Одной из причин, снискавшей нашей в недалеком прошлом единой и неделимой державе всеобщее уважение и умильную любовь, была, есть и будет тяга народная к великим героическим свершениям, смысл которых не всегда доступен широкой мировой общественности. То, например, реки сибирские на юг поворотить, то пустыню превратить в зеленый сад, а иной раз ради пущей забавы можно и народы было переселить из одного конца необъятной родины в другой.
Но вот СССР более нет, а тяга к великому и безумному - остается. Правда, решает теперь каждый эту проблему сам по себе и кто во что горазд. Вот и наш украинский народ, известный всему миру добротой своей душевной и бескорыстной любовью к прекрасному, решил, очевидно, удивить все человечество величественным конкурсом на звание самого большого любителя песенного жанра. А с учетом того, что талантами земля наша не обижена, то порешили вообще брать на конкурс всех желающих и раздавать наград всяких и дипломов различных поболе. Так родился на свет Божий некоторое время тому назад конкурс «Червона рута». Родилась она не так себе просто, а с весьма благими намерениями - и культуру родную поддержать, и язык украинский популяризировать, а главное - талантливой молодежи подсобить выбиться в люди. Да и то сказать, в тогда еще тяжелые колониальные времена такой патриотический фестиваль был не просто нужен - а жизненно необходим. Так что от появления своего на свет Божий несла «Рута», кроме чисто культурного, еще и важное идеолого-политическое значение. В такой ситуации естественно, что о роли, месте и значении данного начинания в общемировой структуре музыкального бизнеса речь никоим образом не шла. Как в общем и не шла речь о больших деньгах, которые теоретически можно было бы заработать на фестивале. Как-никак был конец 80-х и о «новом экономическом мышлении» пока говорили в основном опираясь на неподтвержденные слухи. Однако, как бы то ни было, но даже во времена кончины развитого социализма и еще даже незапроектированного капитализма средства на проведение такой акции были все-таки нужны, хотя и не очень большие. По слухам, на тот момент фестивалю очень сильно помогла еще пребывавшая в плену многочисленных мифов о нашей с вами святой простоте украинская диаспора. Получение этих средств во многом было обусловлено наличием среди соорганизаторов фестиваля Народного руха Украины. К его чести следует отметить, что помощь сия была оказана на том этапе безвозмездно, то есть даром, и преследовала лишь гуманитарно-просветительские цели. Но вернемся к ходу событий. В период с 1989 по 1993 год включительно «Рута» хотя и была достаточно крупным и интересным фестивалем, но в силу разных причин никак не попадала в ту категорию событий, кои надолго западают в душу и память народную. Не замечалось бурного восторга и в кругах масс-медиа. Пресса скорее сдержанно констатировала факт его существования вместо подобающей такому случаю бурной в нем заинтересованности.
Коренной перелом в судьбе «Руты» неожиданно для многих, но скорее всего не для ее организаторов, произошел в 1995 году. В силу максимально целесообразного и тактически верного выбора места и времени очередного его проведения фестиваль привлек к себе тогда шквалообразный и неподдельный интерес прессы, а вместе с нею и спонсоров. Действительно, что еще может сильнее возбудить всенародный интерес, как не появление передового отряда «украинских националистов» в центре города «славы русских моряков» в разгар «холодной войны» меж «супердержавами» за место под солнцем в Крыму. Тем более, ежели в это время еще и пляжный сезон, ежели он еще, может, и не в разгаре, но уж точно «дошел до кондиции». Поскольку музыка- это не совсем политика, то и самые заядлые местные аборигены очень даже были рады созерцать у себя красочное патриотическое шоу. Не подвели и журналисты, приехавшие в неограниченном количестве на фестиваль по зову сердца, встревоженного проблемами взаимоотношений Украины и России, да и собственного отпуска тоже. Благодаря их усердию, титанической работе оргкомитета и не совсем понятной заинтересованности некоторых телекомпаний телеверсия данного праздника жизни еще и по сей день нет-нет да и проскользнет кое-где в телевизоре. А как известно, наличие размещенной телеверсии - это путь к дружбе и добрососедству со спонсорами, а также к повышению престижа и благосостояния фестиваля. Вот так, путем медленного, но верного поступательного движения «Червона рута» подошла к 1997 году, который и явил миру целую сеть достойных кисти великих художников монументальных и эпохальных событий в истории шоу-индустрии Украины.
Дабы хоть отчасти понять и осмыслить величие явившейся нам картины, ее рассмотрение должно проистекать согласно всем установившимся правилам созерцания великих деяний. А потому, как правило первое гласит, что великое видится на расстоянии, отойдем во времени от дня сего на расстояние, соответствующее примерно двухмесячному сроку. К этому моменту, в очередной раз, по городам и весям Украины уже успела прокатиться волна отборочных туров на «Шоу-97», а их победители уже успели прибыть в Киев для подготовки к финалу. И вот здесь-то и является нашему взору первая, достаточно немаловажная и относительно забавная подробность. Представшие пред ясны очи специально сформированной бригады музыкальных «профи» по работе «с кадрами» победители являли в массе своей, мягко говоря, невпечатляющее зрелище. Да и многие из приехавших вдруг сами осознали, как говорится, «под давлением неопровержимых фактов», что в своих творческих исканиях они изрядно подотстали от столицы, не говоря уже об остальном мире. И это не минус «глубинке», а скорее минус нашим средствам массовой информации, доносящим до нее, мягко говоря, не самые свежие новости из области современной музыкальной культуры. Но так или иначе, а отставание было налицо. И тут добрая дирекция «Руты», естественно, ожидая такого поворота событий, предложила собравшимся достаточно простой выход из ситуации, а вместе с ним и слоган фестиваля: «Вы увидите, как рождаются звезды».
К услугам дебютантов-конкурсантов была предоставлена заранее подготовленная, искусственно созданная на время проведения акции «внутрикорпоративная» необходимая структура шоу-бизнеса, дополненная для верности «группой профессионалов». Для работы на фестивале были приглашены хорошо известные в профессиональных кругах модные композиторы, поэты, аранжировщики, стилисты, хореографы и прочие незаменимые в творческом процессе личности. В Киеве были арендованы еще и две высококлассные звукозаписывающие студии. И работа закипела...
Со многими конкурсантами эти труды достигали прямо-таки гигантского масштаба. Им писали песни, приводили в порядок имидж, объясняли основы хореографии и вокала. В той или иной степени «капитального ремонта» творчества не избежал никто из участников. Более того, некоторые из областных звезд, вняв разумным советам и предложениям киевских аранжировщиков и композиторов, попросту совершенно изменили свой музыкальный стиль, а вместе с ним и творческий имидж. При этом справедливости ради и к чести организаторов фестиваля следует сказать, что никто никому не «делал предложения, от которого нельзя отказаться».
За два месяца из огромного числа невнятно выглядевших во всех отношениях мальчиков и девочек ценой неимоверного героизма вольнонаемного персонала был произведен весьма неплохого, как для местных широт, качества музыкальный продукт. Он-то и был в конечном итоге представлен на суд зрителей в Харькове и Киеве.
Здесь возникает закономерный вопрос, что же мы собственно увидели: то, как «появляются звезды», или то, как их «разжигают». Думаю, что второй ответ более уместен. По крайней мере к такому выводу подталкивает нас услышанное и увиденное. А именно, в жанре танцевальной и поп-музыки явственно слышались то нотки хорошо зарекомендовавших себя западных групп и исполнителей, то до боли в сердце знакомые, будем надеяться, только профессионалам, пассажи привлеченных к труду композиторов. Правда, последние все-таки упорно утверждают, что основная заслуга в творчестве принадлежит все-таки исполнителям. Что и говорить, ответ на этот вопрос простому смертному вряд ли найти - музыку писал «общественный композитор» X, слова писал «общественный» же поэт Y, а приз за песню в целом получает Z . И еще не совсем ясно, кто же с кем соревновался? Если всем и все писали одни и те же люди, должных «творческих» кондиций добивались по одной отлаженной схеме, то за что же тогда награждали? То есть я, конечно, ничего плохого сказать не хочу, но вот как из «конвейерной» продукции выбрать что-то лучшее, а что-то худшее?.. Да к тому же еще и своими собственными руками произведенное... В общем, чудо да и только. Стоит, однако, отметить и такую деталь - вышеозначенное удивление и неподдельный интерес вызывали в основном популярная и танцевальная сцены. Деятели же рок-движения и акустического творчества, кажется, подверглись добровольным «творческим доработкам» куда как в меньшей степени.
Хотелось бы также обратить внимание на еще одну, материальную, сторону вопроса, которая, по нашему мнению, достойна такого внимания наряду с духовным аспектом. К величайшему сожалению, практически ни в одной из официально распространяемых «Рутой» материалов для прессы даже маленьким и тонким намеком общественности не дают никакой информации относительно того, во сколько же обошелся этот праздник жизни. Оно в общем-то и понятно: вопрос, можно сказать, праздный. Да и не принято нынче считать денежки в чужих карманах. Правда, вот, например, западные продюсеры особо ни от кого и не скрывают, во сколько что им обошлось, и даже считают это предметом своей гордости. А кроме того, это еще весьма и полезно для бизнеса: ну скажите, кому, например, не захочется посмотреть фильм за 100 миллионов долларов, чтобы увидеть - это что же в нем так дорого стоило. Вот и идут их граждане в кинотеатры нескончаемым потоком, «отбивая» те самые миллионы. Ну это все у них, а у нас так и приходится народу нашему, дабы утолить свое хоть и праздное, но все же любопытство, пользоваться неподтвержденными слухами и плодить на их основе домыслы. Не станем и мы утверждать, сколько ж стоило это диво, однако попытаемся лишь абстрактно представить себе эту сумму. Для этого мы сопоставим цифру, упорно курсирующую каналами народной молвы, со своими очень приблизительными из-за нашего непростительного в данном случае непрофессионализма подсчетами. Итак, это может быть, а может и нет, цифра средняя между более чем 1,5 миллиона условных единиц и, скажем, одним миллионом ровно этих же самых мерных обозначений. Истинную же сумму затрат, ежели, конечно, пожелают, могут поведать миру лишь сами организаторы.
К слову добавим, что церемония вручения премий MTV за 1996 год обошлась этой компании в 1,1 миллиона фунтов стерлингов, что примерно эквивалентно 1,8-1,9 миллиона долларов. В то же время прибыль от акции с лихвой все окупила - порядка 2, 5 миллиона фунтов.
По любым меркам, затраты на наше грандиозное шоу были значительными. Правда, налогоплательщикам волноваться в данном случае не стоит - финансовое участие государства в «Руте» было (если и было) более чем скромное. Основную часть затрат, судя по обилию рекламной символики на сцене, понесли в очередной раз богоспасаемые спонсоры. Хотя и они практически ничего не потеряли - выделяемые денежки обычно в таких случаях извлекаются из рекламных бюджетов фирм. Так что эти суммы были все равно приговорены к растратам и тем самым никоим образом не лишили семьи несчастных сотрудников и владельцев фирм, например, зарплаты за май или дивидендов за апрель. Да и на дело в сущности своей потрачены были хорошее.
Праздник удался. Можно даже сказать - прошел с небывалым успехом. Но, наверное, неуместные в таких случаях вопросы все же остаются. И главный из них - какое продолжение будет иметь судьба победителей и дипломантов «Червоной руты» в стране, где, в принципе, пока начисто отсутствует полный или даже частичный цикл шоу-индустрии. Ведь, как правило, в цивилизованном мире такие без сомнения нужные конкурсы увенчиваются подписанием контрактов с победителями всевозможными фирмами, выпускающими аудиовизуальную продукцию. Любому, даже весьма далекому от шоу-индустрии человеку на Западе понятно, что источник благосостояния артиста лежит в первую очередь в проданных дисках с его записями. Не менее важная статья доходов - это отчисления за публичное использование произведений «творца», будь то на радио, телевидении или же в холле гостиницы «Хилтон». О чем же сегодня, в таком случае, речь может идти у нас, где почти что отсутствует понятие об авторских правах, а число фирм, занимающихся серьезной работой с аудиопродукцией, можно пересчитать при помощи пальцев рук? При этом не забудьте, что даже те, кто платит музыкантам за право выпуска их альбомов, делают это крайне неохотно и более чем скромно. Мало-мальски знакомый с этой системой человек может смело утверждать, что гораздо выгоднее торговать на вокзале пирожками, чем продавать кому-нибудь у нас свои альбомы. Таким образом, на выходе со сцены «Червоной руты» молодых и окрыленных провинциалов, прошедших «начальную военную подготовку», поджидают весьма сомнительные перспективы. В основном они заключаются в форме предложений от так называемых «продюсерских центров». Набрав десяток-другой еще ничего не стоящих в финансовом плане «звездочек», они запускают их по «клубному маршруту» или же отправляют их обратно в тур по провинциям, где при помощи уже помянутых недобрым словом СМИ создают им звездную ауру. При этом львиная доля и так весьма умеренных прибылей уходит в карман этих самых продюсеров. Судя по уже наличествующей у нас поп-сцене, качество этой продукции особо никого не беспокоит, а потому статью расходов «на творческий рост» и прочие усовершенствования «товара» вполне можно свести к минимуму. Что же до рок-сцены, то тут дела обстоят еще более печально. Большинство из лауреатов прежних лет так или иначе просто-напросто канули в небытие или исчезли из поля зрения. То же можно сказать и о номинации «авторская песня». Конечно, в такой ситуации можно возразить, что это не в компетенции организаторов фестиваля, и даже, более того, нужно сказать им огромное спасибо за то, что они делают. Действительно, поблагодарить стоит, но также стоит предложить задуматься над тем - а нужно ли делать такой огромный, помпезный, а главное -дорогостоящий фестиваль «одноразового использования». Или, быть может, приведя его к разумным размерам, высвободившиеся средства направить на хотя более простую, но зато созидательную и, главное, ежедневную деятельность по обустройству околомузыкальной инфраструктуры на местах? Пусть хотя бы такой, как та, где Элвис Пресли записал свою первую пластиночку за 5 кровнозаработанных долларов.
Ну а пока - кончен бал, погасли прожектора, а новоявленные лауреаты, наверное, возвращают купленные добрыми спонсорами и организаторами наряды костюмерам, а фонограммы продюсерам.