О роли кота Бегемота в театральном строительстве

23 ноября, 2012, 14:12 Распечатать Выпуск № 42, 23 ноября-30 ноября 2012г.
Отправить
Отправить

На Подоле из года в год зарывают в Андреевский спуск миллионы! А обещанного нового театра на этом месте как не было, так и нет.

Киевский театр на Подоле, один из лучших в стране, отмечает формальный 25-летний юбилей. В 1987-м худруком коллектива был назначен режиссер Виталий Малахов, при котором этот театр существовал и ранее - «без прописки», зато с весомым творческим багажом.

День текущий наших юбиляров, в последнее время особо обласканных театральными премиями и строгими критиками (за удачные постановки «Левушка», «Люксембургский сад», «На дне», «Прошлым летом в Чулимске»), - это… Отсутствие приемлемой сценической площадки (из Гостиного двора их «поперли», потому что «двор» кто-то прибрал к рукам). Это… Перманентная жизнь на чемоданах. Это… «Вира! Майна!» за углом. То есть «стройка века» нового театрального здания на Андреевском спуске. Торжественно открыть легендарный долгострой в разное время мечтали все люди доброй воли: а) еще семь лет назад; б) еще год назад; в) еще полгода назад (ко Дню Киева); г) еще два месяца назад (накануне нового сезона)… И, очевидно, «далі буде»?

«Уважаемый Николай Янович! Всем известно, как вы любите театр и искусство вообще. Известно также, как лично Вы помогли Богдану Ступке открыть новую сцену Театра имени Ивана Франко на 200 мест - после 20-летнего тягостного ожидания. Помогите же и на этот раз. На Подоле из года в год зарывают в Андреевский спуск миллионы! А обещанного нового театра на этом месте как не было, так и нет. Сделайте городу и миру чудесный подарок. Достройте! Не для себя прошу, а для искусства.»

Два месяца назад настрочил этот душераздирающий текст на Facebook - на личную страницу премьер-министра Н.Азарова. Через день от его админа пришел ответ: «Ваше письмо получено!» И, не сомневаюсь, на стол Ему - возложено. Поскольку уже за день до выборов на мой домашний адрес пришло официальное письмо от Михаила Кучука, замглавы КГГА по вопросам архитектуры и земли. И вот, что он пишет: «…В зв’язку з довготривалим процесом будівництва (з 2004 року), несуча конструкція зовнішніх стін з теплоізоляційним матеріалом – зволожена, покрита грибками та наростами, має численні сітки-тріщини по зовнішньому цегляному муруванню… Пріоритетними роботами, наразі, по об’єкту є: роботи з влаштування покрівлі (даху); забезпечення зовнішнього відведення вологи; проведення робіт по висушуванню конструкцій стін; облаштування віконного та дверного заповнення та інше. Після виконання вищезазначених робіт планується проведення оздоблювальних робіт по фасаду, роботи по монтажу нової системи опалення, забезпечення водою та інших видів робіт. Введення в експлуатацію зазначеного об’єкту планується в травні 2013 року».

…Истоки театрального долгостроя на Андреевском следует искать в «лихих» 90-х. Под занавес той удивительной эпохи возбужденные городские головы прониклись творческими вопросами. И постановили: новому театру в столице - быть! Конечно, они не «гамлеты», чтобы раздваиваться философским «быть или не быть?» Они - «освоители» бюджетов. И там, где зарыты деньги (большие деньги), там обязательно «быть».

В году эдак 1997-м закладываются символические «кирпичи» в будущую эпохальную стройку. Выбрано интересное место - на Андреевском. Очевидно, не самое удачное в плане ландшафта. Так как чудится мне, что любой новострой здесь может радостно-непроизвольно «сползти» в пропасть - прямо к метро... Но прекрасно это место, конечно же, своим астральным соседством с обителью Михаила Афанасьевича Булгакова. Ага! Вот с него-то, видать, и начинаются авантюрные перипетии строительного романа…

Впечатление, будто бы булгаковский кот Бегемот, устав от пробок в Москве, надумал совершить прогулку по любимым местам своего «родителя», знаменитого писателя. И надолго здесь, проказник, обосновался. Надолго…

Сметная стоимость строительства (в ценах 2008 г.) составляла 77,6 млн. грн. Миллионы на эту стройку капали-капали… Как капли воды из ржавого крана. Но будущий театр все равно походил на замок Моррисвиль с призраком Черновецкого внутри. Заманчиво, страшно, но все неопределенно!

Казалось бы, уже возведена «коробка». Но у этой коробки съехала «крыша». А тут пошли дожди-метели. И жутко пострадали стены - их съедала трагическая незащищенность и строительная бездеятельность.

Потом начинается новейший этап освоения бюджетных средств и очередного поднятия подольской целины. Этот этап - реконструкция! Распоряжение от 12.02.2009 №153 - «О переутверждении сметной документации реконструкции строений на Андреевском спуске, 20…».

Реализация проекта предполагала новое здание театра (корпус А) - на 290 зрительских мест. А если сцена трансформируется, то поместится даже 350. (Корпус Б - административное строение. Общая площадь театрального хозяйства 3948 кв.м.)

Генеральной проектной организацией на объекте выступает Украинский государственный институт проектирования городов «Діпромісто».

…Но вот на авансцену выходят силачи! Генподрядчики. В нашем веке - с 2004 по 2008-й - генподрядной организацией выступает ЗАО «Укрреставрація». С 2008 по 2011-й - генподрядная организация уже другая: «Київжитлоспецексплуатація».

И те, и другие - вроде бы - строили-строили. Но до конца не построили. Мотивируя причину неудовлетворительным финансированием объекта в течение всех этапов (включая проектирование). А в 2009-м этот же объект якобы не финансировался вообще.

И все же, согласно данным городского управления культуры, «по состоянию на 1.01.2012 на проектные и строительно-монтажные работы Театра на Подоле из городского бюджета выделено и освоено более 30 млн. гривен».

И далее (тот же источник): «…с сентября 2010-го по март 2011-го (7 месяцев) генподрядчик КП «Київжитлоспецексплуатація», при достаточном финансировании объекта и обеспечении необходимой проектной сметной документацией, так и не смог обеспечить нормальный строительный процесс…».

Зато - «кто-то» - смог обеспечить а-ля булгаковское исчезновение около 4,7 млн. гривен из недр самой стройки. Растаявшие миллионы стали предметом уголовного дела. В 2011 году управление культуры столицы подает в суд на генподрядчика. Поскольку крыши над театром - нет; стены - на грани; строительство - «снова замерло все на рассвете». А деньги будто бы испарились с третьим криком петуха. Будто кот Бегемот поработал на стройке прорабом.

На каком этапе судебные перипетии - с поиском исчезнувших средств, - выяснить пока не представляется возможным.

А тем временем на долгострое снова меняются подрядчики. И вновь на этой же волшебной территории проблема за проблемой: то с землеотводом, то с «Киевэнерго».

Один просвещенный человек в КГГА образно разъясняет: «Просто место под театр в свое время выделили «нехорошее»! Булгаковское… Там постоянно какая-то мистика! Какая-то нечисть… То одно не клеится, то другое исчезает…».

И правда. То миллионы не могут найти днем с огнем. То силенок не хватает (за столько-то лет) залатать дыры в стенах и крыше.

В общем, «кот» ногу сломает в этих перипетиях.

…На днях, карабкаясь лесами и лабиринтами театрального долгостроя на Андреевском № 20, ощущал себя бойцом Красной армии внутри «дома Павлова» (периода Великой Отечественной войны). Стены сырые, холодные - враждебные. Несколько продуваемых ветрами этажей, включая просторное фойе и раскуроченный зрительный зал, прямо-таки замерли в безмолвной тоске: ну когда же?!

Правда, и «бойцы невидимого фронта» - новый призыв строителей - время от времени возникают на этажах. Крышу вроде бы залатали. Осталось утеплить окна, заделать щели. Затем - экстренно - необходимо прогреть огромное помещение. Чтобы за зиму его окончательно не сожрал грибок (или другая зараза).

И опять по-новой надо прокладывать электропроводку: за ушедшие годы то, что было, истлело, все нужно менять.

А затем - и немедленно - колоссальный массив внутренних работ: отделка, побелка, шпаклевка.

А там, глядишь, дойдет и до «лакировки действительности»?

Худрук Театра на Подоле, режиссер Виталий Малахов проводит мне «экскурсию» по десятилетним строительным руинам. Но ни на йоту не теряет оптимизма: «Думаю, все будет хорошо! Александр Попов лично заинтересован в завершении затянувшегося строительства. Нам бы до мая продержаться. Да ко Дню Киева перерезать красную ленточку в день открытия… А там - лето. Отпуска-каникулы. И за три летних месяца, не сомневаюсь, еще много чего можно и доделать, и переделать!».

Вот так и живем. Не строим, а перестраиваем. Не делаем, а переделываем.

Не вкладываем (миллионы), а ищем украденные.

…А в это время кот Бегемот, лукаво мурлыча, уже отсчитывает не месяцы, а дни до торжественного открытия нового-старого театрального здания на Андреевском - в конце мая 2013-го... Этих дней (начиная с сегодняшнего) осталось 183. Время
пошло...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК