Нет, наверное, человека, который не смотрел бы хоть раз фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман», где созвездие блестящих артистов создали букет ярких, запоминающихся характеров. Ну, кто не помнит профсоюзную активистку Шурочку, которую Мымра сослала в бухгалтерию! Этот образ создала великолепная, умная, интеллигентная Людмила Иванова, актриса театра «Современник», который недавно был в нашем городе на гастролях.
- Людмила Ивановна, разновозрастное население бывшей громадной страны знает вас, в основном, как Шурочку, которую ссылали в бухгалтерию. Это замечательно, что в вашей жизни была такая яркая роль, но ведь вы - человек, который всю жизнь занимался своим, раз избранным делом, в вашей жизни было много-много ролей и один-единственный любимый театр -«Современник». Какая она, ваша театральная жизнь?
- В театре «Современник» я работаю 43-й год. Пришла, когда в труппе было всего пятнадцать человек, поэтому каждый нашел свое место. Это было счастливое начало судьбы. Я играла во всех почти первых спектаклях, т.е. - во всех розовских спектаклях. Разные роли - большие и маленькие: Люсю-комсорга в «Двух цветах» и Анну Михайловну в «Вечно живых», крохотную роль Матвеевны «В дне свадьбы», которая, впрочем, шла всегда под аплодисменты, а в «Традиционном сборе» - моя любимая роль Лиды. Играла во всех эпохальных спектаклях Волчек - «Обыкновенной истории», «Эшелоне», «На дне». В «Спешите делать добро» Рощина - милиционершу, а в «Старшей сестре» Володина - Колдунью, вообще много играла в володинских пьесах. Лиля Толмачева поставила у нас, как режиссер, «Фантазии Фарятьева», с удовольствием работала в этом спектакле. Сейчас играю «Крутой маршрут». Поскольку я характерная актриса, роли были совершенно разные. И это большое счастье, потому что проживаешь много жизней. Это так интересно - найти человека, который бы был похож на мою героиню. Очень люблю свою профессию!
- Известно, что для характерной актрисы не так болезненно проходит переход на «возрастные» роли, так ли это?
- О-о, я знаю о чем вы говорите. Моя мама, сидя в зале, страшно переживала, говорила мне - опять старуху играешь! А я в двадцать пять играла пятидесятилетнюю, в сорок - семидесятилетнюю бабушку Валентины, в пятьдесят - восьмидесятилетнюю няню в «Трех сестрах». Знаете, как я это делаю? Прихожу пораньше в театр, сажусь и думаю: ах, как я тяжело живу, какие тяжелые сумки носила, как у меня ноги болят... Потом повязывая платочек, смотрю в зеркало и взгляд обращаю назад в жизнь. Глядь - а мне уже восемьдесят. Играю почти без грима - главное глаза.
- Людмила Ивановна, зритель знает парадную сторону жизни театра, тогда как театральный организм - штука капризная и жестокая. Как, прожив долгую, нелегкую жизнь в театре и с театром, вы сохранили безграничную человеческую открытость и добрую веру?
- Да я просто очень люблю жизнь вообще. Природу, гостей, друзей. Люблю своего мужа, до него, в молодости, была масса влюбленностей. Поэтому, наверное, я счастливый человек. Например, не было у меня когда-то роли, а я в это время сочиняла песню. Творчество! И еще, я вечно кого-нибудь учу, безумно люблю воспитывать. Я рано осталась без родителей, надо было зарабатывать, училась и вела кружок в научно-исследовательском институте. Где, кстати, познакомилась со своим мужем. Люблю писать. Не только стихи, к Новому году выйдет книга, где вспоминаю наших актрис. Еще люблю ходить по грибы, растить огород - а это не только спасает, но и делает счастливым человеком.
- Многие песни, которые считаются народными, на самом деле сочинены вами и вашим мужем, расскажите о них.
- Во времена моей молодости, многие пели песню - «может быть, может быть, я не современная»… Это спела Гелена Великанова, а за ней - вся страна. Иногда спрашивают, какой у меня самый счастливый день? Много их у меня было... Как-то пошла с ребенком на майскую демонстрацию, проходит колонной какая-то фабрика, и все поют эту песню - я заплакала. Валька мой, которому было тогда семь лет, говорит, поди, мол, мама, скажи, что ты это написала, не плачь. Еще Великанова пела «Сейчас ты живешь в другом городе и другая тебя любит женщина». Это тоже моя песня. Также называется пластинка, моя пластинка, которая вышла лишь в 94-м году. До этого цензура другим исполнителям, среди которых были и Майя Кристалинская, и Анна Герман, разрешала петь мои песни, мне - нет.
- Обидно было?
- Еще как! Каждый раз как автор шла на эту комиссию, а композиторы, сидящие в ней, боролись с самодеятельными авторами. Они сидят, окно откроют, шум оттуда жуткий, разговаривают между собой, а ты волнуешься, пытаешься «донести» песню. Потом они пишут в графе музыка - «слабо», стихи - «слабо». И только если артист-исполнитель настаивал, иногда пропускали.
- Вы всю жизнь вели кружки, студии, сегодня, вы - художественный руководитель детского музыкального театра, сколько же людей вы «сбили с пути истинного»?
