KIMAF: ВОЛКИ И МАУСЫ

Поделиться
Что ждет искусство в ІІІ тысячелетии? То, что будущее — за синтезом, комбинированием «эстетических раздражителей» для наших чувств, придумали задолго до нас (иначе не появились бы ни опера, ни кино)...

Что ждет искусство в ІІІ тысячелетии?

То, что будущее — за синтезом, комбинированием «эстетических раздражителей» для наших чувств, придумали задолго до нас (иначе не появились бы ни опера, ни кино). Ныне же бурное развитие компьютерных технологий открывает все новые и новые возможности, а цифровые щупальца властно тянутся к искусству и, управляемые интеллектом творческой личности, ищут, ищут… Не исключено, что эти искания в конце концов приведут к появлению совершенно новых видов искусства.

Оставим, однако, эту идею для нового поколения творцов, а сами обратимся к уже достигнутому.

Третий Киевский международный фестиваль медиа-искусства (KIMAF) проходил в этом году под знаком аудиовизуальности. С 15 по 24 октября цифровой звук и образ активно сливались в экстазе в интерактивных проектах, аудио- и видеоинсталляциях, компьютерной анимации, концертах электронной музыки украинских, австрийских, британских, французских, голландских, югославских, латвийских, болгарских художников и музыкантов. В разных галереях города, кинотеатрах, ночных клубах и других публичных местах проводились выставки, презентации, перформансы, концерты, вечеринки, кино- и видеопоказы программ известных международных фестивалей. Студенты украинской Академии изобразительного искусства и архитектуры имели возможность прослушать лекции участников фестиваля, к примеру «Современное искусство сквозь призму новейших медиа-технологий» Александра Полаззона (Франция). И все это — для развития и популяризации украинского и мирового компьютерного искусства и музыки.

Итак, в наше сознание входит новое понятие — «медиа-искусство», этакая мутация нового поколения с генотипом предков и адской смесью особых, недоступных ранее свойств. Что ожидается от этого направления? Думаю, медиа-искусство не должно становиться элитным и закрытым уже хотя бы потому, что оно медиа. Должно — быть народным, то есть доступным для ознакомления и понимания широкому кругу людей и в то же время не снисходящим до уровня толпы-потребителя, а способным каждый миг удивлять ее высококачественным и «хитрым» продуктом. Ведь пока человек способен удивляться — слонам ли, падающим с небоскреба, лампе ли в качестве караоке-микрофона, или же с детства знакомой мелодии, замиксованной до неузнаваемости, — он мыслит, а следовательно, существует.

KIMAF — проект, нацеленный на перспективу. Недаром подавляющее большинство присутствующих на мероприятиях фестиваля — молодежь. Значит, и выставляться должно «искусство завтрашнего дня» — нечто актуальнейшее, оригинальное, революционное, пик творческого развития медиа-искусства страны-участницы. К сожалению, многие представленные проекты, несмотря на интересность, — это день вчерашний.

Уровень показанного достаточно пестр. По причинам, чаще всего чисто экономическим, для кого-то потолком становится мультик из фотографий или говорящая подушка. Кто-то слишком глубоко уходит в себя от зрителя/слушателя. А кто-то оскорбляет наш вкус, жеманно демонстрируя панталончики в образе Минни Маус/Мерилин Монро (квинтэссенция безголового, ублюдочного голливудского счастья) с гладко выбритой физиономией либо же на полном серьезе предлагая осчастливиться от рассылки семи друзьям некой видеокассеты с талисманами счастья разных культур.

Глупо было бы, конечно, зацикливаться на слабостях. Многие участники порадовали высоким уровнем экспозиции. Хочется особо отметить в этом плане французов. На фестивале были представлены фрагменты ярких и очень здорово сделанных произведений, отобранных в Фонде современного аудиовизуального творчества при Национальном аудиовизуальном институте Франции. На сегодняшний день фонд насчитывает около 4000 фрагментов и короткометражных лент из более 60 стран, отображающих мировую историю синтезированного изображения с самого начала использования новейших технологий в 70-х годах.

На фоне всего вышеприведенного закономерно вернуться ко вкладу Украины в копилку мирового медиа-арта. Хочу сразу подчеркнуть: если это перспективнейшее направление в современном искусстве останется достоянием «волков-одиночек», творящих закрыто и известных в узких кругах, мы никогда не выйдем на мировой уровень. Украине нужна организация, которая отслеживала бы деятельность этих людей, знакомила широкую общественность с результатами этой деятельности, создавала новые возможности для экспериментов, организовывала международные встречи по обмену опытом, стажировку за рубежом, содержала фонд украинского аудиовизуального творчества. Очень важны поощрение и поддержка начинаний молодежи. Медиа-искусство должно стать предметом изучения (Академия аудиовизуальных искусств — звучит гордо!). Но самое главное — взаимное развитие вкуса «производителя» и «потребителя» искусства, именно для того, чтобы два последних понятия так и оставались в кавычках.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме