НЕСКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ ГАЛИНЫ ВОЛЧЕК

17 января, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 2, 17 января-24 января 1997г.
Отправить
Отправить

В Тель-Авиве в театре «Нога» гастролировал «Современник» со спектаклем «Пигмалион» по Бернарду Шоу в постановке Галины Волчек...

В Тель-Авиве в театре «Нога» гастролировал «Современник» со спектаклем «Пигмалион» по Бернарду Шоу в постановке Галины Волчек. Театр был закрыт только в пятницу вечером, поскольку после захода солнца в этот день в Израиле не работает ничего, даже общественный транспорт. Каждую неделю в течение суток жители и гости страны передвигаются либо на личном транспорте, либо дедовским методом, то есть пешком. Так что с Галиной Борисовной Волчек мы встретились в субботу после захода солнца в театре «Нога», когда уже ходили автобусы и игрались спектакли. Разговор получился не о красотах Средиземного моря, плескавшегося почти у наших ног, а о жизни «Современника» и его неизменной предводительницы.

- Галина Борисовна, вы сейчас ставите в «Современнике» пьесы Николая Коляды?

- Перед закрытием сезона сыграли премьеру «Мы едем, едем, едем» по пьесе Николая Коляды. Его сотрудничество с Виктюком началось после «Современника». Мне кажется, что в этом поколении Коляда - один из самых талантливых драматургов, хоть публика его неоднозначно принимает. Мы его открыли с «Мурлин Мурло», а после этого он пошел и поехал... С Виктюком он делал «Рогатку» гораздо позже. До этого я Коляду вывезла в Германию и там поставила спектакль. Что касается нашей премьеры «Мы едем, едем, едем» - это для меня был повод сделать рождественскую сказку с несказочными героями. Там одна героиня - челночница, другая - ее домработница, а герой - человек из энергонадзора, который приходит проверить счетчик. С этими тремя персонажами происходят всякие фатальные истории.

- Как вам удалось в постановке «Пигмалиона» уйти от штампа «Моей прекрасной леди»?

- Просто главной моей задачей было себе и всем доказать, что это никакая не версия «Пигмалиона», а настоящий Бернард Шоу. Другое дело, что любая пьеса, даже самая гениальная, - все равно повод для режиссера рассказать о чем-то своем. Это уже вопрос видения. Так что в мою задачу входило, чтобы спектакль не был похож на «Мою прекрасную леди».

- «Повод для режиссера рассказать о чем-то своем»... У вас была похожая ситуация в жизни?

- Понимаете, мне с молодости была свойственна страсть к превращениям. Я режиссурой занялась, чтобы помогать людям меняться, становиться неузнаваемыми. Вот и мой первый брак с Евгением Евстигнеевым был реализацией этой страсти. Мои сокурсницы считали такой брак мезальянсом. Галя Волчек из профессорской кинематографической семьи вышла замуж за провинциала из-под Горького, который неправильно выговаривал слова. Он всех женщин называл «Розочка» с раскатистым «р», считая, что так должен вести себя интеллигент. Но я почувствовала, что Женя - не просто талантливый человек, а отдельно существующая планета - и влюбилась. Кроме того, у меня появился азарт доказать всем, что за этим неграмотным произношением и нелепой внешностью таится гениальный Евстигнеев. И все очевидцы нашей жизни считали, что я была для него Пигмалионом. Я очень хорошо относилась к Евгению Александровичу, и к его памяти у меня хорошее отношение. А из «Современника» он ушел очень давно, не из-за меня, конечно... И теперь у меня возник режиссерский азарт показать в легкой салонной пьесе Шоу именно Пигмалиона. Хотя салонность в нашем оформлении специально подчеркнута, и легкость сохранилась, но добавился объем.

- А роль профессора Хиггенса сразу предназначалась для Гафта?

- Не сразу. Для меня распределение ролей - как бы часть воплощения замысла. Поэтому я довольно долго живу с пьесой, прежде чем распределять роли, за редким исключением, когда я, предположим, знаю, что беру пьесу на определенного артиста. У меня сначала были какие-то сомнения в возрасте Гафта, но потом я повернула все так, что возраст стал даже плюсом в этом деле.

- А ваш сын Денис Евстигнеев сейчас занимается кинематографом?

- Конечно. Он сценарий пишет для нового фильма, который будет снимать как режиссер. Он сделал «Русский проект-2», говорят, что будет и «Русский про-

ект-3». В нем эти же герои будут сниматься с мировыми звездами, например, Мордюкова со Сталлоне или еще с кем-нибудь.

- Олег Павлович Табаков рассказывал мне в Киеве, что причиной его ухода из «Современника» в 83-м году было ваше нежелание предоставить выпускникам его студии работу в театре...

- Он правду сказал, только как бы последнюю часть этой правды. Дело в том, что когда он организовал свою студию, он это сделал, как бы вам это объяснить, в конфликте с «Современником». И не только творческом, но и человеческом, и этическом, и всяческом... Если бы это был только художественный конфликт, он бы мог принести даже пользу. Но Табаков просто декларировал, что его студия никакого отношения к «Современнику» не имеет. В голову никому бы не пришло предлагать его выпускникам работу, ведь он заявил, что это будет самостоятельная организация. Но когда у него возникли трудности с получением помещения для этой самостоятельной организации, его обломали с одной стороны, с другой, с третьей... И тогда он вдруг вспомнил, что «Современник» не предложил ему свои услуги.

- Но после ухода Табакова из театра вы поддерживаете с ним какие-то отношения?

- Ну, слава Богу, я Олега Павловича очень люблю и уважаю, как своего старого товарища. Хотя он многое сделал для того, чтобы я изменила свое отношение к нему, но мы уже стали не просто взрослыми, а сильно возрастными друзьями. Вы видели пленку с моим юбилеем? Там Олег Павлович очень исповедально поздравлял меня и за все принес мне свои как бы извинения, а ему было за что передо мной извиняться... Но мы, к счастью, живем в мире, согласии, и даже, видите, кольцо, которое Олег Павлович подарил мне на юбилей, я постоянно ношу.

- Когда в 70-м году Олег Ефремов ушел во МХАТ и вам пришлось возглавить «Современник», вы были готовы к этому?

- Нет, совершенно нет! Да я и не возглавила тогда. Это случилось только в 72-м году, а до этого театр два года был в самом чудовищном неестественном состоянии - он был управляем коллегией. Это самое вредное и страшное для театра состояние, когда нет руки. И хотя это было совершенно не в моде, даже не то что не в моде -это вообще был нонсенс, тогда труппа как бы уговорила, заставила меня взять на себя это дело. Коллектив меня выбрал - так скажем. Да и действующим режиссером в театре была только я в тот момент.

- Но вы ведь еще и актриса! Я видела вас в Москве в спектакле «Кто боится Вирджинии Вульф?». Режиссерская работа сочетается с актерской профессией?

- Абсолютно не сочетается, поэтому я и не играю. И в кино не снимаюсь тоже. Я играла раньше в двух спектаклях: в «Ревизоре» и в «Вирджинии Вульф». Две роли всего - я не считаю, что это работа для актрисы. А теперь я и в «Вирджинии Вульф» не играю по медицинским причинам. Ну, сыграю, наверное, еще, если поздоровею, если дыхания хватит. Вы же видели спектакль, такую роль вообще нельзя играть каждый день. Меня умоляли в Америке сыграть хотя бы один раз для коллег - я отказалась. Это безумно трудная была роль для меня. Кстати, ваш Балаян сделал телевизионную версию «Вирджинии Вульф». Правда, то, что он сделал, можно играть хоть каждый день.

- Я читала интервью с вами в русскоязычной израильской прессе. Мне показалось, что местные журналисты задавали вам не очень тактичные вопросы...

- Ну что делать, я привыкла на любые вопросы отвечать. Я понимаю, что журналисты были тоже в тяжелом положении, у них долго был кляп во рту. Я их бестактность в определенных пределах терплю, но я не терплю, когда критики высказываются, потому что они ненавидят предмет, которым занимаются. А вашей газете я хочу пожелать успеха и процветания. Я надеюсь, что мы еще вместе поработаем на благо нашей общей культуры.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК