Если вы — горячий поклонник Мураками, то эта книга именно для вас. Неторопливое, обстоятельное до бессюжетности повествование, в котором одинокий герой-фотограф день за днем проживает свою нехитрую жизнь, полную мимолетных впечатлений и настроений. Вся повесть построена на зрительных образах, то тут, то там перемежающихся авторскими комментариями и экскурсами в историю. «М.істерія» напоминает альбом со снимками, расположенными в хронологическом порядке, которые листает, сопровождая пояснениями, ваша подруга. Вы не найдете здесь ни бурных жизненных коллизий, ни драматических конфликтов — повествование спокойно и статично, с нотками грусти, ностальгии и легкими бабочками мечтаний.
Свой рассказ автор ведет легко, удобочитаемо и смачно, буквально погружая читателя в транс гипнотическими переливами слога. И все же время от времени приходишь в себя из зачарованного сна, сталкиваясь с несоответствиями. К примеру, начиная читать, мысленно представляешь себе улочки Львова или Черновцов — однако выясняется, что действие происходит в некоем загадочном «балканском» городе. Размытость «декораций» окутывает повествование флером нереальности. А главный герой Бранко ну никак не походит на мужчину «за тридцять чи то вже пак під сорок». Это довольно инфантильный, хотя добрый и непосредственный человек, не особо обремененный опытом прошлого, еще не утративший способности удивляться жизненным мелочам и замечать то, чего другие не видят. Он порхает по жизни, как мотылек, ни за что не в ответе, существует сам для себя. Его жизнь так же случайна и нереальна, как и его секс. Иногда кажется, что это и не человек вовсе, а маскировка, оболочка для авторских раздумий и наблюдений. Но в таком случае почему бы автору не проявить честность и не описать своих ровесников, двадцати-двадцатипятилетних — то, что близко, понятно и наверняка выйдет правдоподобно? Зарисовки второстепенных персонажей даются автору лучше, а вот развитие характера Бранко на протяжении всего сюжета то и дело заставляет вспомнить знаменитую фразу Станиславского… Увы, талантливый клипмейкер не всегда способен отрежиссировать полнометражку…
Первый прозаический опыт автора-поэтессы стал большой нерифмованной поэмой, из которой, однако, еще не родилась настоящая проза. Впрочем, книга понравится всем, для кого поэтичность важнее глубокого психологизма, а рефлексии приятнее лихо закрученной интриги.