«Музеи мертвы, институции – дискредитированы...» Место художника – на одесской барахолке

05 октября, 2007, 13:05 Распечатать
Выпуск № 37, 5 октября-12 октября 2007г.
Отправить
Отправить

В тихой Одессе иногда происходят происходят громкие артпроисшествия. Не так давно у всех на слуху были рейдерские поползновения на искусство – атаки на cалон Союза художников (впоследствии их удалось отбить)...

В тихой Одессе иногда происходят происходят громкие артпроисшествия. Не так давно у всех на слуху были рейдерские поползновения на искусство – атаки на cалон Союза художников (впоследствии их удалось отбить). А теперь продолжим омонимическую игру… «Артрейдерство…» — очередная чисто одесская затея, которая и определила для художников «последний остров жизни». И «остров» этот – Блошиный рынок!

Из воззвания куратора «Артрей­дерства на Староконном рынке» Игоря Гусева:

«Музеи мертвы, институции дискредитированы, галереи буржуазны. Последним островом жизни остается для художников барахолка. Именно здесь, в сердце Молдаванки, на Староконном рынке и возрождается старый, добрый акционизм...»

...Знаменитая барахолка на Молдаванке в Одессе — Староконный рынок, воскресенье, сентябрь 2007 года, полдень. Увязанный в «конверт» как для младенцев, но большой — одеяло, но с голубым бантом, на тротуаре лежит здоровый дядька и оглашает местность благопожеланиями. Это художник. Он якобы озвучивает надписи. Он их видеть не может. Их, которые пишут на его покрывале. Они разные эти надпи­си — добрые, до пошлости стандартные, ехидные. Одно отправляло всех нас «вместе взятых сами знаете куда от жизни такой треклятой». Чувствовалось, что большинство из реплик — заготовки. Вот не просто парень пришел, лег, что-то там наговаривает вслух, но это — перформанс — «подготовленное художественное действо». Ведь седьмая по счету акция называлась «Письмо счастья».

Получить письмо счастья! Написать письмо счастья! Набрать на ПК... и отправить его с голубем! (Такой жест также имел место.)

Следует ли его переписывать 12 раз и рассылать? И какая кара постигнет не пожелавшего им поделиться с другими? И вообще, понимание того, ЧТО есть счастье, вопрос философический. Счастье каждый волен понимать и воспринимать индивидуально. А посему версии «Писем счастья» и виды обращения с подобными посланиями куратором предлагались различные, как-то: «1.Порвать. 2.Утопить в канализации. 3.Съесть. 4.Сложить оригами. 5.Подбросить другу. 6.Сдать в макулатуру. 7.Сканировать. 8.Завернуть селедку. 9.Потерять. 10.Покрошить конфетти. 11.Подтереться. 12.Зашить за воротник. 13. Скурить. 14.Облить кислотой. 15.Заморозить. 16. Продать цыганам. 17.Сжечь. 18.Заложить в ломбард. 19.Превратить в артобъект». Что и было сделано.

При отсутствии в городе Одессе не то что центра современного искусства (однажды был, но потом его как шатер Шапито свернули и увезли в неизвестном направлении), нет вообще площадки для его реализации, идея «артрейдерства» в высшей мере актуальна. Ее автор — Игорь Гусев, успешный украинский художник, у которого «сердце болит за Одессу», и он знает, ЧТО такое Одесса.

Акции намеренно возникли в самом живом месте исторической Одессы, легендарном Староконном рынке, где и в глухие советские времена, говаривали, купить можно было практически все — вплоть до ядерной бомбы в разобранном виде (город-то портовый!). Город же сохранил свою барахолку как раритет, субботне-воскресный обряд.

«Артрейдерство» изначально было посвящено теме «городской среды как открытому культурному пространству», где художники и предавались акционизму да концептуализму. А Гусев как куратор пытался всех уверить, что это такие «новые формы коммуникации».

По правде, «коммуникации» не возникло, хотя потом, где-то с третьей акции, бабульки да праздные гуляки притерпелись и сами стали выискивать «где тут акционируют?» Приглядываться стали. Надписи к работам читать. Сопоставлять… Свое мнение выказывать («ерунда какая!»).

«А то что оно «сырое» (свежее), ха! — так над этим эффектом все современное искусство бьется. Тут важен КОНТЕКСТ, — уверяет г-н Гусев. — Задача «артрейдерства на Староконном» состоит:

— в реанимации культурной значимости Молдаванки и традиций «блошиных рынков»;

— их анализ на предмет возможной передислокации;

— пропаганда спекулятивного стритарта (?) и технологии неокустарности (??);

— а также неманипулятивные (???) техники воздействия на осознание значимости новейшего искусства». Не больше и не меньше! Цели, скажем прямо, затейливые, наполеоновские. Однако вынужденный ход оказался органичен духу и специфике Молдаванки. И тут следует откровенно признать факт того, что Одессе действительно присущ «вещизм». Такова уж органика города.

Зато на Староконном можно встретить (вдруг вздрогнуть) — статуэтку с бабушкиной этажерки, шкатулочку, сковородку, открывалку «а ля совьетик», да мало ли что.

После изничтожения Сенного рынка в Киеве Староконный остался последним редутом блошиных рынков (тьфу-тьфу). «Староконный — сокровищница, можно найти все! Это — процесс реализации мечты!». Солонка моего детства! УВИДЕТЬ ее = встрече! Ностальгия, ведь вещь эта обжитая — настоящая, она прожила свою жизнь, имеет историю... Это такой себе НАТЮРЕЛЬ.

Нет, я не призываю возрождать вещизм (это уже благополучно реализовано, притом в совокупности с мещанством, причем довольно паскудного — «пивно-радио-шансонного» образца). Я не призываю в одночасье начать читать Ж.Бодрийара, хотя, почему бы и нет! Ведь у него есть любопытнейшие вещи по поводу роли старых и новых, полихромных вещей.

Так вот, свои идеи художники акционисты-концептуалисты воплощали очень (кичово или китчево?), — в стилистике «китч» из б/у вещей. Идеи касались «Разбора полетов», панк-рока в Африке, «Певчих птиц и лепнины» — именно в такой связке; «Игромании», «Писем счастья» и планируются... «Волосы», которые игриво-некрофильски со всех городских столбов у вас хотят купить, задорого. Идеи классиков московского концептуализма одесситов Игоря Чацкина, Леонида Войцехова, самого Сергея Ануфриева, Александра Шевчука, Анатолия Шевчука дополнялись авторами из Берлина, Амстердама, Москвы, Франкфурта на Майне, которые с удовольствием сочетали августовский отдых в «жемчужине у моря» с занятием стритартом. Выйдя на улицу, они практиковали семь воскресений в подряд социабельность и сарказм (Гусев считает, что «юмор»).

Художники, кстати, равно размешались именитые с начинающими, а страшно модные в Москве и Киеве Дмитрий Дюльфан, Сергей Зарва и Игорь Гусев с традиционалистами. Сергей Ануфриев даже написал специальные тексты, будучи суперзнаменитым текстовиком, он вошел в историю современного европейского искусства с группой «Медгерменевтика», которая занималась концептуальным исследованием наличной реальности. Которой на Староконном в избытке.

Как то положено, все выставленное здесь положено на подстилки — на земле. И требуется особая сноровка, чтоб относиться к арткомпозициям, хоть и с подпи­сями, как к произведениям искусства. Вот если просто ТАКОЕ выставить в галерее, то будет концептуализм, а так получается больше «акционизм»... Хотя голая, «прямая» работа с объектами ready made по переосмыслению тут ведется. Словом, это — не забава. Это — прямая «вставка». Художники убрали дистанцию и выстроили дискурс.

Для снобов и преуспевающих творцов все это — бравада. Да! Бравада! Наложенная на сугубо одесскую витальность в ситуации, когда прогрессивные персонажи, мнящие себя меценатами, ближе антиквариата не способны ничегошеньки опознать за искусство.

Редкая в украинской художественной среде атмосфера доброжелательности и сотрудничества, наверное, один из самых важных результатов акции. Летние участники в своем большинстве уже покинули Одессу. Холодает. Теперь акции будут проходить лишь раз в месяц, зато готовиться тщательнее. Кстати, что там у вас с «Волосами»?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Энтер или кнопку ниже отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК