...В храме стояла благоговейная тишина. Богоматерь Одигитрия торжествующе и величаво сходила с иконы и казалась живой и близкой. Пронзительно глядел Николай Чудотворец, архангелы, апостолы, евангелисты. Впечатление было дивное, волнующее, незабываемое. И вдруг ударил колокол... Вспомнились слова великого классика, едва лишь я увидел выставку-витрину колоколов этого уникального предприятия.
Создать созвучную колокольню, как утверждают специалисты-звонари, почти так же сложно, как восстановить храм. Ведь мелодию колоколов никогда не записывали графическими знаками, и даже вес отлитого колокола не определяет окончательно его мелодию. В ней едва ли не все зависит от толщины раструба колокола и его стенок, формы, даже от небольших пузырьков воздуха, которые могут появиться в теле колокола при отливке. Два внешне абсолютно одинаковых колокола могут звучать по-разному... И вернулось это древнее искусство на Волынь: вот уже 14 лет Нововолынский литейный завод отливает колокола для сакральных потребностей: от небольшого, весом 10 килограммов, до восьмитонного гиганта-благовеста, заказанного нововолынцам Киевской городской администрацией для колокольни Свято-Михайловского златоверхого собора. Нижний диаметр его превышает 2,26 метра, высота же — 2 метра.
— А началось все, — рассказал мне начальник отдела маркетинга литейного завода Владимир Лапий, — с того, что прихожане из села Рудка-Козынская Рожищенского района Волыни привезли отремонтировать старинный треснувший колокол. И хотя основная наша продукция — корпусное литье, хотелось помочь людям. Но колокол был поврежден столь сильно, что ремонту не подлежал. Тогда и возникла идея отлить новый колокол. Он и был отлит в конце восьмидесятых годов и... не зазвучал. Тогдашний директор завода и инициатор литья колоколов Владимир Самков предложил мне разобраться, в чем же дело. Специалисты-литейщики перемерили и исследовали на предмет соотношения частей и формы несколько десятков старых колоколов. И, как оказалось, колокол не будет звучать, если при его отливе не придерживаться соответствующей «геометрии»: выдержанного с большой точностью по всему строению колокола оптимального сечения, которое расширяется к нижней части, называющейся раструбом. При такой «геометрии» звук нижней части колокола отличается от звука в верхней, а средняя часть дает полутон этого звучания. Звук в таком колоколе мелодичный и держится как минимум тридцать секунд. Не менее важный момент при отливании — толщина металла в разных частях колокола. Химический состав металла, из которого отливают колокол, очень прост: 80 процентов меди и 20 — олова. «Серебряный колокол», «серебряная мелодия» — это выдумки наших лириков. Нам при заказах предлагают серебро, но колокол его не требует. Если же при исследовании химического состава старинных колоколов мы обнаруживали какую-то долю процента серебра или золота, то это объясняется тем, что в древности колокола отливали из медной руды, в составе которой была незначительная примесь этих металлов. А еще колокол должен отливать лишь верующий человек — честный и чуткий, с бескорыстной совестью. Как и иконописец, обязанный перед написанием иконы сорок дней поститься. Наше производство колоколов — самого современного технологического уровня, оно на сегодня единственное в Украине, не учитывая несколько кустарных мастерских, которые тоже пытаются отливать колокола. Однако их заботит, скорее, обогащение, чем возрождение древнего вида литейного искусства. Ежегодно мы отливаем до 500 больших и малых колоколов — весом от 10 до 8000 килограммов, а сейчас интенсивно работаем над разработкой проекта отливки 30-тонного колокола. Отдельно хочется сказать о восьмитонном колоколе, отлитом нами для Михайловского Златоверхого. Рекорд давался нелегко: лишь с третьей попытки литейщикам удалось равномерно залить расплавленную бронзу в форму весом более 20 тонн. Теперь он украшает колокольню одного из самых красивых соборов Киева, отбивая волшебные мелодии в многоголосии 25 меньших колоколов, также изготовленных нашими литейщиками. Что до наших заказчиков, то мелодии нововолынских колоколов звучат на колокольнях Германии, Польши, Франции, Канады, Италии, мы получали заказ даже от представителей далекой австралийской диаспоры украинцев. А в Украине нет ни одного областного центра, где не звучали бы мелодии нашей, если так можно выразиться, сакральной продукции.
Вот такие они — нововолынские литейщики. И кто бы мог подумать, что еще полтора десятка лет назад на этом литейном заводе можно было лишь втайне отлить чугунный крест для надмогильного памятника, а для «сакральных» потребностей большевиков отливались буквы к актуальному тогда лозунгу «Религия — опиум для народа».
Мы идем с Владимиром Лапием к проходной завода, и он — человек, беспредельно влюбленный в свое дело, — рассказывает о святой музыке колоколов: благовест — это удар в один большой колокол, тризвон — образование звуков от сильных и частых ударов в три колокола, перезвон — слияние звуков, когда поочередно перебираются один за другим все колокола, красный колокол — это колокол для души без участия басов и малиновый — это тонкий протяжный колокол в тихую безветренную погоду ближе к вечеру. После серьезной торжественной музыки колоколов идут традиционные перезвоны, а за ними — мелодичные праздничные перезвоны с переборами...
Московский звонарь Константин Сараджев считал, что в звуках природы, какими бы разнообразными они ни были, нет диссонансов: диссонанс — это явление, возникающее от несовершенства человеческого слуха. И, по утверждению звонаря, изо всего, созданного человеческими руками, лишь колокол способен передавать звуки, имеющиеся в природе, благодаря обертонам и богатству звучания сложных сплавов, из которых отлит колокол. Он обладал абсолютным слухом и помнил мелодию колоколов всех московских колоколен, различая 170 звуков в пределах одной октавы. Это о нем Марина Цветаева написала книгу «Мастер волшебного колокола». Возможно, и о нововолынских мастерах по отливанию колоколов когда-то напишут книги — об их нелегком, но таком нужном искусстве, о возрождении волынских звонарских традиций...