Любить — не любить. Любовь Рапопорт: уникальный случай классического экспрессионизма

Поделиться
В выставочных залах Национального художественного музея Украины продолжает работу выставка живописных произведений киевского художника Любови Рапопорт...

В выставочных залах Национального художественного музея Украины продолжает работу выставка живописных произведений киевского художника Любови Рапопорт. Ее творчество уважают коллеги, особенно те, кто находился в оппозиции к официальному соцреализму в 70—80-х годах XX в. Впрочем, Любовь Рапопорт — человек скромный, лишенный какого-либо публичного таланта рекламной раскрутки и из-за этого мало известный общественности, а зря. То, что до 12 сентября можно увидеть на стенах музея, поражает смелым, даже отчаянным самоанализом автора, ее мощным живописным даром и энергией письма.

Любовь Рапопорт из семьи потомственных художников. Именно в семье ценили ее талант, берегли необычную индивидуальность, рано заявленное проникновение в сущность вещей. Она созревала под родительской опекой до тех пор, пока на рубеже 1970—1980-х годов неожиданной кометой, самобытной, не похожей на других, в сложившуюся ментальность среды ворвалась ее живопись. В выставочных залах начали появляться ее натюрморты с цветами, но для друзей, которые были своими в мастерской, открылся талант Л.Рапопорт как портретиста и автора киевского пейзажа.

Ее искусство взрывалось мощью композиционных и колористических структур, зрелищной убедительностью, театрализованностью, тонкой иронией. В композициях художницы все банальное становилось на дыбы, воображаемое и реальное смешивалось по принципу алогизма. Реальность мира была реорганизована наподобие карнавала. Это была интуитивно прочувствованная потребность не только ее лично, но и целого поколения художественной молодежи в разрушении табу и деканонизации еще существующего железного занавеса.

Молодой автор, как и ее коллеги по цеху Т.Сильваши, Г.Неледва, С.Гета, С.Базилев и другие, меняла векторы, переакцентировала смыслы, создавала собственную систему координат.

Даже того не сознавая, Любовь ярко делала наглядной андеграундную артистическую тенденцию по маскировке образа, иронического понимания того, что в аутентическом виде было бы недопустимым для регламентированного искусства тогдашних выставочных залов.

В 70—80-х годах эзопов язык был популярен в кругах оппозиции. Абсолютно несознательно, только благодаря художественной правдивости, молодой автор оказалась на первой линии сопротивления системе соцреализма. Именно потому ее экспрессивная живопись долго не входила в широкий мир — была андеграундной.

Ее художественными предтечами можно считать представителей экспрессионизма — направления, возникшего в начале XX ст. в Германии и ставшего особо актуальным в период инфляции, кризиса, безработицы, трагедий «маленького человека». И хотя экспрессионистский бунт, сосредоточившись на изготовлении новой художественной формы, изредка непосредственно касался политики и социальных проблем, именно это художественное направление воплотило контрасты социопсихологического состояния Европы между двумя войнами.

Так же как художники-экспрессионисты, Л.Рапопорт использует деформацию реальных пропорций и взвихренную возбужденность художественной интонации, да еще и удивительно энергичный мазок.

Она прибегает к жесткой, даже жестокой самоиронии, когда пишет автопортреты. Так любить — не любить себя может только мощная личность. Портретированные ею персонажи — художники, искусствоведы, друзья — люди экспрессивного типа, отзеркаливающие конвульсии мира в собственных мучениях, отчаянии и надрыве. Киевские пейзажи (преимущественно это район Подола, над зданиями которого городская власть издевается десятилетиями) в интерпретации Л.Рапопорт являются живыми существами. Пейзаж захлебывается от боли, улицы становятся на дыбы, словно взывают о помощи. Около пейзажей художницы вспоминаешь слова, сказанные основателем Вашингтонской галереи искусств Дунканом Филипсом о пейзажах Хаима Сутина: «Они реагируют на будущие катастрофы, они словно предчувствуют агонии нашего мира, тотальной войны». Бесспорно, экспрессионистов Хаима Сутина, Эрнста Людвига Кирхнера и других можно считать непосредственными предтечами Любови Рапопорт. И их близость не в стилистическом наследовании. Л.Рапопорт раньше и точнее, чем большинство ее молодых коллег, пришла к неординарному, модернистскому мышлению, предчувствовала разломы, травмы, трансформации приближающейся «чернобыльской эры».

Но какой же трепетной, деликатной делается линия ее графических работ, когда сюжет нам дарит поэзию любви, объятия двоих.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме