Кристальди в Лондон приехала мать Клаудии, которая, наконец, все узнала. На семейном совете было решено скрыть происхождение ребенка...
По окончании съемок Клаудиа вернулась в Рим в сопровождении матери и с «младшим братом» на руках.
До 1967 года, пока не появилась публикация в «Пари-матч», Патрик так и считался ее братом. Собственно говоря, тогдашняя публикация была вынужденной: незадолго до этого итальянская «Коррьере делла сера» раздобыла копию свидетельства о рождении «брата Патрика» и собиралась опубликовать ее. Актрисе ничего не оставалось, как предупредить это разоблачение собственным добровольным признанием.
К тому времени она уже была замужем за Кристальди, что по ряду соображений также держалось в тайне. Их роман начался через год после рождения Патрика и продолжался почти шесть лет, однако режиссер сначала не торопился заключать брак, а потом не стремился разглашать факт женитьбы, так как было необходимо, чтобы церковные власти расторгли его союз с первой женой. Поэтому, поженившись в 1966 года во время пребывания в США, они еще долго скрывали свой брак. Кстати, именно это и позволило журналистам предположить, что именно Кристальди - отец ребенка.
Только через два года режиссер опроверг эти слухи, заявив, что он с радостью дал ребенку свое имя (после публикации в «Пари-матч» Патрика, который находился на воспитании в приюте католического монастыря, забрали домой; мальчик так и не привык считать Клаудию мамой и называл ее Клод), однако впервые увидел это дитя в возрасте восьми дней и, увы, не имеет к его рождению ни малейшего отношения.
После появления в печати этого опровержения по Риму распространились новые слухи - якобы отцом ребенка был некий промышленник, который не только нежно любил Кардинале на самой заре ее карьеры, но в те же годы перечислил крупную сумму денег на работу ее киностудии.
Когда и эти слухи не подтвердились, начали поговаривать о некоем аристократе, имя которого держится в тайне, потому что он женат. Но и эта версия вскоре растаяла. Сама же Клаудиа Кардинале до сих пор скрывает имя своего первого любовника, желая, чтобы печальная история рождения ее сына навсегда ушла в прошлое.