Театр «Гадкий Утенок» родился в Николаеве в 1989 году. В наше время трудно выжить даже известным театральным коллективам, а уж маленькой труппе... В общем, название театра говорит само за себя: «Гадкий Утенок» родился в совершенно неподходящее время, в злополучном месте и в непригодных для существования условиях.
Но несмотря на это, театр, созданный Владимиром Савиновым, талантливым учеником знаменитых Захарова и Васильева, выжил. «Гадкий Утенок» показывал свои спектакли зрителям России, Беларуси, Украины, Эстонии.
...Слепящий, резкий свет двух мощных прожекторов, который прекращался во время спектакля, вызывал чувство тревоги и беспомощности, напоминая ночной допрос, виденный, слава Богу, лишь в кино. Эти лампы не рассеивали мрак, они только выхватывали из темноты лица людей, сидящих в центре большого зала на деревянных, наспех сколоченных скамейках. Над этими импровизированными зрительскими местами нависали строительные леса, поднимавшиеся до самого потолка. Пожалуй, на этом месте стоило бы восхититься удачной находкой режиссера и заметить, что вся эта гнетущая атмосфера как нельзя более органично соответствовала настроению в психологической драме Альбера Камю «Недорозумение» и дополняла ее, позволяя зрителям проникнуть в самую суть «кошмара и бреда жизни».
Нет. Восторги по этому поводу выглядели бы кощунственно. Выстраданное здание театра - единственное, в котором позволили «Гадкому Утенку» свить гнездо - полуразрушенный Дом культуры, громоздкое наследство времен соцреализма. То, что не развалилось тогда, с успехом разрушается сейчас. Это «что-то» - не только стены бывшего ДК, это вера в то, что можно что-нибудь изменить, докричаться, найти помощь.
Парадокс. Этот спектакль, состоявшийся в темном холодном зале с дырявыми стенами, - о котором никто не знал, который родился спонтанно, от отчаяния, - все же собрал людей. Они пришли с цветами, как на праздник, и затаивали дыхание, от которого разве что не шел пар, как в осажденном Ленинграде. Парадокс в том, что не нужно кричать, чтобы тебя услышали, не нужны яркие афиши и массированный напор рекламы - их не было. «Кто помнит о нас? Тот, кто приходит молча...» Но рано справлять поминки, хотя праздник был горьким. Те, кто пришли, узнали о спектакле от знакомых или были приглашены - в трудные минуты хочется, чтобы рядом были близкие люди. Пусть они не смогут помочь - они смогут выслушать.
Как должен существовать театр? Именно в виде театра, а не арендованного десятком фирм и фирмочек здания, потерявшего свое лицо. Правда, ДК им.Чигрина еще не стал театром - лица пока нет. Но есть душа. Актеры, приходя на репетиции, разгребали строительный мусор, оставшийся со времени несостоявшегося капитального ремонта, чинили пол, стены. Вся труппа - дюжина чутких и ранимых, но творчески одержимых людей, не продавших свои души.
Я не знаю, сколько бы я выдержала на их месте. Я не знаю, сколько бы вы выдержали - без малейшей перспективы, без копейки денег, в чудовищных бытовых условиях. Как легко погасить искру Божью...
А в них - не гаснет. Пока еще стараясь преодолеть опустошение и холод, они приходят в свой театр и создают великолепные спектакли, которые мы с вами имеем мало шансов увидеть. Я не верю, что можно спасти театр, лишь сделав из него второе «Малибу». («Малибу» - бар в помещении Николаевского русского драм-театра).
Я знаю все доводы власть имущих в подобных случаях: в бюджете нет денег, учителя бастуют, общественный транспорт разваливается на глазах...
Что останется от Николаева, если умрет еще и «Гадкий Утенок»? Что останется от нас, если уже сейчас гибель театра никого не волнует? Избитую фразу «Культура - лицо города» произносили, пожалуй, все. Так вот, культура - это не только наличие 12 телеканалов, это еще и картинные галереи, театры и библиотеки. Кинотеатры и концертные залы? И «Гадкий Утенок», делающий этот город более добрым и милосердным.