«МЫ УХОДИМ, НО МЫ ОСТАЕМСЯ

Поделиться
В январе месяце 1997 года в Музее декоративно-прикладного искусства (в Киевской лавре) собрались близкие по духу люди на вечер памяти прекрасного художника Олега Машкевича...

В январе месяце 1997 года в Музее декоративно-прикладного искусства (в Киевской лавре) собрались близкие по духу люди на вечер памяти прекрасного художника Олега Машкевича. Было холодно в зале и на душе - ушел дивный художник, лирик, философ в своем творчестве. Его гобелены согревали нас своей любовью к природе, к жизни. Много было сказано о нем. Но всех поразило выступление художника по стеклу Олега Гущина. Оно поразило какой-то личной программностью, философией временного бытия на Земле и доли художника в истории Вечности. Это было в январе, а в июле 1997 года не стало Олега Гущина. Он как будто бы знал, что скоро уйдет. И невольно многие вспомнили его последние слова: «Мы уходим, но мы остаемся!..»

О лег Гущин - заслу-

женный художник

Украины - оставил значимую страницу в истории искусства Украины. Окончив в 1955 году Симферопольское художественное училище, уехал в Москву, окончил в 1966 году Высшее художественно-промышленное училище им. Строганова, факультет художественного стекла, где получил блестящее образование. После окончания «строгановки» был направлен на Киевский завод художественного стекла, который уже в те годы входил в десятку лучших заводов СССР. В творческую атмосферу влился молодой Олег Гущин.

Искусство О.Гущина в чем-то сродни творчеству архитектора. Он хорошо понимал «конструкцию» изделия, любил формы изысканно-сдержанные, строгие. Его работам в стекле присущи простота формы в сочетании с особыми приемами обработки гуты, такими же четкими и логичными, как и сама форма. Нарядны, торжественны его вазы, штофы, целые композиции, состоящие из многих предметов, выполненные в технике гравировки.

Поиски Гущина были замечены, оценены особенности его характера, коммуникабельность, доброта, стремление в создании лучших образцов. В начале 70-х годов он возглавил республиканский художественный совет по стеклу. Приходилось много работать административно, но еще больше он работал творчески.

В эти годы им были созданы неповторимо образные декоративные вазы, штофы, декоративные скульптуры. Хрустальные штофы для фильма «Ярослав Мудрый» поражают своей необычной простотой формы, но какое богатство декора. Образ построен на контрасте художественных приемов - упрощенность и массивность в создании формы, идущей от археологической древности сосудов, легкость в орнаментации, выполненной в технике гравировки. Техника гравировки - одна из древнейших, она сложна по выполнению, необходимо постоянно чувствовать вот это «чуть-чуть», так как чуть ошибешься и возможно разрушение изделия, а чуть не дотянешь - нарушится нить рисунка. В стекле все, как ни в одном виде искусства, построено на высоком мастерстве и чувстве материала.

В конце 70-х многие художники увлекались народным творчеством. Но одни просто копировали, причем откровенно грубо это делали. Другие как бы отталкивались от народного искусства, вдохновлялись, но творили свой образ. Так относился к народному творчеству и О.Гущин. Всем известны медведи в стекле, выполненные в XVIII веке неизвестными мастерами в технике гуты. Эти древние медведи многократно повторялись известными мастерами Львова. Но О.Гущин нашел свое новое современное решение. Используя технику накладного стекла и гуты, он создал серию красных сосудов «Медведи», вдохнув в них фантастическую сказочность, лиричность. Эти увальни добры, ласковы и очень красивы. В них просматривается доброта и какое-то детское тонкое отношение к природе.

В 1982 году в Союзе художников Украины возник вопрос о главном художнике Художественного фонда Украины. Это должна быть личность в искусстве,

т. е. своим творчеством как бы утверждать правильность требований ко всем видам искусства (живопись, графика, монументальное и декоративное искусство). В те годы декоративное искусство было на подъеме. Произведения тиражировались предприятиями и мастерскими Художественного фонда Украины. И важно было, чтобы тиражные изделия из стекла, керамики, фарфора, текстиля были не просто товаром, а произведением искусства. Задача главного художника фонда - руководить отбором и внедрением лучших образцов искусства. И Олег Гущин, как никто до него, прекрасно с этой ролью справлялся. Но главное, он подтверждал правильность принимаемых решений своим творчеством.

Олег Ильич успел создать прекрасную галерею произведений в стекле, будучи главным художником фонда, а позже секретарем Союза художников Украины.

В эти годы созданы композиции «Золотая осень», «Берегите планету Земля», «Слава казацкая…», «Киевская Русь», «Земля и люди», ваза «Памяти Катерины Белокур». Только последняя из названных работ в одиночестве - одна ваза, но какая! В форме, в орнаментации переданы сокровенные чувства к творчеству неповторимого мастера - Екатерины Белокур.

Композиция «Золотая осень» - это симфония золотых плодоносных красок, и не зря для росписи этой композиции использовано натуральное золото.

Особая страница творчества читается в композициях «Слава козацька не вмре, не поляже», «Киевская Русь», «Козак Мамай».

И возможно, высшей точкой творчества Олега Гущина являются композиции «Берегите планету Земля» и «Земля и люди». Достаточно сказать, что последняя композиция состоит из 21 предмета! Сколько же сил душевных и физических ушло на осуществление этого произведения. Произведения Олега Гущина нашли дорогу к душам и сердцам.

Последние годы Олег Ильич работал главным художником корпорации Министерства промышленности строительных материалов Украины. Вновь работа с художниками промышленности. Но творчество - главное.

В эти 90-е годы он нашел себя в живописи, в уходящих пейзажах Кончи-Заспы раскрылась поэтическая, нежная, тонкая душа.

Олег Гущин увлекался ювелирным искусством, эмалями, а тайной любовью была археология. Его работы по реконструкции византийских мозаик экспонируются в Херсонесе. Во многих музеях есть его произведения. Он ушел, но они остались…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме