«МНЕ ГЛИНА ПАХНЕТ...»

15 мая, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 20, 15 мая-22 мая 1998г.
Отправить
Отправить

П оследнее время спо- рят у нас в Киеве по любому поводу. В субботу и в воскресенье транспорту на Крещатике хода нет...

П оследнее время спо-

рят у нас в Киеве по

любому поводу. В субботу и в воскресенье транспорту на Крещатике хода нет. Одни говорят - плохо. Другие - хорошо. Можно красоту архитектуры XIX века и послевоенных лет рассмотреть и ощутить более созерцательно. Здесь вы познаете различные архитектурные стили. Во время войны Крещатик был сильно разрушен и сейчас преобладает архитектура послевоенных лет.

По проекту архитектора Анатолия Владимировича Добровольского в начале 50-х годов построены жилые здания. Все они отделаны керамической плиткой, которая специально была создана для этих зданий в лаборатории архитектурной керамики в Академии архитектуры УССР. Так было положено начало развитию нового периода искусства керамики в Украине. В 1945 году была организована Академия архитектуры, ее возглавил выдающийся архитектор Владимир Игнатьевич Заболотный - умнейший человек, который продолжал на практике утверждать: архитектура - это искусство. Будучи президентом Академии архитектуры, Владимир Игнатьевич собрал воедино все составляющие направления архитектуры от конструкций, строительных материалов до завершающих элементов экстерьера и интерьера архитектурного объекта. Тогда же, в 1945 году, в Академии архитектуры был создан Институт художественной промышленности, который долгие годы возглавляла Нина Давыдовна Манучарова. В этом институте на территории Софийского заповедника возле яблоневого сада (который, говорят, посадил и лелеял Владимир Игнатьевич Заболотный) в маленьком одноэтажном домике, похожем больше на сарай, была организована керамическая мастерская, которую возглавила Нина Ивановна Федорова. Более сорока лет она ее возглавляла, создав новое направление архитектурной керамики. Успех был определен особой концепцией, Нина Ивановна видела осуществление своих идей в единстве творчества архитектора, художника-профессионала и народного мастера-исполнителя. Архитектор, как дирижер большого оркестра, возглавлял проектирование, художник-профессионал подхватывал идею и разрабатывал тему, народный мастер дополнял национальным виденьем темы и часто осуществлял задуманное в натуре. Эта основная концепция совместного творчества каждый раз и давала хорошие результаты. Например, отделка жилых зданий Крещатика. Именно применение орнаментальной плитки, разработанной в лаборатории керамики, позволило выявить уникальность зданий Крещатика. Пожалуй, жилые здания на Крещатике явились началом триумфа мастерской керамики Академии архитектуры, а значит, и триумфа Нины Ивановны Федоровой.

Но Нина Ивановна никогда не думала о своем успехе, всю жизнь она стремилась к созданию лучшего. Достигнув осуществления идеи, она приписывала успех тому или иному члену коллектива: то ли архитектору, то ли художнику, то ли народному мастеру. И постоянно подчеркивала их успех, их талант. Сама как бы стояла в стороне, любуясь их успехами. Кто бы ни входил в состав коллектива мастерской, становился талантливым и признанным. Например, Емельян Железняк - народный мастер. Тихий, спокойный, немногословный, он лепил игрушки - свистульки. Нина Ивановна дополняла пластику цветовым решением. Она была богом в создании тонких нюансов красивых глазурей от нежных серебристо-бирюзовых до бархатисто-черных. Она, как колдунья, творила цвет. И вот такое соединение пластики и цвета создало ярко выразительные произведения, которые были применены в интерьерах гостиницы «Тарасова гора» в г.Каневе. Архитектор Наталия Борисовна Чмутина, создавая гостиницу к юбилейной шевченковской дате, стремилась произведениями декоративного искусства, а именно - керамикой и тканями, внести национальный колорит. Под руководством Нины Ивановны были созданы произведения керамики - мелкая пластика, декоративные блюда (художники Оксана Грудзинская, Анна Шарай, народный мастер Емельян Железняк). В каждую из этих работ вложила свою душу, мастерство Нина Ивановна Федорова.

