Украина любит выборы. Они проходят весело и радостно. И в финале главное — подсчет! Это, конечно, лихорадит сильнее всего: в течение всего периода проведения отборочного конкурса были и взрывы эмоций, и резкое недовольство, и даже письма к президенту Украины. Но сначала одна деталь. В самих конкурсных программах почему-то не показали процедуру жеребьевки номеров выступлений. Согласитесь, это важно — первый номер у тебя или последний! Важно не только для конкурсантов, но и для телезрителей.
Вернемся к подсчетам. В НТКУ считали голоса болельщиков и впридачу— цифру, выводимую жюри. Для начала телезрителям вообще «забыли» сообщить о некоторых правилах голосования. Ну, например, то, что с одного телефонного номера нельзя звонить более двадцати раз. Учитывая довольно серьезную стоимость одного телефонного звонка с НДС, это казалось не совсем логичным и даже странным. Деньги же мои — сколько хочу, столько и звоню по телефону! Тем самым мгновенно отрезали от участия в голосовании не только фан-клубы, но и, к примеру, целые школы в сельской местности или интернаты, где есть всего лишь один телефонный аппарат. Представители Национальной телекомпании отрапортовали: дети должны в это время спать, и точка! Но я очень сомневаюсь, что более взрослую аудиторию массово заинтересовало происходившее на экранах УТ под названием «Ти — зірка!». Все это привело к настоящему взрыву недовольства в Интернете.
О более серьезном... Засекреченной и крайне закрытой была процедура голосования членов жюри. Напомню, что в нашей европейской стране, где живет 47 миллионов, нашлось целых четыре с половиной члена жюри. Половина — это пятый человек, которого приглашали на каждый этап голосования в отдельности. Все попытки журналистов на всех (целых трех!) конференциях узнать, по каким критериям и каким образом жюри голосует, были безуспешны. Представители НТКУ договорились даже до того, что журналисты для получения этой информации должны присылать отдельные журналистские запросы. После такого уже просто неудобно было даже подумать о том, как формировалось само жюри.
А вообще, «бумажки с оценками жюри запечатывают в отдельные конверты, которые заверяются нотариусом». Почти под хохот кто-то из присутствующих на последней конференции журналистов, очевидно вспоминая эпопею года 2005, предположил, что неизвестный стране герой-нотариус, по-видимому, выиграл в жестокой борьбе тендер по сокращенной процедуре. Еще больше заострило ситуацию с оценкой результатов общественностью и то, что во время финала телезрителям «забыли» показать не только, то как голосовало жюри, но и как голосовали сами телезрители. Количество представленных голосов было оглашено только на конференции и составляло: Тина Кароль — 8755, Ирина Розенфельд — 2397, Кирилл Туриченко — 1659. Следует отметить, что за время проведения конкурса в целом сообщений и звонков телезрителей поступило около 78500. И поскольку эти телезрители находятся явным образом в «целевой аудитории потенциальных рекламодателей», то говорить о низких рейтингах отборочного конкурса на УТ просто смешно. Хотя о том, как составляется рейтинг в нашей стране, знает уже, наверное, и ребенок.
Довольно странная ситуация сложилась и вокруг авторских и смежных прав на песни, прозвучавшие на конкурсе. Напомню, что сначала очаровательные и талантливые юные создания пели 12 украинских песен, потом девять зарубежных хитов и впридачу — еще шесть песен, звучавших на «Евровидении». Оставим в покое Европу. А вот с использованием отечественных умов и талантов стоит внимательно разобраться. Напомню, что использование чужой интеллектуальной собственности без заключения соответствующих соглашений в Украине запрещено. На вопросы, которые я задал президенту НТКУ господину Докаленко по этому поводу, четкого и внятного ответа не получил. А вот что по-настоящему удивило — это ответ руководителя юридического отдела НТКУ госпожи Клименко. По состоянию на 15 часов 53 минуты 13 марта 2006 г. НТКУ только проводит предварительные переговоры с соответствующими организациями в Украине, занимающимися вопросами защиты интеллектуальной собственности, и никаких соглашений НТКУ не заключало. Поэтому «хи-хи», звучавшее на пресс-конференции во время многословных ответов специалиста украинского рекординга говорило о многом. НТКУ даже «забыла указать» авторов отечественных аудиовизуальных произведений (песен) в титрах во время эфира (на всякий случай просмотрел свой видеоархив!).
И еще зрителям «забыли» объяснить, что именно та песня, которую поют исполнители в финале, и будет представлять Украину в Греции. Не длинные ноги и не пышная грудь, не разукрашенные костюмы или изысканные прически, а ПЕСНЯ. И к тому же на конференции после финала оказалось, что телезрители могут услышать совершенно не тот вариант песни, за которую голосовали. Телезрители, оказывается, услышали «демонстрационную версию». А песня еще будет «обрабатываться» — в студии ее «будут совершенствовать и обрабатывать».
И о веселом. Напомню, что «декорации», приобретенные НТКУ в 2005 году для «Евровидения» в Киеве, «потянули» на скромные 10—11 миллионов. Руководство УТ неоднократно и публично заявляло, что их будут использовать в других проектах канала. Активно и эффективно. Прошел практически год с тех пор, как «декорации» стали их собственностью. «Евровидение-2006» — чем не повод использовать такое красивое имущество? А вот и нет. Даже пресс-конференцию проводили в декорации нового ток-шоу УТ «Толока», разложив повсюду банеры с названием «Ти — зірка!»: замаскировали. В глубине декорации иронически поблескивали огромные фотографии другого многомиллионного украинского добра — золота скифов.