Когда Оксана Баюл отвоевала «золото» на льду, ей аплодировал и сопереживал каждый украинец. Силой братьев Кличко, славой киевского «Динамо», голосом Ольги Микитенко мы гордимся нынче по праву. Что уж говорить о пресловутой попсе: не успевала очередная украинская поп-дива получить «Гран-при» на «Славянском базаре», как у себя дома становилась почти небожительницей (Таисия Повалий, Наталья Могилевская, Руслана Лыжичко). У всех на слуху и имена звезд художественной гимнастики. Вот только цирк Украины с его многочисленными профи остается белым пятном в общественном сознании и даже в масс-медиа. Возможно, поэтому лишь узкому кругу посвященных известно имя эквилибриста Анатолия Залевского.
Анатолий Залевский родился в городе Бердичев Житомирской области 20 апреля 1974 года. Гимнастикой начал заниматься с пяти лет в цирковой студии. С 1991 по 1995 годы учился в Киевском эстрадно-цирковом училище. Признан лучшим выпускником своего года. С конца 1996-го постоянно сотрудничает с известным столичным ночным клубом «Голливуд». В январе 1998 года на международном фестивале циркового искусства в Париже «Mondial du Cirgve Demain» («Цирк будущего») Залевский получил «Гран-при» и золотую медаль. После этого задействован в наиболее престижных европейских шоу-программах и гала-концертах. В феврале 1999-го Анатолий участвует в мировом конкурсе циркового искусства в Монте-Карло. Снова побеждает и получает четыре награды: «Гран-при» - самую высокую мировую награду «Золотой клоун» плюс призы ассоциации клубов Монако, за лучшее музоформление и симпатий студии Уолта Диснея. Сегодня Анатолий Залевский приглашен на гастроли варьете «Винтергартен» в Берлине, «Лидо» в Париже, «Спортинг-клуб» в Монте-Карло, TВ-шоу «Первый фестиваль искусства варьете» в Касселе, TВ-шоу «Rock'n roll circus» в Мюнхене, где уже побывали Фил Коллинз, Уитни Хьюстон, Стинг, Элтон Джон. Новый этап творческого роста намерен начать в Украине с шоу-спектакля «Ризома».
- Анатолий, к 25 годам пройдя путь к профессиональной вершине, наверняка можете судить, что же главнее - талант или труд?
- Синтез. Думаю, каждому человеку что-то дано, но развивать свои задатки надо собственным трудом. Впрочем, я еще сам в себе не до конца разобрался.
- Тут есть один момент: каждый учитель смотрит на ученика отчасти как на глину. Как с этим сочетать индивидуальность?
- Ты сам себя раскрываешь. А педагог только направляет и подталкивает. У меня есть одна характерная черта: никогда ни с кем в жизни не вступаю в конфликт. Своим педагогам тоже никогда не противоречил, стараясь придерживаться золотой середины. Мой первый учитель - Валентин Владимирович Моцный из Бердичева, второй, уже киевского периода, - Виктор Антонович Кувшинов. Эти люди очень много сделали для того, чтобы я виртуозно овладел искусством ручного эквилибра. Еще в моей жизни были два очень интересных человека - на первом и втором курсах училища - Алексей Биткин и Николай Баранов. Эти четыре педагога развили во мне мастерство актера, отшлифовали технические возможности.
- Вас с пяти лет «мучали». Это же адский труд. Неужели никогда не хотелось увильнуть, освободиться?
- Такое бывало, еще когда я не осознавал, что эквилибр - дело всей моей жизни. В детстве не раз метался от цирковой студии к футболу, борьбе. Прыгал. Всецелое осознание цели и вера в свои силы окончательно пришли ко мне на четвертом курсе циркового училища. После этого уже не было желания все бросить. Подобные мысли могут мелькать лишь в момент неимоверной усталости. Но я уже знаю - это лишь мимолетное, и завтра я буду мыслить по-другому. Я понимаю, что эквилибристика - мой крест, который я должен нести до конца.
- Бывая в Европе, чувствуете ли себя духовно представителем Украины?
- В первую очередь. Именно вне родины - по-настоящему ощущаешь родину и себя как ее часть. Коль я родился в Украине, мое сердце и душа ей принадлежат. Ощущаю себя совершенно иным, чужим среди тех же немцев. Иногда становится стыдно и больно за свою страну, когда понимаю, что мы ничем не хуже и даже творческого потенциала у нас побольше, а в полной мере его не используем.
- А свой собственный потенциал как собираетесь использовать в будущем, ведь сегодняшние победы - это не предел?
- Надеюсь, в каждом городе Украины люди увидят мой спектакль «Ризома». Я передаю мысль зрителю через телодвижение. С помощью движений своего тела я могу выразить самый широкий спектр чувств. Вплоть до того, что люди начинают плакать на концертах. Вот, к примеру, с номером «Мечта одного мужчины» я и победил в Париже. В нем затронуты все этапы жизни человека - это мини-жизнь.
- Вы воплощаете идею?
- Нет. Самое себя. Те чувства, которые переживаю и несу с собой, выражаю в спектакле. Рассказываю о себе. Это потребность каждого артиста, каждой личности, которая желает что-либо поведать людям.
- По темпераменту вы заводной человек?
- Заводной в работе. А в жизни - очень спокойный, плывущий по течению. Вывести меня из себя очень сложно. Даже интриги, зависть воспринимаю лишь как урок, как преграду, которую нужно еще раз переступить. Делаю выводы - и иду дальше. Стараюсь не сосредотачивать внимание на людях, которые хотят мне сделать плохо или завидуют. Это как пришло, так и ушло.
- Такое впечатление, что вы изучали серьезную философскую литературу.
- Не изучал, а просто читал Ошо, Кастанеду.
- Как вышло, что вы оказались приглашенным на TВ-шоу «Рок-н-ролл циркус»?
- Да, в этой телеверсии участвуют звезды мировой величины. Просто моему продюсеру позвонили, пригласили - и все.
- Кем себя больше ощущаете - землей или огнем?
- Огонь - это явно я. Он горит, дает энергию, греет людей. Если нести огонь во благо, а не во зло, он способен принести много хорошего.
- Миссия Прометея?
- Почему бы и нет?