Николай Гобдич |
«Лишь только мы взяли первый аккорд «Во царствии» на пиано — как огромная площадь затихла. Я подумал: неужели они так внимательно слушают хор? Шел Папа Римский. Плавно поднимался он на престол, и в этом было нечто волшебное. Будто бы на диком птичьем базаре ни с того ни с сего, без единой команды — немая тишина. Будто выключились колонки или исчез слух. Это было чудесно — и в полной тишине звучала Божественная музыка…»
Этот рассказ Николая Гобдыча, директора и художественного руководителя хора «Киев» — не просто репортаж о событии, хотя и мирового масштаба. Речь идет об экуменическом богослужении в Риме. Украинский хор удостоился чести участвовать в нем в последний год прошлого тысячелетия. Хотелось бы, чтобы читатель услышал здесь не похвальбу и не вслушивание в хоровую ткань, в творимый Звук, а почтительное понимание места музыки в Церкви, преклонение перед религией, именно то, что Станиславским было определено как «любить искусство в себе»…
…Камерному муниципальному хору «Киев» ныне десять лет. Юбилей, заставляющий задуматься. К своему юбилейному концерту в Колонном зале им. Н.В.Лысенко Национальной филармонии Украины «киевляне» выпустили брошюру, где на шести последних страницах представили панораму высказываний о своем творчестве — ведущих критиков Украины, зарубежных журналистов. Калейдоскоп откликов, помещенных в популярных газетах, солидных еженедельниках и специальных, еще реже (увы!) выходящих изданиях. Перечитываешь эти фрагменты — и из разностилевых, разножанровых цитат по всем правилам постмодернизма составляется новый текст. Текст-ода, текст-панегирик, в который, в общем, трудно уже внести что-то новое.
Много раз перечислялись (и мною в том числе) основные достоинства хора «Киев» и его дирижера. Их концерты, даже не афишные, всегда собирают полный зал. Их звучание всегда безупречно, их компакт-диски, будь они чуть дешевле, расходились бы как в свое время «Новый мир», «Огонек» или «Всесвіт» (к чести продавцов, с недоступных CD тут же делаются копии, которые именно так и распродаются). Их огромная работа по освоению партитур национального прошлого (чего стоит один цикл концертов Артемия Веделя, итальянские колоратуры которого, пожалуй, в полной мере доступны только хору такого уровня). Их лоскутная «Литургия», которая, прозвучав, как ни странно, не оставляет впечатления этой самой «лоскутности», а дает осознание такой особенности менталитета украинцев, как стремление к декоративности, яркости. Не разностилье — а один стиль, особый и неповторимый; одна идея воплотить реальное бытование церковной музыкальной традиции…
Сам Николай Гобдыч, заслуженный деятель искусств Украины, один из ведущих ее хормейстеров, о чем вслух говорилось на филармоническом вечере ( и патриархом хорового дела — Павлом Ивановичем Муравским, и общепризнаннями авторитетами — О.Тимошенко, А.Авдиевским), сопоставил десятилетие своего детища с собственным жизненным юбилеем — сорокалетием. Он Мастер хора — и не просто дирижер, а еще и интерпретатор, художественный руководитель, исследователь, менеджер, взыскательный репетитор, аранжировщик. И — Артист от Бога, этого не отнять.
Как-то один известный хоровик, ученик Свешникова, обронил фразу: «Бывает камерный хор по репертуару. Это редкость. Чаще встречаются камерные хоры по автобусу». Именно так — в постсоветском пространстве молниеносно распространился небольшой мобильный состав, легко вмещающийся в автобус вместе с костюмами. В автобус — и на гастроли-заработки по Европе! Эти хоры, уменьшая (по необходимости) количество певцов, исполняли, по сути, тот же репертуар, приобретающий в этом случае несколько «общипанный» вид.
Камерность «Киева» принципиально иная. Это ставка на ансамбль солистов, на самодостаточность каждого отдельного голоса, на партитуры с тонкой прорисовкой партий, на кружевную вязь вместо плотной ткани, на акварель вместо масла. Отсюда и неповторимое звучание хора, и готовность петь все новые и новые партитуры, и желание постоянно улучшать уже сделанное.
Еще одна черта хора «Киев», которую необходимо подчеркнуть, — его необычайная способность втягивать в свою орбиту ученические и самодеятельные коллективы, организовывая их выступления на лучших площадках столицы, щедро делясь нотами, что особенно важно при нынешнем состоянии нотопечатания. Мне известен случай, когда некий хормейстер запросил у провинциального коллеги сто долларов за «эксклюзивный» аккомпанемент; это не просто жадность, а нечто более страшное. «Киев» же не просто отдает — он побуждает отдать и других; а как иначе выжить?
Наконец, важная миссия «Киева» ныне — стимулирование творчества композиторов. Скажу только, что следующий хор-фест «Золотоверхий Київ», который планируется в июне, обещает быть фестивалем композиторских открытий, ибо уже отобраны для него партитуры современных украинских композиторов на тексты «Псалмов Давидовых». Будем ждать этого фестиваля как важного события для духовной жизни Украины. Потому что, говорит сам Николай Гобдыч, «сила очищения, более того — духовного возрождения — присуща только хору. Музыкальное пространство ныне фактичеки проиграно академистами, эфир забит попсой. Но если есть шанс отвоевать хоть частицу — то на это способен только хор. И если поперек битам прозвучит хорошо скомпонованный и спетый «Отче наш» — то он будет дослушан».
В юбилейном концерте таким коррелятом к «Отче наш» послужила другая православная молитва — «Богородице Дево, радуйся» с музыкой Леонтовича, дослушанная залом как тихий «бис». А до этого были два отделения — духовной и народной музыки, были веделевские колоратуры и «концентирование» Дилецкого; была рахманиновская монументальность и многослойность духовного концерта Евгения Станковича. Во втором отделении порадовали и развеселили остроумные инструментальные вкрапления, интересные театральные решения, разностилевые обработки украинских народных песен Николая Леонтовича и Анатолия Авдиевского, Бориса Лятошинского и самого Н.Гобдыча, чья миниатюра «Ой ви, донці» с инструментальной партитурой Г.Черненко буквально потрясла. И фрагмент «Купала» Евгения Станковича с фантасмагорическими венками, и поздравления, и подарки, и юбилейные овации…