Несколько месяцев назад археологами национального заповедника «Херсонес Таврический» были найдены раннехристианские склепы, которые датируются второй половиной IV века нашей эры. Это открытие документально подтверждает древность появления христианства на территории Крыма. И свидетельствует о силе и значении для древнего мира христианской проповеди, которая за триста лет дошла до самых окраин тогдашней империи.
Старый некрополь Херсонеса. Раннее утро, но солнце светит уже вовсю, не по-осеннему ярко. Я стою и смотрю на квадратный проем склепа, в который без труда влезет разве что ребенок. Я понимаю: чтобы туда попасть, мне придется практически ползти. Ночью был дождь, поэтому, скорее всего, я сильно испачкаюсь. Наверное, быть археологом не так-то легко. Люди, которые занимаются этим делом за 500 гривен в месяц, должны быть фанатиками или неформалами. Впрочем, начинаешь их понимать, когда, преодолев сомнения, оказываешься внутри и глаза, привыкнув к темноте, постепенно начинают различать надписи и рисунки на стенах. По-сути, открывая новую гробницу, склеп, храм, археолог открывает другой мир, другую культуру, другое измерение. Впрочем, в данном случае слово «другое» надо бы чем-то заменить. Ведь речь идет о первых христианах. А это люди, которые сформировали наш сегодняшний мир.
Памятники, открытые в Херсонесе, уникальны. И дело не только в том, что это самые древние гробницы с христианской символикой, обнаруженные на территории СНГ. Речь идет о том уникальном случае, когда духовное можно увидеть своими глазами. Ведь эти склепы построили, когда христианство было очень молодым, — всего через несколько поколений после начала апостольской проповеди. И во многом они отражают мировоззрение первых христиан: их отношение к жизни после смерти и к окружающему миру.
Напомним, что самые ранние склепы Крыма, которые археологи отнесли к христианским, были открыты еще в 1903—1912 годах и датировались началом V века. На стенах и потолках этих склепов оказались красивейшие росписи — виноградные гроздья (помните, «Я есмь лоза, а вы ветви»?), павлины (раннехристианский символ бессмертия), монограммы Христа, различные орнаментальные гирлянды и узоры, изображения птиц, растений, четырехлепестковых цветков. Были на них изображения людей и более сложные композиции. Например, вид крепости-города (Иерусалима или Херсонеса).
Первый из обнаруженных несколько месяцев назад склепов — захоронение уважаемого члена раннехристианской общины Херсонеса. Потолок и стены погребальной ниши украшают фрески — цветы с четырьмя лепестками (в Болгарии их называют «константиновки»). Ими украшали склепы только в период жизни императора Константина Великого, того самого, который Миланским эдиктом 313 года разрешил свободно исповедовать христианство. В центре ниши эпитафия — посмертная посвятительная надпись. Археологи перевели ее как «Аристон, будь незабвен, и душа твоя с праведными». Нет сомнений, что здесь был похоронен христианин. Язычество не знало самого термина «праведность». На потолке — круг, в котором перекрещены буквы Х и Р. Это так называемый «крест Константина» — знак, с которым император победил своего соперника Максенция в битве у Мильвийского моста. «Датировать склеп IV веком позволили монеты этого периода, найденные в склепе и у входа в него, а также фрагменты посуды, глиняные лампы-светильники, которые клали вместе с умершим», — рассказывает научный сотрудник заповедника «Херсонес Таврический» Андрей Филиппенко.
Второй склеп, который ученые также без сомнения относят к христианским, датируется еще более ранним временем. На потолке и на стенах этой гробницы нанесены граффити — выцарапанные рисунки и надписи. На потолке и в каждом углу гробницы изображены корабли. На стене — надпись «Радуйся!». «Для первых, как и для теперешних христиан, смерть была встречей с Богом, а значит, радостью. Что касается корабля — это раннехристианский символ, который означал церковь и спасение в церкви», — поясняет заведующий кафедрой Основного богословия и апологетики Киевской духовной академии и семинарии протоиерей Владимир (Савельев).
Безусловно, открытия, сделанные археологами в Херсонесе, бесценны с точки зрения мировой науки. Аналогичные памятники имеются на территории нынешней Италии, Греции, Турции, Болгарии, Сирии, Ливана, Израиля, Египта и Иордании. Всего в мире открыто около 15 похожих раннехристианских гробниц, датированных III—IV веками нашей эры. Но ни разу их не находили настолько далеко от основных центров распространения христианства древнего мира — Иерусалима, Антиохии, Рима, Александрии, а с IV века Константинополя. Это еще раз подтверждает силу христианской проповеди, которая через двести лет после ее начала апостолами дошла до границ империи и завоевала души сотен тысяч иудеев, эллинов, римлян и варваров.
Письменные источники относят проповедь христианства в Крыму уже к первому веку нашей эры. О том, что святой апостол Андрей проповедовал в Скифии, писали церковный историк III века Ипполит Римский, IV века — Евсевий Кесарийский, историк V века — Евхерий Лионский и, наконец, живший в VIII веке византийский монах Епифаний. Последний посетил Крым и собрал предания местных христиан о проповеди апостола.
В «Мученических актах святого Климента», появившихся не ранее IV века, сказано также о проповеди священномученика Климента, Папы Римского в районе нынешнего Херсонеса. Позже эти же сведения появились в VII веке у английского монаха и писателя Беды Достопочтенного. Среди святых могил в районе храма Влахернской божьей матери был похоронен святой Мартин.
Впрочем, открытия, сделанные крымскими археологами, пока не могут доказать, что проповедь христианства в Крыму была раньше IV века. «Сказать о том, какой памятник раннего христианства в Крыму самый древний, я не берусь, поскольку сейчас датировка таких памятников разработана еще очень плохо, да и подходы ученых к ним различны. Судя по всему, в Херсонесе пока обнаружены наиболее древние памятники раннехристианской скульптуры, которая, возможно, датируется самым началом IV века нашей эры. Хотя есть и другие точки зрения, — говорит ведущий научный сотрудник отдела античной археологии Института археологии НАН Украины Виталий Зубарь. — А самые ранние культовые сооружения, базилики, открыты в Тиритаке (Боспорское царство. — Авт.) и в Херсонесе. Они датируются временем не ранее VI века нашей эры».
Отметим, что теперь к упомянутой господином Зубарем знаменитой раннехристианской скульптуре (речь идет о так называемом трансферете «Чудовище, поглощающее рыбу») можно добавить и два открытых крымскими археологами склепа.
Еще о двух археологических памятниках следует упомянуть отдельно. Прежде всего, это обнаруженная на Главной улице Херсонеса подземная церковь. По мнению археологов, этот храм был построен как подземная церковь во дворе обычного жилого дома именно в период гонений на христиан. В такого рода храме могла тайно проводить служение христианская община из 100—120 человек. Если это так, то церковь должна быть датирована периодом ранее IV века, поскольку к тому времени гонения на христиан уже прекратились, и нужда в тайных собраниях пропала.
Еще одна странная находка — это обнаруженный под «базиликой 1935 года» фрагмент штукатурки, на котором выведены граффити на древнееврейском и древнегреческом языках ветхозаветного и христианского содержания. В этом же слое был найден камень, на котором изображены семисвечник, шофар (рог) и пальмовая ветвь. Можно предположить, что речь идет об остатках древней синагоги, прихожане которой приняли христианство. Если это действительно так, то памятник вполне можно датировать II—III веками. Археологи пока затрудняются дать однозначную оценку этим находкам, называя их «историческим христианско-иудейским детективом».
Открытые на крымском некрополе гробницы, безусловно, являются настоящим культурным и историческим достоянием как нашей страны, так и всего мира. И тем досаднее становится от того, в каком ужасном состоянии находятся бесценные раннехристианские памятники.
Оказавшись в уже упомянутом склепе 1905 года, автор убедился, что большая часть рисунков разрушена. Долгое время здесь жил бездомный, который даже ухитрился прикрутить люстру к потолку (недавно ее срезали археологи). Позже жители близлежащих домов начали бросать в склеп мусор.
«Если где-то в Украине и следует искать следы раннего христианства, так прежде всего на территории херсонесского некрополя, — рассказывает Андрей Филиппенко. — И именно эта территория подвергается варварскому разрушению». Достаточно упомянуть несколько фактов. Через территорию некрополя без согласования с археологами проведена канализационная труба. А на месте участка некрополя и средневекового монастыря на Девичьей горе полным ходом ведется частная застройка. Среди пайщиков вновь испеченного кооператива депутаты Севастопольского горсовета и владелец крупной сети магазинов бытовой техники. С другой стороны бухты часть бывшего херсонесского некрополя занимает российская база торпедных катеров, точнее, то, что от нее осталось. А ведь и там около админзданий части был в 1907 году раскопан раннехристианский склеп с фресками.
По мнению специалистов, единственный способ сохранить херсонесский некрополь — это создать на его базе мемориальный парк-музей. «Некрополь находится на заповедной территории, и Херсонесский заповедник по закону должен озаботиться его охраной и музеификацией. Но, видимо, есть что-то в нашем законодательстве или менталитете, что не позволяет этим заняться вплотную», — считает Виталий Зубарь. К сожалению, депутатский корпус Севастополя не может уже в течение многих лет утвердить землеотводы заповедных зон и исключить их из землепользования и междусобойного дележа.
Напомним, что в том же Израиле есть примеры создания на базе аналогичных некрополей музеев (Бет-Шеарим и Бет-Гуврин). Музеи на месте раннехристианских памятников создаются и в Иордании (базилики в Мадабе и на горе Небо). Надо сказать, что Израиль и Иордания заботятся о христианских святынях куда больше, чем Украина.
Впрочем, этому есть объяснение. «Во времена советской власти раскапывать раннее христианство считалось делом неблагодарным, поскольку официальная идеология утверждала, что Бога нет, а Иисус Христос — это мистификация», — говорит господин Филиппенко. Что ж, видимо, с тех пор ничего не изменилось. По крайней мере, в подходе наших властей к фактически доказательствам существования христианства на территории Украины уже в самых первых веках нашей эры.