Возможно ли соединить мнения практика и теоретика? Может быть, потребителю художественных ценностей не обязательно вникать во все аналитические тонкости, которые продуцируют теоретики искусства, но тем, кто наделен даром творчества — будь то сочинитель или ис- полнитель, — не мешает прислушаться к ясной теоретической мысли.
В музыке, где есть определенная творческая иерархия, имеется в виду само существование и бытование произведения, идущего от композитора — через исполнителя — к слушателю, эти вопросы приобретают свое индивидуальное и острое звучание. Музыкальное произведение, актуальное лишь в своих звучащих формах, подвергается многим испытаниям, прежде чем дойти до широкой аудитории или узкого круга ценителей. В этом принимает участие по меньшей мере целая группа людей: композитор, родивший сочинение, нотоиздатель, отпечатавший его в типографии (правда, без него можно обойтись — есть же рукописи, которые намного ценнее, — ведь они в воде не тонут и в огне не горят), исполнитель или группа исполнителей (например, симфонический оркестр во главе с дирижером, который предлагает свое видение музыки, иногда даже сильно отличающееся от авторского замысла), и, наконец, устроители концертов, администраторы залов, без которых нельзя решить проблему коммуникации в виде исполнитель — слушатель. Не слишком ли много действующих лиц на одно музыкальное произведение? А тут еще и теоретики со своими системами и концепциями. Поэтому становится понятно, откуда идет известная конфронтация между теорией и практикой в музыке и искусстве вообще. И часто стрелы несправедливости обрушиваются со стороны практиков на головы теоретиков, которые лишь мечтают о процветании искусства. Поэтому решить эти проблемы представляется немаловажной задачей.
Во имя этого Национальная музыкальная академия Украины собрала в своих стенах представителей теоретической мысли, композиторов и практиков-исполнителей на всеукраинской конференции «Музыкальный текст. Практика и теория», идейным вдохновителем, организатором и руководителем которой выступил профессор кафедры теории музыки НМАУ В.Москаленко, ученый, давно работающий над вопросами музыкального текста. Он и другие организаторы конференции — Н.Ковалинас, А.Жарков, И.Тукова во главе с ректором НМАУ О.Тимошенко — осуществили серьезный проект, аналогов которому еще не было.
Эта конференция явилась не просто возможностью собраться музыкантам украинских консерваторий, но и воплощением идей, витавших у нас на протяжении многих лет, а также многолетней работы в этом направлении кафедры теории. Так что это стало, в известной степени, знаменательным событием. Во-первых, затронутая проблематика привела музыкальную науку в возбужденное состояние и вскрыла все интегративные процессы, происходящие не только внутри гуманитарных наук, но и во всей научной мысли. Во-вторых, эта конференция объединила теоретиков, композиторов и исполнителей, которые на протяжении трех дней жили одними проблемами и задачами, а значит, нашли дорогу навстречу друг другу. В-третьих, это оказалось настолько увлекательным, что раздвинулись привычные рамки, и это заставило по-новому взглянуть на казалось бы уже давно известные вещи.
Музыкальный текст. Такая постановка вопроса сразу же спровоцировала множество подходов к пониманию, что есть музыкальный текст и что есть текст вообще. Известно, что структура текста сейчас усматривается во всех областях мира культуры, созданного человеком, а также и в мире природы. Главный показатель здесь — наличие коммуникативной системы, которая и в мире природы играет совсем не последнюю роль. Благодаря ученым, которые вскрыли закономерности такого рода, — М.Бахтину, Ю.Лотману, Р.Барту и многим другим, — открылось не просто огромное поле для ученой деятельности, но и новые возможности в понимании человеком своей практической и любой другой жизненной деятельности, в его отношении к сотворенному собой миру культуры и живучему по своим законам миру природы.
На конференции поднимались вопросы и сугубо теоретические, философские, и связанные с непосредственным исполнением текста произведения музыкантом, и касающиеся проблем педагога и студента на уроке, сопровождающиеся разнообразными музыкальными «иллюстрациями». Словом, такое разнообразие мысли и исполнительства уже давно не объединялось в одном проекте, озаглавленном одной идеей. Идеей проникнуть в лабиринт музыкального текста и отыскать сущность творческого процесса.