Я вспоминаю открытие шевченковского юбилея 23 мая

1961 г. Гостей принимала гостиница «Тарасова гора». Праздник удался. Всю ночь пели соловьи и потрясающий соловей украинской песни Иван Семенович Козловский нас услаждал своим чарующим голосом. И после завершения праздника многие сувениры Емельяна Железняка «уехали» - исчезли. Мы переживали, а Нина Ивановна говорила: «Пропали, значит, мы хорошо сделали». В этом была ее философия и мудрость. В этом же году Е.Железняк за свои работы получил золотую медаль в Братиславе.

В 1964 году в Киеве завершается строительство гостиницы «Днепр» по проекту архитектора Н.Чмужиной. Эти годы отличаются взлетом монументального искусства. Скованную, урезанную ГОСТами и стандартами архитектуру стараются приукрасить монументальным искусством. А искусство большей частью носит плакатный характер. Подобные «произведения» легко плодила система и для интерьеров, и для экстерьеров зданий. В гостинице «Днепр» использовали народный прием - стену в ресторане украсили разномасштабными керамическими блюдами. Все эти изделия выполнялись в керамической мастерской под руководством Нины Ивановны. Она сама изготовила много интересных изделий. Их можно сразу отличить по характеру рисунка, он какой-то импульсивный, легкий. Нет сухости. Рука ведет свободно, хлестко рожок с глазурью, а после обжига эта свобода рисунка дополнилась легкими затеками, расплывчатостью элементов орнамента. В оформлении гостиницы «Днепр» приняли участие не только художники мастерской О.Грудзинская, А.Шарай, Н.Федорова, но и художники-монументалисты Г.Зубченко, С.Отрошенко и др. Вначале многие не восприняли такое применение народного приема, ведь в народном украинском интерьере орнаментальные миски украшали стену с намысником. И как часто бывает, свое мы признаем после «признания» Западом. Таких примеров в искусстве Украины очень много.

В гостинице «Днепр» применены 5-6 типоразмеров, от 60 до 10 см в диаметре. Это позволило создать интересный ритм большой плоскости стены. К тому же каждое декоративное блюдо - уникальное произведение по орнаментации и колориту.

Керамические блюда в различных композициях начали шествие по интерьерам новых общественных зданий - гостиница «Киев», Дом кино, школа № 51 в Киеве.

В начале 60-х годов строится в Киеве речной вокзал и кинотеатр «Украина». Художники И.Коломиец и Н.Гаркуша идут по новому пути. Они создают рельефные композиции, которые выполняются в мастерской керамики. В каждой из них выявляется степень способности и таланта художника. Скульптор И.Коломиец создала эмоциональные, выразительные произведения по мотивам «Энеиды» И.Котляревского. И все же дополнением к талантливой пластике является уникальное цветовое решение, созданное изобретенными Ниной Ивановной глазурями.

Станция метро «Крещатик» Киевского метрополитена, сооруженная в 1960 г., и сейчас одна из лучших. Проектирование и строительство возглавил А.Добровольский. В отделке подземного зала станции применили керамическую плитку, которую создали в лаборатории Академии архитектуры.

Каждый день мимо больших панно проходят тысячи людей. Мы привыкли, что панно красочны, мы знаем, что они выполнены из керамики. Но всмотритесь в них повнимательнее, ведь они все разные. Это достигнуто благодаря фантазиям Нины Ивановны. Она подала идею создания модульных вариантных плиток, т.е. создается рисунок 2-3 плиток, которые при повороте на 90° или 180° в сочетании с другими плитками образуют новое движение орнамента, новое по рисунку и масштабу панно. А еще различное цветовое решение плиток. Казалось бы, все 16 панно в метро «Крещатик» одинаковы. Но они все разные, неповторимые своей красотой и уникальностью.

В начале 70-х годов почти одновременно завершается строительство гостиниц «Черное море» в Одессе, «Киев» и «Русь» в Киеве и Дома кино в Киеве. Все эти объекты Киевского зонального научно-исследовательского института экспериментального проектирования. С белого листа проекта до завершения объекта занимались архитекторы и художники этого института. Большой талантливый коллектив объединяло желание создать как можно лучший, неповторимый объект.

