Жадра Тулегенова |
Обаятельный казах в вышиванке практически без акцента проникновенно исполняет «Тільки раз цвіте любов». «Украинский язык понятен и очень мелодичен, петь на нем — одно удовольствие», — признается он. «Тебе благаю і тебе кляну…» — поет болгарка, и мурашки бегут по коже. «Я готовлю альбом украинских и русских песен, — делится узбек, только что зажигательно исполнивший «Червону руту». — Ваш язык учить очень легко, он очень певучий. Хорошо, что вы проводите такие конкурсы — другие страны имеют возможность познакомиться с вашей культурой».
Владимир Квасница |
Мы на ІХ Конкурсе исполнителей современной эстрадной песни имени Владимира Ивасюка.
Этот конкурс в рамках международного фестиваля «Пісня буде поміж нас» стал международным уже давно. В Черновцы, Буковинский край, где жил и творил наш гениальный соотечественник, приезжают молодые певцы и певицы из Беларуси, Болгарии, Молдовы, Румынии, Узбекистана. И каждый обязательно исполняет одну из песен композитора. В этом году зарубежные гости порадовали уровнем своей подготовки, темпераментом, артистичностью, хорошей вокальной школой. И, что поразительно, украинские песни исполняли так, словно всю жизнь прожили в Украине. В то же время чувствовалось, что многие отечественные участники конкурса еще не приобрели опыта, достаточного, чтобы полностью понять и пережить песню. Тем не менее, победителем единогласно избрали Владимира Квасницу из Донецка.
* * *
Как и в прошлом году, открытие и закрытие фестиваля сопровождались проливным дождем. Сквозь небесные слезы улыбался портрет молодого Владимира, оттесненный декораторами куда-то на задворки сцены. Звезды отечественной эстрады не преисполнились особым желанием благословить молодежь. Выступления Таисии Повалий, Александра Пономарева, Виктора Павлика, а также членов жюри во главе с Николаем Мозговым ожидали в заключительной части конкурса. Поэтому вступительный концерт стал своеобразным отчетом лауреатов прошлых лет. Надо признать, многие звездочки разгорелись ярче. К примеру, молдаванка Ирина Костина (лауреат первой премии) и украинец Назар Савко (дипломант прошлого года), продемонстрировали высокий класс исполнения. Настоящую бурю в зале вызвала «белорусска восточного происхождения» Гюнеш Абасова (первая премия 2001 года). А вот Андрей Клеменко (третья премия 2002 года), похоже, так и не нашел своей индивидуальной манеры. Непродуманный сценический образ продемонстрировала Наталья Валевская (вторая премия 2003 года): «А Син живе, бо вічна Мати», — проникновенно выводила она, пока зал созерцал длинные загорелые ноги на десятисантиметровых шпильках и кокетливо расстегнутые пуговички на блузке…
Даже те, кто уже имел опыт выступления на различных конкурсах, волновались перед выходом на сцену. «Хотя я много пою, каждый номер для меня — своеобразный экзамен. Однако в Черновцах необыкновенные зрители. Они приняли меня как своего, я почувствовал их теплоту и выходил на сцену, словно у себя дома», — делится Серижан Жанахметов, тот самый казах в вышиванке.
Как утверждают члены жюри, уже в первый день конкурса определились лидеры, которые позже попали в финал. Однако не было конкурсанта, который показал бы себя наилучшим образом во всех трех турах. Серьезной конкуренткой победитель Владимир Квасница считал Ольгу Плакидюк из Винницы. «Мальвы» в ее исполнении были классическим примером того, как нужно петь произведения Ивасюка. Девушка очень надеялась на победу: в этом году ей исполнится 29 лет, и испытать удачу в следующем сезоне она уже не сможет. К сожалению, во втором туре певица расположения жюри не снискала.
В плане репертуара первый тур нельзя было назвать динамичным. Когда ведущая объявила: «Вы не поверите, но дуэт «Дивоцвіт» исполнит песню «У долі своя весна», в зале раздались нервные смешки. Еще бы, ведь ее слушали уже шестой раз. Легендарная «Червона рута» в первый день не прозвучала вообще. Из более чем пятидесяти песен Владимира Ивасюка участники, коих было 25, исполнили всего 13. Отчего? Остальные произведения показались слишком сложными? Или молодые певцы просто плохо знакомы с творчеством композитора? В программе для конкурсантов была предусмотрена экскурсия в музей Владимира Ивасюка. Однако, по отзывам, посетили его далеко не все. Стоит ли удивляться, что не только гости из-за рубежа, но и украинские исполнители зачастую довольно слабо представляли себе, чьей памяти посвящен конкурс, в котором они принимают участие?..
* * *
Во втором туре участникам предоставлялась возможность более широко раскрыть свою индивидуальность. Каждый исполнил два произведения на выбор, не повторяя песни из первого тура. Зарубежные гости представили яркие произведения на родном языке. Киевляне предпочли петь на русском. А казашка Жадра Тулегенова, сразу завоевавшая зрительские симпатии, залихватски исполнила песню Таисии Повалий «Просто Тая». Правда, о том, что Тая — это женское имя, узнала только на конкурсе. Для Жадры этот конкурс может стать последним. Родители собираются выдать ее замуж за нелюбимого — за нее уже заплатили калым. Замужество закроет Жадру в четырех стенах, а ей, уже вкусившей свободы, будет намного больнее смириться с таким положением, чем старшим сестрам, которые уже замужем. Всякий раз, когда девушка возвращается с гастролей, они жадно слушают ее рассказы о внешнем мире. Петь Жадра начала с трех лет. Парадоксально, но самая очаровательная участница ІХ Конкурса имени Ивасюка даже не владеет музыкальной грамотой. Родителей никогда не интересовал талант дочери — основные надежды они возлагают на сына. Так и напевала Жадра для себя, пока ее случайно не заметили в продюсерском центре «Фестиваль». Девушка стала лауреатом международных конкурсов «Салем голливуд» (Алматы), «Балтийский транзит» (Рига). Консервативная мама никогда не приходила на концерты Жадры, считая это чуть ли не грехом. Однако на генеральную репетицию перед отъездом в Черновцы родительницу удалось затащить. Впервые в жизни мама аплодировала дочери… И поставила ей условие: если выиграет конкурс, так и быть, отложат свадьбу.
А вот родители Серижана Жанахметова занятие сына вокалом только приветствуют. Серижан — десятый ребенок в семье, и старшие всегда его баловали. Мальчик поет с третьего класса, в 13 лет впервые занял призовое место на районном конкурсе. Вначале о певческой карьере не думал, устроился работать в ремонтно-механический цех. «Я постоянно что-то напевал себе под нос. Друзья смотрели на меня как на ненормального. А затем я увидел интервью с известным певцом. Его спросили, почему он стал петь, а не пошел работать куда-нибудь на завод, и он ответил: «Петь легче, чем работать». Когда я это понял, моя судьба была решена», — говорит Серижан, и невозможно понять, шутит он или нет. Репертуар на конкурс ему подбирал народный артист Республики Узбекистан Мансур Ташматов.
Говоря об участниках, преодолевших второй тур, нельзя не упомянуть двух ярких болгарок — девятнадцатилетнюю Стефку Тончеву и Кремену Кряколову, ее родственницу и педагога (Кремена — руководитель эстрадной школы г. Тарговище). В прошлом году известный болгарский певец и продюсер Паскал был членом жюри на одном из конкурсов в Болгарии. Там он заметил Стефку, даже хотел присудить ей гран-при. Потом Паскал приезжал с концертами в Тарговище, где поближе познакомился со Стефкой и Кременой и решил отправить на конкурс сразу двух участниц. «У болгар свой стиль. Все получается у них так легко и естественно, такое ощущение, что они даже не волнуются. Это от природы», — отозвался о девушках Владимир Квасница.
