«КЛЕЗФЕСТ–2002»

09 августа, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 30, 9 августа-16 августа 2002г.
Отправить
Отправить

C 28 июля по 4 августа в киевском предместье Пуща-Водица проходил уже в третий раз фестиваль «Клезфест в Украине-2002»...

C 28 июля по 4 августа в киевском предместье Пуща-Водица проходил уже в третий раз фестиваль «Клезфест в Украине-2002». Необычный, так как мало кто знает, что клезмеры — это еврейские свадебные музыканты. Но впервые результат общения музыкантов из разных стран был вынесен на широкую публику в гала-концерт, состоявшийся 1 августа в Киевском государственном музыкальном театре для детей и юношества.

Подобные фестивали постоянно проходят в разных странах. Но наиболее актуальны они для европейской части, потому что именно здесь традиции клезмеров многие десятилетия были преданы забвению: ХХ век унёс жизни около 6 млн. европейских евреев, было прервано развитие целых культурных пластов. Сегодня клезмерское искусство возрождается, и немалая заслуга в этом группы энтузиастов во главе с Яной и Борисом Яновер, которые утверждают, что искусство клезмеров вообще родилось в Украине.

Музыку запретить нельзя. Именно музыка более всего выражает душу еврейского народа. А одной из самых ярких составных этой души многие века считается искусство клезмеров. Именно они являются хранителями бесчисленных мелодий и сюжетов из жизни народа со всеми его трагедиями, драмами, комедиями и мелодрамами. В этом и довелось убедиться на гала-концерте «Клезфеста». Его программа состояла из двух отделений, первое было названо «Гетто Танго».

«Музыку на краю Бабьего Яра», по точному определению конферансье, не просто исполнили, а разыграли в каждой песне целый мини-спектакль знаменитая американская исполнительница песен на идиш Адриана Купер и художественный руководитель бродвейского еврейского театра «Фольксбине» Залмен Млотек в качестве аккомпаниатора на рояле. Настоящие брехтовские зонги — сценки из жизни еврейского гетто в Вильне (Вильнюс) или трагические баллады о погибших в Бабьем Яру — прозвучали мощно, эмоционально. Некоторые песни (многие из них были написаны прямо в гетто композиторами, не дожившими до освобождения) представляли собой сатирические куплеты на тему повседневной жизни в гетто (например, «Деньги»). Музыкальный материал ещё раз доказал, что чувство юмора не отказывало этому народу даже в самые ужасные времена. Просто в комических сценках проскальзывали нотки печали, без которой, как известно, и еврей не еврей…

Вторая часть концерта была посвящена собственно результату фестивального общения. Ведь «Клезфест» — это не только встреча лучших исполнителей, а прежде всего — учеба и обмен творческим опытом. Около пятидесяти участников фестиваля из Украины, Молдовы, России, Латвии, Эстонии и Казахстана стали прилежными учениками мастер-классов, которые провели Адриана Купер и Залмен Млотек (США), всемирно известный лидер традиционного клезмерского стиля кларнетист Мерлин Шеперд (Англия) и впервые выступивший в роли преподавателя Стас Райко — лидер популярнейшего в Украине и за ее пределами «Харьков Клезмер бэнда». Музыканты из разных стран за время фестиваля сумели прекрасно сыграться и создать не только новые ансамбли, но и новые музыкальные произведения. Вопреки устоявшемуся мнению, будто еврейская музыка — это только «Семь сорок», участники «Клезфеста» профессиональным и артистичным исполнением доказали не только огромное богатство мелодики, но и её разножанровость. Более того, одна из участниц фестиваля приспособила такой сугубо славянский инструмент, как домра, к виртуозному исполнению настоящей еврейской музыки, чем сорвала гром аплодисментов.

В какой-то момент концерта подумалось: вот где нужно искать талантливых композиторов-песенников, новые сюжеты и не избитые звуковые сочетания. Каждая песня могла бы украсить репертуар хорошего эстрадного исполнителя. Из этих песен можно составить прекрасный репертуар, способный продемонстрировать не только диапазон исполнителя, но и музыкальный вкус конкурсанта на любом международном фестивале исполнителей популярной музыки, которые постоянно жалуются на отсутствие нового песенного материала.

Фестиваль не ограничился музыкальными экспериментами и уделил внимание теории и истории еврейской культуры в интереснейших лекциях на такие темы, как «Галахические аспекты еврейской свадьбы», «Еврейское изобразительное искусство», «Еврейские музыкальные вечера на карте Киева», «Свадебные и праздничные песни». Также была устроена небольшая ретроспектива еврейского кино, снятого в Украине в 1910—1945 гг. Гостями фестиваля стали Эда Береговская, дочь крупнейшего исследователя еврейской народной музыки Моисея Береговского, и саундархивист из Чикагского отделения ИВО Кирилл Робинсон.

Историческая справка. Искусство музыкантов-инструменталистов — клезмеров — своеобразная ветвь фольклора средне- и восточноевропейского, ашкеназского еврейства и вошло в историю как вид светского (в отличие от хасидского) творчества. Название «клезмеры» произошло от ивритского кли-земер — «музыкальный инструмент». Бродячие ансамбли талантливых импровизаторов — «капеллы» выступали на свадьбах, праздничных гуляньях, ярмарках, нередко приглашались и на балы. Их искусство — яркий образец светского еврейского музыкального творчества: ему свойственны разнообразие жанров, экспрессивная манера исполнения, часто — блистательная импровизационность. Творчество клезмеров испытало влияние фольклора (а порой и профессионального искусства) народов, живших по соседству с евреями, — немцев, украинцев, поляков, румын (мелодические обороты румынской народной музыки особенно характерны для клезмерского искусства) и т.д., создавая своеобразное и самобытное искусство.

Немало клезмеров, овладев нотной грамотой, стали играть в оркестрах (чаще всего — еврейских театров). Их дети и внуки, получив образование, становились солистами, дирижерами и композиторами. Из семей клезмеров вышли всемирно известные музыканты: композитор М.Гнесин был внуком клезмера и бадхана; скрипач М.Эльман приходился племянником скрипачу-клезмеру Каплану из Голованевска; виолончелист Э.Файерман (1902—1942) рос в г. Коломыя в семье клезмера; в клезмерской «капелле» Я.Звена из Вильны, ученика и последователя Гузикова, играл отец и первый учитель Я.Хейфеца; сын клезмера из Львова Х.Вольфсталя (1853—1924) Бронислав (1883—1944) учился у отца, затем в Вене, Лейпциге и Берлине и стал дирижером и пианистом; П.Столярский, основатель одесской школы скрипичного искусства, был сыном клезмера и в начале своей музыкальной карьеры играл в «капелле»; И.Стучевский, израильский композитор, виолончелист и писатель, был сыном руководителя клезмерской «капеллы» в Ромнах.

Образы и романтизированные биографии клезмеров запечатлены в художественной литературе: героями рассказов Менделе-Мойхер-Сфорима, Шолом-Алейхема и И.Переца стали Стемпеню и Педоцур. Перу И.Друкера принадлежат романы «Клезмер» (о П.Столярском) и «М.И.Гузиков». Интонация и элементы клезмерской музыки претворены в оркестровой сюите «Еврейский оркестр на балу у Городничего» (1929) М.Гнесина, фортепианном трио «Клезмерская свадебная музыка» (1955) И.Стучевского, в концертной фантазии для скрипки с оркестром «Стемпеню» С.Сендерея (1905—1967) и других. Мотивы музыки клезмеров использовал С.Прокофьев в «Увертюре на еврейские темы» (1919).

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК