НЕОЖИДАННЫЙ СТРАВИНСКИЙ

Поделиться
В рамках ХІV Международного фестиваля «Музыкальные премьеры сезона» киевской организации Национального союза композиторов Украины состоялась творческая акция, для которой непросто найти жанровое определение...

В рамках ХІV Международного фестиваля «Музыкальные премьеры сезона» киевской организации Национального союза композиторов Украины состоялась творческая акция, для которой непросто найти жанровое определение. Группа киевских музыкантов и артистов во главе с режиссером Евгением Курманом при поддержке Фонда содействия развитию искусств поставила спектакль «История солдата» Игоря Стравинского. Это произведение композитора не имеет богатой сценической истории, хотя отдельные музыкальные номера исполняются часто. Впервые «История солдата» была поставлена самим Стравинским и его единомышленниками — Рамюзом, написавшим либретто, и дирижером Ансерме в 1918 году в Лозанне. Спектакль этот, построенный на единстве музыки и слова, прозвучал тогда как творческий эксперимент маэстро. Основным своеобразием замысла стала идея сделать оркестр из семи музыкантов непосредственным участником спектакля. Оркестр располагался на сцене, принимал участие в событиях, взаимодействовал с актерами. В этом спектакле в очередной раз подтвердилась слава Стравинского как первооткрывателя, который стремился охватить все существующие формы и способы музыкального изложения. Он интуитивно или методом эксперимента изобретал новые композиционные приемы, находил иные моменты музыкальной выразительности в использовании полилада, полиритма, политембра. А особенно в комбинировании необычных сопоставлений тембровых групп Стравинский достиг принципиально нового звучания. «На выбор инструментов для «Истории солдата», — писал композитор, — повлияло одно очень важное событие в моей жизни того времени — открытие американского джаза. Ансамбль инструментов в спектакле походит на джазовый ансамбль тем, что каждая группа инструментов струнных, деревянных, медных, ударных представлена как дискантовыми, так и басовыми разновидностями. Сами инструменты те же, что в джазе, за исключением фагота, замещающего у меня саксофон».

Оркестр в украинском первопрочтении «Истории солдата», а это киевский ансамбль ARCHI под управлением Игоря Андриевского, который выступил и дирижером-постановщиком, как и у Стравинского, — одно из главных действующих лиц. Выход музыкантов (Н.Сиваченко, Д.Третьяк, Л.Милявский, В.Цюцюра, Ю.Корнилов, А.Головко, Д.Ульянов) решен театрализовано, все они в стилизованных костюмах, в разнообразных головных уборах, а дирижер вообще в шутовском колпаке с колокольчиками. Под мелодийный перезвон крохотных колокольчиков вступает оркестр, сказка начинается…

Малая сцена киевского ТЮЗа на Липках, где игрался спектакль, фантазией художников Екатерины Корнейчук и Алексея Вакарчука превращена в настоящий русский лубок. Откровенная условность сценографии с «посаженным» разноцветным деревцем, ветки которого украшают яблоки и птички, с деревянными ведрами на коромысле, с обязательным атрибутом ярмарок — шарманкой, яркой рябью лоскутных полотнищ, несмотря на свою театральность, воспринимается реальностью. Очевидно, из-за угаданных, проявленных и воплощенных в ней моментов настоящего, истинного, истоков культуры.

В сюжете, взятом из русских сказок Афанасьева, рассказана история Солдата, у которого Черту хитростью удается выманить душу. Скрипка, проданная Черту, выступает здесь метафорой сокровенного, души. В спектакле действуют три персонажа — Солдат (Владимир Пшеничный), Черт (Александр Безсмертный), Царевна (Ирина Лановенко). Они изображают своих героев, при этом чередуются еще и в роли чтеца, комментирующего события со стороны. Каждый образ воспринимается некой схемой, каркасом определенного характера — эдакий рубаха-парень, бесшабашный солдат, многоликий, коварный бес-искуситель, типичная русская красавица — сказочная царевна. Но пространство каждого из этих образов невероятно богато, актеры насыщают его колоритными нюансами, оно убедительно выстроенностью внутреннего проживания, красочностью палитры ощущений. Это не сказочные оловянные игрушки, а живые, взаправдашние герои.

Определив жанр спектакля как сказку, которая читается, играется и танцуется, Е.Курман поставил перед собой задачу привести в состояние баланса все составляющие спектакля. Музыка, слово, хореография, пластика, художественное пространство находятся в стройном взаимодействии. Все органично и оправдано, убедительно и мотивировано. Музыка камертоном задает тон этой истории, мораль которой выходит за рамки чисто русской, а воспринимается общечеловеческой. Музыка выразительна, иллюстративна, порой иронична, проникнута духом эмоциональной импровизации, она точно передает настроение каждого сюжетного хода. Оркестр продемонстрировал тонкое понимание музыки Стравинского. Точность исполнения, одухотворенная слаженность ансамбля, где каждый музыкант выступал солистом, стала подлинной удачей спектакля. И не только в музыкальном смысле, ведь музыкантам приходилось активно реагировать на драматургию, действовать как актеры, а у И.Андриевского были даже диалоги и монологи.

Добиваясь цельности сосуществования всех компонентов спектакля, режиссер изобретательно переносит в сценическое действие метафоры, заложенные в сказке. Так, ставший богатым, Солдат не живет собственным умом, им, как марионеткой, управляет Черт, получив обратно скрипку, Солдат уже не может играть на ней, как прежде. Да, если уж растратил себя, не зазвучат струны души, ничего «не сыграешь», даже если тебе вернут инструмент. Черт принимает различные обличья, становится то красноармейцем, то Красной Шапочкой, перекривляет дирижера, цепляется к музыкантам, задирает зрителей, разгуливает с сачком для ловли бабочек, но бабочек ли?

Спектакль, несмотря на заложенный в материале определенный момент концертности исполнения, получился в полной мере театральным, насыщенным эмоциями, переживаниями, мудростью мысли. Найденная Е.Курманом яркая театральная форма, поддержанная талантливым актерским исполнением и гениальной музыкой Стравинского, помогла проявиться глубокому философскому смыслу уходящей в старину притчи о продаже души, о потере себя, о невозможности искупления совершенных грехов.

На пресс-конференции, предварившей премьеру «Истории солдата», прозвучал вопрос об актуальности сегодня в Украине музыки Стравинского. Евгений Курман ответил: Стравинский актуален настолько, насколько важны и необходимы для нас вообще все мировые духовные ценности. Спектакль «История солдата» был творческой акцией, увидели его, можно сказать, немногие счастливчики. Очень хотелось, чтобы спектакль продолжил свою сценическую жизнь и украсил репертуар какого-нибудь киевского театра. Чтобы духовный катарсис от неожиданного Стравинского, интерпретированного украинскими актерами и музыкантами, пережило еще много зрителей.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме