Само название всеукраинской выставки-конкурса «Вакханалия» задолго до её открытия смущало (и воодушевляло) многих. Конкурс завершён, работы вывешены, насколько экспозиция в Морской галерее «вакханальна», достаточно ли экстатична?
То, что празднование Дня города у нас всегда имеет форму большой мистерии — известно всякому (иногда даже до опасноватости — вот где выражение крайней степени восторга, доходящего до исступления — экстатичности можно повидать, а при желании и принять участие). А потому всеукраинская выставка-конкурс под названием «Вакханалия» как нельзя лучше должна была вписаться во всегородское действо. В сезон сбора винограда, по традиции искусство насыщается весьма отображениями вкушения плодов Бахуса. Одесса, напоённая экстатичностью празднования, получила в экспозиции Морской галереи неожиданно камерное до академичности звучание.
Работы, представшие в конкурсе, сдержанны, выверены и умеренны. Как и его победитель — Евгений Петров, произведения которого интеллектуальны, изысканны и работают со смысловыми плоскостями тех же Рубенса и Йорданса, что с таким удовольствием смаковали вакхические разнузданности.
Художник подчёркивает, что он — человек «антивакханальный» и что культура виноделия, равно как и радость бытия, не обязательно должна быть связана с экстремальными формами потребления вина, прославления богов, даровавших этот напиток.
Поскольку участники выставки — художники разных городов Украины, то сама экспозиция предоставила возможность знакомства с творениями, представляющими в какой-то мере процесс или состояние дел художественных в стране. Результат удивителен: вино ими потребляется, видимо, мало и умеренно, восторженность имеется, но какая-то почему-то всё умственная. Как у Александра Антонюка из Хмельницкого в работе «Сумерки праздника». Ближе всеобщему восприятию мистериальности в виде намёка на потенциально могущую иметь место разнузданность, фривольность — полотно Леры Фокиной «Вакханалия — exit», но тоже оставляющее осадок сумеречности. Боже, какие нынче художники пошли — просто-таки давят своей рафинированностью, никакого тебе порыва страстей. Страсть, правда, можно обнаружить у Сергея Савченко (Львов) в изображении натюрморта с бутылками, хлеба. Зато в выставке наличествует оптимизм в виде... арбузов у Александра Шпака (Мариуполь) и единственного иностранца — Александра Демидова (Минск). А может (закрадывается подозрение), ещё не пришёл сезон вина, даже зелёного, а вот арбуз уже вполне созрел.
И конечно, что за всеукраинский проект без киевлян! Их проект, правда, ни тематически, ни идеологически с объявленной темой не связан, но главное — участие. «Jam Session Art»’ом — рядом экстравагантных, аляповатых принтовых работ, способных приподнять тонус. Валентин Филлипенко после семи лет отсутствия выставил работу, по качеству мистическую, мифическую, иногда даже мистериальную.
Раскрывая сверхзадачу акции «Вакханалия», галерист Татьяна Биновская говорит: «Самой важной целью было привлечение торговых марок, производящие спиртное, к поддержке художников. Ведь для раскрутки их изделий необязательно прибегать к ставшим стандартными помпезным презентациям. Культура потребления вина может быть торжественной, а также обыденной, ежедневной, как традиция». Автор проекта не скрывает того, что альянс местного винодельчества и искусства может и должен быть плодотворным.
Подводя итоги конкурса, можно резюмировать: экстатичность нашему изобразительному искусству не присуща — даже в вакхических мотивах наблюдается странная (неуместная) умеренность. Я хочу быть понятой правильно: я не призываю к безумствам, но подлинной страстности всё же как-то недостаёт.