Для удешевления стоимости объекта, как правило, применялись наиболее дешевые отделочные материалы. Существовала экономика одного дня. Часто объект получался относительно недорогим, но через год приходилось делать капитальный ремонт.

Я всегда утверждала: лучше применить дорогие, но качественные материалы, позволяющие наилучшим образом выявить художественные качества архитектуры. Тем самым утвердить древнюю истину: «Архитектура - это искусство».

В 50-е годы президент Академии архитектуры В.Заболотный доказывал правительству Украины эту всем известную истину, за что был «наказан» - освобожден от «президентства», а Академию архитектуры заменили на Академию строительства и архитектуры, а в 1963 году и вовсе ликвидировали, но мастерская керамики уже в составе КиевЗНИИЭП продолжала все же искусством керамики придавать индивидуальность объектам.

Первые попытки создания вариантной плитки для станции метро «Крещатик» вдохновили художников мастерской на развитие этого направления. Нина Ивановна совместно с Галиной Шарай создали большую палитру вариантных плиток для отделки интерьеров общественных зданий.

Керамические заводы наладили выпуск гладкой фасадной плитки для наружной отделки зданий. Эта плитка привлекла внимание Нины Ивановны. Ею были проведены эксперименты по покрытию плитки различными по цвету и фактуре глазурями. Эксперимент удался, и художники, используя безликую, можно сказать, мертвую плитку, стали творить чудеса. Плитка ожила.

Первое такое панно на шести плитках создали Нина Ивановна и Г.Шарай. Уже прошло более 30 лет, а это небольшое панно «Птицы», мне кажется, становится все драгоценнее. В нем сверкают две чистые души - Г.Шарай и Н.Федоровой.

Появились неповторимые панно в холле гостиниц «Киев» и «Русь», выполненные по фасадной плитке, в Доме кино. Архитектор-художник Л.Мешкова создала выразительные панно. Безусловно, талант Л.Мешковой проявился благодаря творчеству Нины Ивановны как художника и технолога, потому что ею была создана широкая гамма цветных глазурей - черная, красная, оттенки бирюзово-серебристой. Мы знаем о существовании черной керамики в Древней Греции, черной задымленной керамики в Украине и Молдавии, краевой - в Китае. Многие рецепты были не известны в Украине, а украинская задымленная керамика ближе по цвету к асфальтово-черной.

Нина Ивановна самостоятельно создала бархатистые, глубокие черные, пурпурно-красные глазури, оборчатые и глазури восстановительного огня.

Я вспоминаю, как в 1973 году положительно восприняли серебристо-перламутровое панно в гостинице «Киев». Рисунка как такового почти нет, присутствует мерцание квадратов, треугольников, прямоугольников, но все это создает определенное настроение. Для выполнения этого панно пошла не одна серебряная ложка. Именно этот металл дал новую богатую палитру.

Но сколько пришлось выдержать при осуществлении так называемой «черной» стенки в Доме кино (г.Киев). Композиция панно была решена в сочетании искристых и матовых, гладких и орнаментальных черных плиток с декоративными малыми и большими блюдами. Композицию панно спроектировала Л.Мешкова, но весь коллектив мастерской под руководством Нины Ивановны творил, иначе не назовешь, каждую плитку, каждое блюдо. Когда начался монтаж панно, «высокое начальство» категорически требовало прекратить работы. В те годы подобные явления были не одиноки. По указанию несведущих «руководителей» сбивались и уничтожались талантливые произведения (панно на торцах жилых зданий по Проспекту Победы, в ресторане «Метро» в Киеве и др.). И только благодаря вмешательству председателя Госстроя Украины Виктора Дмитриевича Елизарова, в прошлом вице-президента Академии архитектуры и председателя Союза кинематографистов Т.Левчука в Доме кино удалось смонтировать «черную» стенку, которая и поныне является одной из лучших страниц украинского искусства. Так, благодаря таланту Нины Ивановны «мертвая» фасадная плитка ожила в произведениях искусства многих художников Украины. Она же засияла в здании ЮНЕСКО в Париже. Коллектив мастерской по эскизу Л.Мешковой осуществил эту работу.

