Настоящей благой вестью на Благовещение стала презентация во львовском Музее истории религии восстановленной иконы «Богородица с Иисусом на престоле». Эксперты по иконописи считают, что ей по крайней мере шесть веков, то есть создана она еще в XV веке. А в музей икона попала более 30 лет назад из церкви, что неподалеку от Львова. С тех пор находилась в фондах музея.
До истины докопался художник-реставратор Музея истории религии Петр Скоп. Причем под прицелом в прямом смысле этого слова — под рентгеновскими лучами. Тогда и выяснил, что икону перерисовывали по крайней мере пять раз. Снимая краску слой за слоем, П.Скоп обнаружил первичное изображение. Выяснилось, что единственный элемент, который ни разу в течение шести веков не трогали, — глаза Богородицы.
Процесс восстановления длился около года. Реставратор не только снял разновременные пласты краски, но и укрепил деревянный щит и заменил деформированные шпуги. «Под примитивной современной писаниной — подлинный шедевр, — убежден Петр Скоп. — Более того, похоже, что икона была чудотворной, ведь вместе с ней мы нашли фрагменты серебряных позолоченных медальонов (их еще называют вотами). Известно, что до XVI века существовала традиция вешать их на икону в знак благодарности за исцеление».
«То, что Богородицу нарисовали в первой половине XV века, не вызывает никаких сомнений, — утверждает и руководитель Львовского филиала Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины, эксперт по иконописи Мирослав Откович. — Не исключаю, что это даже конец XIV века. Чтобы точно установить возраст, нужно досконально исследовать икону».
«Искусствоведы должны доказать авторство произведения, исследовать, при каких обстоятельствах оно появилось в музейном собрании, провести сравнительное исследование с иконами того времени, чтобы по стилистике живописной манеры причислить ее к определенной художественной школе, возможно, и к Перемышльской, как считают реставраторы. Кстати, то, что иконы перерисовывались по нескольку раз, для истории греко-католической церкви не диковинка, поскольку кое-где таким образом пытались сохранить древнейшие иконы от уничтожения», — таково мнение заведующего кафедры реставрации Львовской академии искусств Юрия Островского.
На дальнейшем научном изучении иконы настаивает и заведующая отдела древнего украинского искусства Национального музея им. Андрея Шептицкого Мария Гелитович, обратившая внимание на чуть нехарактерную, непривычную для иконописи позу Богородицы и вероятную принадлежность автора иконы к Львовской школе.
Другие искусствоведы указали на сходство Богородицы и Полесской иконы, которую открыл и опубликовал несколько лет назад в альбоме украинских икон исследователь древнеукраинской сакральной живописи Олег Сидор.
А директор львовского Музея истории религии Зоряна Билык рада и самому факту открытия иконы, и тому, что «Богородица с Иисусом на престоле» станет поводом для созыва научной конференции. И не одной.
Во время представления иконы общественности ее освятили. Шедевр и впредь будет храниться в Музее истории религии.