- Когда ко мне обращаются друзья с просьбой послушать кого-нибудь, сразу предупреждаю, что собью дитя с пути истинного - обязательно захочет стать артистом. Объясняю - это тяжкая, не денежная профессия, можно быть очень несчастливым, если не сложится судьба, очень зависимая профессия, но мне не верят и идут в театр. Я руководитель курса в Театральной академии, сейчас ставлю с ними «Вечно живые» Виктора Розова. Ко мне домой приходят мои дети-студенты и мы едим с ними пшенную кашу военную. Что же касается театра, я вам объясню: раньше в театрах, в том числе и в «Современнике», было много детских спектаклей, на которых вырастали поколения. Потом детские спектакли ставить перестали - невыгодно, накладно, но дети-то растут! И мы сделали это вместе с Жанной Тертерян - детский музыкальный театр «Экспромт». В нем работают прекрасные молодые артисты, окончившие консерваторию, ГИТИС, Гнесинское. Идут замечательные спектакли - «Фиалка Монмартра», «Барышня-крестянка», дивные сказки для малышей, играет оркестр, трио или квартет - живая музыка. Мое сочинение - «Крошечка-Хаврошечка». С Валерием Миляевым, моим мужем, который тоже бард, вы знаете его песни, например - «Приходит время, с юга птицы прилетают», мы пишем либретто: «Доходное место» Островского, для малышей - «Репка». Приходите, если будете в Москве.
- Спасибо. А за счет чего же существует этот театр?
- Это государственный театр, на дотации. Этого, конечно, мало, но спонсоров найти не могу, не могу вывезти на гастроли, хотя, поверьте, театр хороший: качественные постановки, музыка, отличные артисты, владеющие и пластикой, и голосом. Одного нашего артиста взяли в Большой, другого - в Малый оперный, мы поставляем хороший товар.
- Людмила Ивановна, назовите хоть несколько имен своих учеников.
- Первый мой выпуск - Сева Шиловский, актер и режиссер, Игорь Васильев, который сейчас во МХАТе, Оля Фомичева, не закончившая у меня, в связи с переходом во ВГИК, Жанна Прохоренко. Повторяю, это первый выпуск, они все почти были моими ровесниками. Более поздние - Тульчинский, играющий у нас в театре, Галина Соколова (которая, к сожалению, так рано ушла из жизни) - очень талантливая актриса и писатель. Много учеников и все замечательные.
- Кому и чему посвящена ваша книга?
- Пишу трудно, ночью или утром, иногда себя заставляю. Это не мемуары, не знаю, как назвать этот жанр. О людях театра, нашего театра, о своих встречах, о тех, кого играю. Наверное, я мало сыграла, во всяком случае, не играла Островского, Гоголя, а это - выход нерастраченной творческой энергии. А в наших женщин-актрис я просто влюблена. Их мало знают по кино. Лиля Толмачева - великолепная актриса, когда я смотрела, как она играет, она мне этим помогала. Ее героини - мои любимые героини. Нина Дорошина - вообще какое-то чудо света, которая так любит и умеет играть «про любовь». О Люсе Крыловой, Галине Соколовой, Лене Милиоти, Анне Герман - обо всех написала. Отдельно - лирический портрет Галины Волчек.
- Людмила Ивановна, семья, дети, театр, преподавательская работа, сочинительство - вы многорукий Шива? Как удается все это так гармонично совмещать?
- Как мы жили? Не ходили в декрет по семь месяцев, я даже отпускные деньгами брала, на десятый день после родов играла «Голого короля», почти теряя сознание на крутящемся круге сцены. Месяца два была у нас приходящая няня, потом ее сменила моя мама, потом отдала детей в ясли на пятидневку - это очень страшно. Дети - не искусственники, сама кормила, не только своего - было много молока. Покормлю, побегу на репетицию, перед спектаклем покормлю и после, а все мои спектакли просидел с ними муж. Выросли прекрасные дети - двое сыновей.
- Муж - ученый, вы - актриса. Он в тиши кабинета и с детьми, вы - всегда на виду, не было конфликтов?
- Вы можете себе представить, не было. Правда, он очень страдал поначалу, что я играла все выходные и праздники. А по ночам Ефремов еще и собрания делал. Мой муж - очень умный, терпеливый и мудрый человек. И я старалась. Вставала всегда рано, готовила кашу горячую, салат и все сидели за столом. Считаю это очень важным. Вообще, всегда жалела своих трех мужчин. И собаку - муж считал, что у детей должна быть собака, которая тоже была на мне. Старалась делать все быстро: рубашки стираю, вешаю на плечики, но не глажу, борщ готовлю за десять минут - постный. Пеку пироги, делаю пожарские котлеты, никогда фанатично не убираю и обожаю гостей. Устаю, конечно, но убеждена - надо все делать не катастрофически ответственно, а легкомысленно, тогда быт не будет в тягость.
- А в работе, в общении с людьми тоже спасает легкомыслие?
- Как сказать. Знаете, как я нянчусь со своими студентами. Я их кормлю, они приходят со своими бедами, живут у меня. Вообще, нянчить - моя страсть. У Галины Волчек, кстати, тоже. Даже в студенческие годы надо мной смеялись - опять кого-то грудью кормишь! Конечно, бывает и предают, очень болезненно это переживаю, но все равно жить иначе не могу - нормальных человеческих отношений больше, чем предательств.