В конце 60-х и в 70-е годы наметилось новое направление в творчестве художников мастерской - скульптура малых форм и декоративная объемная пластика. И надо сказать, что непревзойденным мастером пластики явилась Галина Севрук - живописец по образованию. После окончания Киевского художественного института она пришла в мастерскую. И всю свою жизнь связала с глиной. Ее творчество уникально по особой трактовке истории Украины и ее героев. Г.Севрук скрупулезно изучала историю Украины, создала изумительные по пластике образы княгини Ольги, Ярославны, Игоря, Ярослава Мудрого, Владимира, Анны - дочери Ярослава, королевы Франции. Каждый образ выявляет тонкие чувства автора к героям. Но и в творчестве Г.Севрук важную роль сыграла Н.Федорова. Она ненавязчиво подсказывала, какие применить глазури, какой использовать режим обжига, т.е. тонко дополняла и развивала своими знаниями творчество Г.Севрук.

Нина Ивановна никогда не ограничивалась одним направлением, она постоянно была в поисках. Вот еще одно направление - это поиск символического характерного для Украины знака. Это целая поэма об оберегах. В Древней Киевской Руси еще в период язычества был обычай - иметь при себе оберег - талисман, который якобы охраняет от зла. Из керамики Нина Ивановна начала творить маленькие обереги - 6-8 см, различные по пластике и цвету. Кто бы ни пришел в мастерскую, всегда получал два-три оберега. Слава пошла не только по городу, но и за пределы Украины. Обереги получили Дмитро Павлычко, Иван Драч, Дмитро Гнатюк, многие писатели, поэты, врачи, актеры, ученые. Гостей каждый день было много. Они не мешали творить, наоборот - дополняли своими знаниями жизнь каждого в этой мастерской. Обаяние Нины Ивановны притягивало к себе. Но обереги оседали не только в домах Украины, они постоянно уезжали, улетали далеко за пределы Украины, в Москву, Ленинград, на Урал. Когда мы ехали в зарубежные командировки, всегда возили их как знак добра. Многие зарубежные гости, приезжая в Украину, также получали сувенир - керамику и обязательно обереги.

Но обереги стали не только сувенирами, их применили в интерьере одного из холлов Дома кино, создав неповторимую композицию.

Посетив недавно Дом кино, я прошлась по всем интерьерам, где участвовали наши художественные работы - керамика, занавесы для зрительных залов, гобелен. В панно из оберегов я обнаружила пустые места. Мне стало стыдно за варварское отношение, но, вспомнив слова Нины Ивановны: «Значит, мы хорошо сделали», я призадумалась. Вот только нет ее, чтобы заполнить пустоту.

В начатое направление Н.Федоровой - создание серии оберегов - включились Р.Батечко, Р.Масехина и многие другие. Я уже говорила, кто попадал в орбиту Нины Ивановны, каждый становился художником, часто талантливым и гениальным. Например Я.Масехина, ее взяли на работу уборщицей. Она,выполняя свои «штатные» обязанности, полюбила глину, и из ее рук стали выходить добрые обереги. Такой же путь прошел и Н.Маринченко, который по штату был обжигальщиком, а позже стал виртуозом-керамистом. Р.Батечко, начав свою скромную деятельность подсобным рабочим, стала прекрасным мастером-керамистом, творчество которой покоряет и сейчас. Мы часто встречаем ее удивительные декоративные блюда на всеукраинских выставках.

В 80-х годах Нина Ивановна расширила диапазон творчества мастерской. Сама в постоянном поиске, она привлекает к работе мастерской искусствоведов. Так, в 1981 году в коллектив сразу же вписалась Наталия Крутенко, которая с первых дней занялась вопросами истории искусства керамики. Нина Ивановна щедро передала все, что знала о керамике, и все, что умела. Сейчас Наталия Григорьевна Крутенко один из ведущих искусствоведов Украины. И это, пожалуй, лучшая память о Нине Ивановне.

Нина Ивановна думала о будущем. Помню лучшие изделия, которые свидетельствовали о высоком искусстве и достижениях новых поисков технологии, передавались в Музей народного и декоративного искусства Украины. Просто - по списку, без оплаты. Благодаря дальновидности Нины Ивановны в Музее народного и декоративного искусства Украины имеется потрясающая коллекция мастерской керамики с первых лет ее существования. К сожалению, не стало Нины Ивановны, распался коллектив мастерской и пополнений в музее нет, а те, что поступили от некоторых мастеров, отличаются сухостью, бесцветием, в них нет той жизненной искристости, радости. Они, как мертвая тень прошлого. Нет в них добрых знаний Нины Ивановны. Меня это остро поразило. Не то... Музейные работники подтвердили мою мысль.

Я иногда задумываюсь, почему мы, художники, которые работали в Академии архитектуры, а с 1963 года после реорганизации в КиевЗНИИЭП (Киевский зональный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования), многое успели? Мы стремились создавать как можно лучше, «выложиться», чтобы совместно с архитекторами осуществить достойные объекты. И у нас получалось. За гостиницу «Киев» автор этих строк получила диплом Академии художеств СССР, диплом Союза архитекторов, за гостиницу «Градецкая» в Чернигове авторский коллектив получил премию Т.Г.Шевченко, за детский санаторий в Крыму - премию Совета Министров СССР, были и другие признания. И в каждой работе были золотые крупицы таланта Нины Ивановны Федоровой - необыкновенного человека.

Мы готовили выставку к

90-летию со дня рождения Нины Ивановны Федоровой. По инициативе Валентины Никифоровны Ачкасовой - директора Софийского заповедника, выставку решили делать в Софии Киевской - в святом месте, где Нина Ивановна проработала более 40 лет.

Благодаря Ачкасовой, Тоцкой (заместитель директора) и Россашинской (директор Музея народного и декоративного исскуства в г.Киеве) выставка состоялась - это дань памяти необыкновенному, скромному человеку. Но не состоялась одна мечта Нины Ивановны - она мечтала создать музей керамики Украины.

В конце 70-х - начале 80-х годов Нина Ивановна убедила меня (тогда я была руководителем отдела, в который входила лаборатория архитектурной керамики, мы ее называли мастерской) подать докладную в Госстрой Украины и Совет Министров о создании музея керамики Украины. С какой любовью она излагала планы осуществления этой мечты. В докладной было предусмотрено все до мельчайших подробностей...

Она как бы визуально представляла весь комплекс, который состоял из здания музея с постоянной исторической экспозицией керамики, павильона для периодических выставок. Два этих здания объединяет декоративная стена, облицованная керамикой, здесь же на территории размещаются киоски, где должны продаваться изделия керамики различных регионов. И, конечно, небольшой экспериментальный цех или завод по изготовлению керамики. А до каких мельчайших подробностей представляла она музей керамики. Подвал - фонды, полуподвал - для экспозиции сырья, технологических схем и оборудования по изготовлению керамики. Первый этаж - образцы архитектурной керамики. Затем залы для экспозиции художественной майолики, фарфора, фаянса, изделий из каменной массы, терракоты, все это - керамика, глина. Нина Ивановна указывала количество залов и даже примерную площадь каждого. А еще... «тротуары и мостовую выложить клинкером, между тротуаром и мостовой высадить плакучую иву или орех. Само здание должно быть кирпичное, без облицовки, кирпич обычный, строительный, профильный, местами глазурованный...». Это ли не поэма о керамике! Это гимн глине! Как говорила Нина Ивановна: «Мне глина пахнет, это не грязь, а золото, красота и гармония».

Всего в двух страницах изложено столько необходимого для нашей Украины. Думаю, что это будет все же осуществлено. Я верю в это. А сделают это те, кто не кричит истерично: «Слава Украине», а тихо, спокойно, страстно творит эту Славу. Нина Ивановна Федорова была именно таким человеком.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК