КАССАНДРА, О КАССАНДРЕ, С КАССАНДРОЙ

05 июля, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 25, 5 июля-12 июля 2002г.
Отправить
Отправить

…Хрупкая фигурка в черном плаще неистово мечется по сцене. Сильная — и бессильная. Удостоенная любви бога — и одинокая...

…Хрупкая фигурка в черном плаще неистово мечется по сцене. Сильная — и бессильная. Удостоенная любви бога — и одинокая. Ей не верят, не понимают, не сочувствуют — лишь боятся. Пугающий взгляд больших темных глаз обнажает пустоту разряженной толпы, ее страшное будущее, но он бессилен что-либо изменить. К ее советам не прислушаются вовремя — лишь по прошествии многих лет после разрушения Трои ее история взволнует умы. Пророчица, ставшая рабой своей судьбы, — Кассандра.

Образ Кассандры глобален и как никогда актуален в эпоху мрачных предсказаний экологов и призывов инертному человечеству опомниться. Воплощение в емком образе абстрактной идеи и яркой Личности в ее развитии — заманчивый материал для хорошего режиссера. Впрочем, очевидно, множество мотивов подтолкнули коллектив талантливых людей к созданию нового проекта Киевского экспериментального театра. Нет нужды их перечислять, в результате на суд зрителя был вынесен эксперимент в лучших европейских традициях — спектакль «Кассандра».

Его основой стал синтез драматической поэмы Леси Украинки и новеллы Генриха Носсака. Логично было ожидать, что «революционный» театр, который немало способствовал развитию украинского авангарда, рано или поздно возьмется за старую добрую национальную классику. И прочитает ее по-своему. «Объединение» с Носсаком расширило сюжетные рамки и подарило конфликту новый виток. Античный миф, переосмысленный разными поколениями творческих людей, стал вневременной философско-психологической драмой. «Вневременность» подчеркивают и органично вписывающиеся в общий рисунок поэзии Катулла, Дмитрия Корчинского и Юрия Тарнавского, символичные, а не «документальные» костюмы, очень условные декорации.

Перед автором и режиссером проекта Еленой Богатыревой, работавшей в соавторстве с Георгием Широковым, стояла непростая задача. Ведь произведения, объединенные единой темой, не всегда связаны «единомыслием». Нужно было творчески переосмыслить и переплавить в одно два художественных мира, две идеи, два взгляда на характеры героев, их взаимоотношения.

Образ Кассандры воплотила на сцене Виктория Авдеенко — лауреат премии «Киевская пектораль» за лучшую роль второго плана в спектакле «Лысая певица».

Костюмы — один из «цепляющих» элементов спектакля. Они слишком многое рассказывают о тех, кто их носит, иногда «противоречат» словам, произносимым «своими» героями, тем самым подтверждая психологические догадки зрителя. Пестрота и безвкусица, нагромождение и многослойность нарядов Поликсены (Ирина Светлякова), Андромахи (Елена Куликовская), Деифоба (Тарас Руденко), Елены (Татьяна Шуран) подчеркивают фальшь этих людишек, пирующих во время чумы, их духовную слепоту, пустоту и ничтожность их проблем перед лицом приближающейся трагедии. Это карнавальная маска, призванная скрыть настоящее «Я», а на самом деле еще более его обнажающая. Бездушной куклой видится нам мерно вышагивающая, малоэмоциональная Елена. Слабый духом, трусливый эгоист Деифоб — напыщенным попугаем. Самодовольный царь Ономай (Александр Светляков) как будто нарочно является невесте в непомерно длинном для его роста латье. Когда фальшивый жрец Гелен, говорящий людям лишь то, что приятно и почетно, становится самим собой с сестрой Кассандрой, он снимает тяжелый и торжественный наряд. Лишь Кассандра и ее спутник жизни, перетекающий в образы Феба, Долона и Агамемнона (Ярослав Чорненький), могут позволить себе оставаться настоящими — потому и выделяются на общем фоне простотой и безыскусностью костюмов. Позитив ли, негатив проявляется в их характерах — зрителю они не лгут. И тем завоевывают его душу. Таков и «человек из фойе» в рваных джинсах и красном свитере (Владимир Мовчан), который невольно вызывает доверие и словно вносит ясность в хаотичное метание отживших свое персонажей.

Второе действие переносит нас из Трои в нечто, сильно напоминающее ночлежку конца прошлого тысячелетия. На стене висит радио, транслирующее пьесу «Кассандра» на немецком языке. Герои — участники троянских событий… Правда, зритель не сразу понимает, что происходит и кто перед ним, особенно если не знаком с новеллой Генриха Носсака. Безвкусное великолепие царедворцев сменяют нечесаные бабы в поношенной одежде, дерущиеся за сумку с бутылками, свернувшиеся в куче тряпья сонные герои. Последствия войны. Троянской? Второй мировой? Третьей?.. И оживленный спор о погибшей пророчице — такой запоздалый… В финале снова является Кассандра — живое воспоминание о самой себе…

КЭТ был создан группой актеров Киевского молодежного театра в 1988 году. С 1994 г. располагается на территории Киево-Могилянской академии. Вопреки мрачным прогнозам, после отъезда в Германию лидера — культового режиссера 80—90-х Валерия Бильченко театр не прекратил свое существование, а начал новую жизнь. Ныне КЭТ регулярно, хоть и редко, будоражит воображение зрителя устоявшимся репертуаром («Лысая певица» Ионеско, «Амфитрион» Хакса и др.). Премьерами же балует нас нечасто. Поэтому выход в свет спектакля «Кассандра» — ожидаемое событие в культурной жизни Киева.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК