Ругать Союз композиторов было принято всегда. В тоталитарные времена - за формализм, оторванность от «нужд и чаяний народа». Во времена более либеральные - за тоталитарное прошлое, за элитарность. Во времена рыночные Союз композиторов - вновь «мальчик для битья» - как нахлебник на шее у государства, организация, возможно, и нужная, но уж очень обременительная для дырявого бюджета... Так что же такое Союз композиторов Украины сегодня? С этого вопроса началась наша беседа с председателем правления СК Украины Михаилом Борисовичем СТЕПАНЕНКО.
- Союз композиторов Украины - общественная организация, объединяющая профессиональных украинских композиторов и музыковедов. Можно считать, что он начал свое существование в 1921 году сразу после убийства гениального Николая Леонтовича. Именно тогда был создан Комитет памяти Леонтовича, из которого и выкристаллизовалась наша организация. На сегодняшний день в Союзе состоит более 300 членов, в том числе и зарубежных.
- Каковы же функции и задачи Союза композиторов?
- Основная задача нашей организации - развитие украинской музыки, защита профессиональных творческих интересов композиторов и музыковедов Украины. Выполнение этих задач в наше время чрезвычайно сложно, так как в обществе нет понимания разницы между настоящим высоким искусством и его суррогатом, между подлинным и поддельным, между культурой и низкопробным шоу-бизнесом. К сожалению, это непонимание касается и большей частью чиновников, от которых во многом зависят судьбы украинской музыкальной культуры. В этих условиях творческие союзы, в том числе Союз композиторов, отстаивая идеалы высокой культуры и высокого искусства, вынуждены находиться в постоянном диалоге с государственной властью. Только благодаря высокому авторитету выдающихся музыкальных деятелей прошлого и настоящего, престижу украинских композиторов-классиков и современных метров - удается держать высокую мировую планку настоящего профессионализма.
Высокопрофессиональное творчество украинских композиторов является частью мировой музыкальной культуры. Имена Евгения Станковича, Валентина Сильвестрова, Леонида Грабовского, Мирослава Скорика, Леси Дычко, Виталия Губаренко, Льва Колодуба, Ивана Карабица, Владимира Золотухина, Алемдара Караманова, Владимира Губы и многих других наших композиторов знают в мире.
Объединяя талантливые личности, Союз композиторов является своеобразным барьером против халтуры, невежества, непрофессионализма. Во многом - это барьер от той волны зомбирования, которая охватывает нас через средства массовой информации, через низкопробную музыкальную, кино- и видеопродукцию.
Союз композиторов Украины - это и наши ветераны, такие как Николай Колесса, Виталий Кирейко, Николай Дремлюга, Александр Билаш, Константин Мясков, Яков Цегляр, которые продолжают много и плодотворно работать, это и молодежь, музыкальная элита будущего XXI века. Именно поэтому мы принимаем в Союз только высокопрофессиональных музыкантов с консерваторским образованием. Ведь настоящий композитор отвечает за каждое свое произведение, за каждую ноту, которую он написал. Да и композиторское сообщество выдвигает такие условия, что человек, который начинает халтурить, просто выпадает из нашего содружества. В этом - значение Союза как организации, поддерживающей все высокоталантливое и профессиональное в музыкальном искусстве.
- Михаил Борисович, а какова сегодня материальная обеспеченность композитора?
- К сожалению, основная масса композиторов сегодня живет очень бедно. Произведения не издаются, не закупаются. Единственное издательство - «Музична Україна» - практически не работает. Поэтому композиторы и музыковеды вынуждены где-то подрабатывать - педагогами, репетиторами. А иногда - и совсем в другой, далекой от музыки области, чтобы иметь материальную возможность заниматься любимым искусством. Ведь каждое произведение должно быть исполнено. На исполнение нужны деньги, а их просто нет. Чтобы искусство не погибло, нужна помощь государства. Только в нем - гарантия того, скатимся ли мы в пропасть бескультурья и невежества или сохраним и разовьем украинскую культуру.
Поэтому я считаю одной из важнейших задач Союза - постоянный диалог с государством. И мы иногда все-таки находим понимание и поддержку. Помню, на одной из встреч Леонид Данилович Кучма сказал очень понравившиеся мне слова: «Если мы не будем поддерживать культуру, зачем мы нужны?...» Власть пытается выполнять определенные обязательства по отношению к творческой интеллигенции, но, к сожалению, это бывает далеко не всегда. Законы, регулирующие отношение государства и создателей музыкальных произведений, зачастую не выполняются. Не выполняются законы об авторских правах, исполнение произведений по радио и телевидению не оплачивается, даже фамилии авторов часто не называются. Это - беспредел! И отсюда - еще одна важная функция Союза композиторов - борьба за исполнение законов, касающихся творчества и защиты творцов.
- Михаил Борисович, возглавив Союз, что вы считали основным в своей работе?
- С мая 1992 года я был избран исполняющим обязанности председателя правления СК Украины, а в 1994 году был избран председателем. С тех пор, последние 5-6 лет я нахожусь в состоянии борьбы за существование Союза, за принятие жизненно важных для творчества законов. Это прежде всего Закон о творческих союзах, который мы разрабатывали совместно с другими творческими союзами: писателей, художников, архитекторов, деятелей театрального искусства. Единство наших организаций (а уже создан Совет творческих союзов) - один из залогов успешной борьбы за возрождение и развитие украинского искусства.
- А какие еще проблемы стоят перед Союзом композиторов сегодня?
- Главная проблема в том, что композиторы создают музыку, а возможности ее исполнения ограничены. Мы стараемся, чтобы на фестивалях звучала и музыка наших выдающихся композиторов, и сочинения молодых авторов. Организация фестивалей - очень трудоемкое дело. Осуществление фестиваля в современных условиях воспринимается как чудо. Наши основные фестивали в Украине «Киев-Мюзик-Фест», «Контрасты» (Львов), Харьковские ассамблеи, «Музыкальные премьеры сезона», «Форум музыки молодых». Опыт показывает, что фестиваль интересен тогда, когда его создает личность. Так, известный фестиваль «Два дня и две ночи новой музыки в Одессе» стал в ряд неординарных событий последних лет благодаря талантливому композитору и организатору Кармелле Цепколенко. «Киев-Мюзик-Фест» существует благодаря неутомимой деятельности Ивана Карабица.
Интересные фестивали были посвящены 100-летию Бориса Лятошинского, 100-летию Виктора Косенко, 250-летию Максима Березовского, 100-летию Михаила Вериковского. Эти композиторы - гордость национальной культуры, и замечательно, что на фестивалях прозвучала их музыка, часто забытая - впервые исполненная. Союз композиторов видит одну из своих важнейших задач в пропаганде этого мощного пласта - национального композиторского наследия.
- Михаил Борисович, а что значительное состоится при участии Союза композиторов в этом году?
- Акции, посвященные 120-летию со дня рождения Николая Леонтовича и 230-летию Артемия Веделя пройдут в ноябре-декабре. Это будут циклы концертов в Киеве, во Львове, на Виннитчине, а также научные конференции. Планируются концерты, посвященные 60-летию Валентина Сильвестрова.
Значительным событием в украинской культуре будет проведение конкурса им.Н.Лысенко (с 19 ноября). Уже сейчас можно сказать, что интерес к конкурсу огромен, ожидаются участники из-за рубежа. Такие конкурсы и делают Киев крупнейшим европейским центром культуры, а высокий уровень конкурса приближается к аналогичным событиям, проходящим в Вене, Париже, Милане.
В следующем году СК Украины планирует провести цикл концертов, посвященных 350-летию начала освободительной борьбы украинского народа за независимость. Идея концертов - история Украины через музыку. Планируются также циклы концертов, посвященных 60-летию Мирослава Скорика.
- Михаил Борисович, вы являетесь членом совета Фонда содействия развитию искусств Украины. Что сделано для улучшения состояния культуры именно этим фондом?
- Деятельность фонда чрезвычайно полезна. Он помог многим исполнителям принять участие в международных конкурсах, материально поддержал проведение многочисленных концертов и фестивалей. Выделил стипендии для музыкантов-ветеранов. Благодаря помощи фонда осуществляют свои интересные творческие замыслы такие коллективы, как хор «Киев» и Образцово-показательный оркестр Национальной гвардии; известная певица Валентина Степовая, лауреат премии имени Л.Ревуцкого композитор Виктор Степурко. Хотелось бы, чтобы деятельность других фондов была такой же плодотворной.
В заключение нашей беседы хочу пригласить всех читателей на концерты фестиваля «Киев-Мюзик-Фест», которые начнутся 27 сентября в Национальной филармонии. И еще скажу: мы знаем, что не хлебом единым жив человек, что высокое искусство, музыка - вечны!