* * *
Третий день оказался самым сложным. За победу сражалась восьмерка сильнейших. К сожалению, премий было всего три. Первую завоевал студент Донецкой музыкальной академии им. С.Прокофьева Владимир Квасница. На втором месте оказалась темпераментная Стефка Тончева. Третье досталось артистичному Шерзоду Давронову из узбекского города Навои. Звание дипломантов получили пятеро участников: Серижан Жанахметов, Жадра Тулегенова, Кремена Кряколова, наши соотечественницы Марьяна Соболь и Ольга Иванова. Последний диплом стал своеобразной данью уважения Черновцам — местной жительнице, шестнадцатилетней Оле, еще очень многому предстоит научиться.
Гран-при вот уже шестой год никто не получает: поражающих открытий, подобных Александру Пономареву, Марине Одольской или Таисии Повалий, пока не наблюдается.
— Честно говоря, я доволен, — признается член жюри, народный артист Украины Виктор Шпортько. — Вокалисты неплохие, я с удовольствием послушал певцов из разных стран, и украинских в том числе. Из наших мне очень понравилась Марьяна Соболь. Это сильная, умная певица с интересным голосом, энергетикой, яркой внешностью. Ей нужен хороший продюсер, и она станет звездой. Понравилось, как знают нашу песню болгары, казах Серижан. Я посоветовал ему беречь свой голос. Мой выпускник с таким же баритоном сейчас солирует в академической хоровой капелле им. Л.Ревуцкого в Киеве. Настоящих мужских голосов мало. Блеяние всяческих «ласковых маев» дурно влияет на молодых исполнителей, диктует им неправильную манеру. В организации конкурса мне все понравилось, все было продумано четко.
К сожалению, молодые певцы продемонстрировали слабое знание творчества Ивасюка. Песню «Тільки раз цвіте любов» поют в манере Пономарева, а в оригинале она звучит несколько иначе, то есть они ее просто не слышали. Что касается исполнителей, то некоторые из них еще маленькие, у них недостаточно опыта и силы, чтобы выразить чувства, заложенные в песне. Мы максимально доброжелательны, но конкурс есть конкурс.
Многие, скорее, кричат, чем поют. Это недостаток большинства молодых исполнителей. Молодой певец еще не умеет контролировать свой звук. Уже с опытом приходит понимание стабильности звука, элементарной нюансировки. А ведь при наличии мастерства можно спеть даже шепотом, но так, что публика просто онемеет. Нельзя забывать, что это — конкурс прежде всего вокалистов. К тому же явно были проблемы с акустикой, звукорежиссурой. Я не стоял на сцене и не знаю, как чувствовали себя исполнители. Мне кажется, во второй день они вообще себя не слышали. Только после третьей песни распорядились заменить звукорежиссера.
— В этом году хорошие участники, — утверждает Паскал, постоянный представитель FIDOF в Европе (Болгария). — Им осталось чуть-чуть вырасти, чтобы стать настоящими профессионалами. Когда основа имеется, есть над чем работать дальше. Признаться честно, большего ожидал от ваших соотечественников. В прошлые годы, когда я был членом жюри, в победители выходило больше ярких украинцев. Очевидно, на этот конкурс не прошли многие достойные. Кому-то не хватило финансов, кто-то просто не узнал о нем вовремя.
Я всегда говорю: талант талантом, а что потом? Начинается борьба за популярность, за место на всемирном творческом олимпе, к которой певец оказывается совершенно не готов. Участие в каждом конкурсе — это закалка, еще одна ступенька к такому олимпу.
Основной недостаток участников — фальшь. Фальшивят обычно по разным причинам. Волнуются, не слышат себя, фонограмму, в какой-то момент вдыхают не правильно, просто не обладают достаточным музыкальным слухом.
Самые лучшие аранжировки были у Жадры. Аранжировка для голоса — все равно что одежда для тела. У девушки аранжировка и голос органично друг друга дополняют. Это значит, что аранжировщик знал возможности певицы, думал и делал так, чтобы аранжировка помогала ей.
Звукорежиссура была так себе. Особенно во втором туре — не успели настроить аппаратуру. Я переживал за конкурсантов, потому что сам певец и понимаю, как это, когда сам себя не слышишь.
* * *
Владимир Квасница долгое время не мог поверить в свою победу. И не потому, что до сих пор не везло, а потому, что конкурс — первый в жизни. Успех просто окрылил его, подарил надежду, уверенность в себе. В Черновцы певец приехал с братом Юрием, автором конкурсной песни, и другом Ярославом Арчановым, ответственным за фонограммы и звукорежиссуру. Володя окончил Херсонское музыкальное училище, потом поступил в Донецкую музыкальную академию.
— Володя, ты имел возможность сравнивать себя с другими участниками. Очень волновался?
— Первый и третий туры были самыми сложными. В первом — только одна песня, довольно статичная. Последний тур был непрост, потому что в финал вышли самые-самые. Мне говорили, что по сравнению с прошлыми этот конкурс отличается уровнем исполнителей. Поэтому я рад, что имел честь познакомиться с такими достойными артистами и петь с ними на одной сцене. Надеюсь, мы будем встречаться, работать вместе.
Мы больше ставили на второй тур, в котором я исполнил итальянскую и авторскую песню. Песня Ивасюка «Я піду в далекі гори» стала для меня любимой. Все исполняемые мною произведения чем-то похожи, потому что мне близок балладный стиль. Я — человек романтичный. Предпочитаю распевные мелодии.
— Планируешь ли включить в свой репертуар другие песни Владимира Ивасюка?
— Да. К сожалению, я слишком поздно взялся за подготовку к конкурсу — в конце апреля. Училище я закончил как барабанщик, а в музакадемию поступил на вокал. Года четыре мне понадобилось, чтобы окрепнуть. Поэтому спешил медленно. Четыре года провел в четырех стенах, попел со своим любимым преподавателем Алиной Коробко-Захаровой. Первые несколько дней на сцене было тяжело — много валерьянки выпито.
— Безусловно, энергетика у Володи есть, — считает Виктор Шпортько, — и он может далеко пойти, если преодолеет некоторые препятствия в самом себе. На конкурсе он поразил всех своей динамикой, сильным голосом, широким диапазоном, ровным, чистым звуком. Экспрессии — в меру. Он смотрелся очень эффектно на фоне остальных участников. В этот раз предпочтение отдали ему. Какой дорогой он пойдет дальше — в эстраду или в классику, его дело. Он гибкий мальчик. Главное, чтобы не перешел на опереточное исполнительство. Это неинтересно. Эстрада более многогранна.
* * *
На церемонии награждения произошел неприятный инцидент: зачитывая имена дипломантов, председатель жюри Николай Мозговой не смог прочесть неразборчиво написанное имя одной из конкурсанток. Обиду девушки, знавшей, что она далеко не самая слабая участница, нетрудно себе представить. На ее лице играла улыбка, а по щекам катились слезы. «Мы все растерялись. Стояли подавленные, переживали за нее, и наша победа нас не радовала», — признается Жадра Тулегенова. Возмущенный гул прокатился по залу. Недоразумение кое-как удалось выяснить, диплом девушке вручили — уже задним числом, а на закрытии фестиваля она выступала первой. Однако публичного извинения жюри не принесло.
— Многие из тех, кто не выиграл, уехали обиженными, — рассказывает Виктор Шпортько. — Мама одной конкурсантки на следующий день после ее исключения буквально терроризировала жюри. Вы, мол, не оценили мою дочку, у нее оперное пение, другие пели гораздо хуже. А стоило бы записать выступление на пленку, затем прослушать, проанализировать, над чем стоит поработать. Молодым певцам нужно расти, а не думать, как бы премию получить. Бывает так, что проигрыш на конкурсе стимулирует человека к дальнейшей работе, тогда как победа тормозит, расслабляет. Конечно, все зависит от человека. Иные считают победу всего лишь авансом. А кто-то считает себя суперзвездой и даже недоволен полученным местом… Мы все живые люди и учимся на ошибках. Исполнителя не стоит захваливать, иначе он не будет развиваться. Но нельзя и убивать критикой. Ему нужно дать немного веры в то, что он что-то может. И если в них действительно есть талант, он обязательно раскроется. Прекрасным цветком надежды…