Музыковеды всех стран, объединяйтесь

Поделиться
Киев сделал первый шаг для вхождения в мировое музыковедческое пространство. В Малом зале Национа...

Киев сделал первый шаг для вхождения в мировое музыковедческое пространство. В Малом зале Национальной музыкальной академии Украины имени П.И.Чайковского (НМАУ) состоялся первый в истории Украины международный симпозиум «Наука о музыке сегодня: проблемы и перспективы» при участии директории Международного музыковедческого общества (International Musicological Society), а также нынешнего президента IMS, профессора Инсбрукского университета Тильмана Зеебасса.

Киевский симпозиумпоказал, что интерес различных музыковедческих школ друг к другу не просто обоюдный — кажется, на данный момент мы им даже интереснее, из-за нашей замкнутости, закрытости, несмелости и, чего греха таить, плохого знания иностранных языков. Открывали симпозиум вступительные слова ректора НМАУ Владимира Рожка и автора проекта Елены Зинькевич. Выступивший затем президент IMS Тильман Зеебасс поделился личным жизненным опытом. Его доклад имел довольно провокационное название: «Историки, этнологи, композиторы и преподаватели в качестве нынешних музыковедов — какая удивительная неразбериха!» По сути же в нем речь шла о нескольких профессиональных потрясениях из жизни ученого. Первым было открытие того факта, что музыковеды Индонезии совершенно не похожи на своих западных коллег. Вторым — мощнейшая, развивавшаяся параллельно с западной советская школа, которая, по мнению Зеебасса, обладает удивительной философской глубиной проникновения в проблему. Третьим — японское музыковедение, в котором есть несколько противостоящих друг другу «кланов», но ни одному из них не интересна собственно японская музыка.

В этой связи стоит заметить, что двое известнейших отечественных ученых с мировыми именами, которые есть в списках IMS, заслужили известность именно исследованиями украинской музыкальной культуры. Академик Нина Герасимова-Персидская «вывела в свет» украинский партесный концерт, долгие годы по крупицам собирая эту музыку по рукописным отделам библиотек, воссоздавая партитуры и только после этого «надстраивая» над музыкой исторические умозаключения. Елена Зинькевич аккумулировала собственные живые наблюдения над современным музыкальным процессом Украины в монографии «Симфонические гиперболы».

Как показало общение профессионалов, в сегодняшнем музыковедении нет единого правильного пути, да и вряд ли он предвидится. Для примера — несколько «научных портретов».

Доротея Бауманн из Цюриха доказывает совместимость естественнонаучных и искусствоведческих методов, физика и музыка для нее — родные сестры. Немецкий музыковед Герберт Шнайдер изучает последствия, к которым приводит исполнение музыкального произведения на разных языках. Одессит Сергей Шип анализирует ситуацию, к которой подошло современное украинское музыковедение (шаблоны, кумиры...), причем делает это не без свойственной ему тонкой иронии.

Москвич Левон Акопян всматривается в оборотную сторону «великих теоретических концепций», а Нина Герасимова-Персидская в поисках «новой парадигмы» музыковедения смотрит только вперед. О том, как много еще неизвестного в оперном наследии классиков, можно было судить по докладам академика Марины Черкашиной-Губаренко («Вагнеровские университеты» Сергея Прокофьева») и сотрудника Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И.Глинки Ольги Дигонской («Шостакович: на «периферии» оперного пути. Новое об опере «Оранго»).

Сильной оказалась и фольклорная волна симпозиума, поднятая докладами Елены Мурзиной, Софии Грыцы (Украина) и Елены Мироненко (Молдова). Юрий Чекан доказал связь между строевым шагом и симфониями Чайковского («Интонационная практика: сущность и структура»), Любовь Кияновская — между музыковедением и социологией («Перспективы развития музыкальной социологии в панораме украинского музыковедения»), Сергей Тышко — между жизнью композитора и его музыкой («Проблемы исследования творческой биографии в современном музыковедении»). Источниковедческое направление симпозиума разрабатывали Лариса Ивченко (Украина), Анри Ванхюлст (Бельгия), Рудольф Раш (Нидерланды), Наталия Брагинская (Россия) и другие.

Собственно, за эти пять дней, прошедшие во время чтений в Малом зале НМАУ или в перерывах между докладами за чашкой кофе в зале заседаний ученого совета НМАУ, украинские и зарубежные музыковеды сделли реальный шаг навстречу друг другу — познакомились, обменялись советами и контактами, выслушали друг друга, согласились или просто «приняли к размышлению». Важно, что произошло это именно в Киеве, а Украина для первых лиц IMS превратилась из terra incognita в страну, с которой нужно и хочется сотрудничать.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме