Современный художник, известный украинский композитор и музыкальный деятель Иван Карабиц значителен прекрасными музыкальными полотнами: хоровым концертом «Сад божественных пъсней» на стихи Григория Сковороды, масштабной симфонией «Пять песен про Украину», ораториями «Киевские фрески» и «Заклинание огня», концертами для фортепиано с оркестром, концертами для оркестра, многочисленными инструментальными и вокальными сочинениями, музыкой для театра и кино.
Его произведения начали звучать и становились сразу же органичной частью современной украинской музыкальной культуры. Ученик великого Мастера — Бориса Николаевича Лятошинского, он продолжил его лучшие традиции. Трудно себе представить украинскую музыку второй половины XX века (70-х—90-х годов) без произведений Ивана Карабица.
Понимая всю важность международных связей для композиторов и исполнителей, 11 лет назад, приступая к организации первого украинского Международного фестиваля «Киев Мюзик Фест», он мечтал о том, чтобы постепенно этот фестиваль приобрел мировое признание и Украина заняла надлежащее ей по праву место в мировом культурном пространстве.
Движущей силой, талантливым организатором всех «Фестов» был и есть его музыкальный директор Иван Карабиц. Его «Фест» — это каждый раз как бы новое музыкальное произведение, сочиненное талантливым организатором и композитором.
Но главным в жизни Ивана Федоровича остается творчество. И вот несколько вопросов к нему о том, что написано в 90-е годы? Что было событийным в год его 55-летия? Что радовало, что тревожило его в 2000 году?
— За несколько предыдущих лет написано много новых произведений, прошло немало интересных концертов и в Украине, и за рубежом.
Запомнилась мне работа с режиссером Ярославом Лупием на Одесской киностудии над фильмом «Партитура на могильном камне» о психологии композиторского творчества. В 1995 году состоялась успешная премьера в Доме кино. К сожалению, в этом жанре сузилась деятельность композиторов, так как украинское кино переживает трудности.
В 90-е годы написан Триптих, Пять музыкальных моментов для фортепиано с оркестром, Вио- серенада, Концерт для струнных и другие произведения. В этот период как-то особенно творчество переплетается с деятельностью, с исполнительством.
Так, например, мне захотелось возродить и по-новому прочитать два фортепианных концерта, и возникла идея записи на компакт-дисках с новыми молодыми талантливыми исполнителями, лауреатами конкурса памяти Владимира Горовица — Алексеем Колтаковым, Алексеем Емцовым.
Под влиянием коллег-музыкантов возник замысел переложения 12 прелюдий для фортепиано для камерного оркестра, они были исполнены «Камератой».
Иногда я слышу: «Маловато пишете». Меня количественный момент никогда не увлекал и не увлекает. Главное в творчестве, что я попадаю, то есть произведения звучат. Я всегда думаю, как лучше внедрить произведение. Несколько успешных премьерных исполнений — это доказывает концертную жизнеспособность произведения и протягивает дальнейшую ниточку к записи. Главное в творчестве, чтобы написанное не лежало, чтобы не было накопления невостребованных композиций, а был как бы «конвейер исполнения».
Очень хорошо, когда есть инициатива со стороны исполнителей, именно так у меня возникли многие оркестровые сочинения. Если бы обратились хоровые коллективы, я бы тоже откликнулся.
Важным для творчества я считаю гастрольные поездки и исполнение произведений за рубежом. Так в турне «Камераты» по Америке в 1998 году во всех концертах звучал Триптих, он получил положительную американскую прессу. Исполнялось это произведение и Кливлендским оркестром. В Финляндии звучал Третий концерт для оркестра — исполнил его симфонический оркестр города Тампере. Это эпизоды, из которых получается очень многое. К ним же хочу отнести три поездки в Америку с лауреатами конкурса памяти Владимира Горовица — успех юных талантов превзошел все ожидания.
— Иван Федорович, работа в жюри конкурса отнимает очень много времени, требует большой отдачи энергии, что вы получаете взамен?
— Я уже три конкурса постоянный председатель жюри Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица, увлекает общение с талантливыми людьми, происходит своеобразная подпитка творческими идеями. Сейчас в моей жизни творчество и общественная деятельность очень тесно связаны. Одно от другого оторвать нельзя. Работа с оргкомитетом конкурса идет постоянно, сейчас занимаемся вопросом вступления в мировую лигу конкурсов.
В ноябре 2000 года дебютирует как бы «Маленький конкурс» — поиск резервов. Основной же конкурс пройдет в 2001 году. От этой постоянной напряженной работы по конкурсу получаю колоссальное чувство удовлетворенности. Ощущение, что ты сделал что-то важное.
— Иван Федорович, и все-таки в этом 2000 году, для вас юбилейном, какие события вы бы хотели отметить?
— У меня состоялся авторский концерт в Национальной филармонии, в котором, я бы сказал, отразились основные тенденции творчества. В первом отделении в моем исполнении прозвучало несколько прелюдий для струнного оркестра, состоялась премьера нового лирического сочинения Вио- серенада, а также прозвучал Третий концерт для оркестра «Голосіння» — в этом отделении дирижировал мой сын Кирилл (лауреат международных конкурсов). Я пригласил его помочь мне в проведении этого концерта, и молодой дирижер, с новым видением и уже исполнительским опытом отлично справился с этой программой. В нашей семье к работе, поверьте мне, отношение очень требовательное.
Во втором отделении в программе я сделал как бы резкий бросок в прошлое к первым моим сочинениям, с которых все и началось. Прозвучал хоровой концерт «Сад божественных пъсней» на стихи Г.Сковороды. Этим произведением я дирижировал сам, оно мне очень дорого.
По-особенному важной для меня в этом году была поездка на Донбасс, откуда я родом. Я там жил до 13 лет, в школе учился в Дзержинске, затем в Артемовском музыкальном училище. Начал с народного отделения, потом перешел на фортепианный и как пианист получил рекомендацию в консерваторию.
И вот в этом году мне пришло приглашение в музыкальное училище Дзержинска на мой авторский концерт. Было по-человечески тепло, трогательно на этой встрече с педагогами, учащимися, с будущими работниками культуры. Меня потрясли большие проблемы в Донбассе. Мэр города Дзержинска Владимир Никитович Слепцов много рассказывал о проблемах культуры малых городов, угрозе закрытия училища. Подумалось при встрече, как важно сохранить очаги культуры в этих местах.
Ведь на концерты училища ходят слушатели, им это очень надо, именно здесь они могут услышать игру симфонического оркестра. Как это можно не поддерживать. Если уничтожить то, что есть, что будет? Сердце болит! В запустении находится великий край, который еще может работать. Судьба постоянно наносит его жителям удары, люди чувствуют себя заброшенными, поэтому так необходимо сохранить те культурные оазисы, которые там есть!
Мысли о моей встрече в Дзержинске не оставляют меня и хочется помочь этим людям, сохранить музыкальное училище. Вот так в жизни переплетается и творчество, и деятельность, и человеческие отношения.
— Иван Федорович, вы художественный руководитель Национального камерного оркестра «Киевская камерата», что вы можете рассказать о деятельности этого известного коллектива?
— «Камерата» работает во многих жанрах. Это активный коллектив, своеобразная творческая лаборатория. Ансамбль за последние годы переиграл много музыки. Мы начали цикл концертов «Время камераты», которые пользуются большой популярностью у слушателей. В этом цикле собраны многие идеи, оригинальные программы. Одной из сфер деятельности оркестра является работа с зарубежными дирижерами: В.Балей, С.Сакакибара, Г.Адлер — они также способствовали международному авторитету «Камераты».
Записано 10 компакт-дисков украинской современной музыки: В.Сильвестров, Е.Станкович, О.Кива. У оркестра большая концертная жизнь. Хочу сказать, что дирижер «Камераты» Валерий Матюхин — большой музыкант, с энциклопедическими знаниями и в старинной, и в современной музыке. У нас с ним прекрасные творческие отношения. «Камерата» — база для многих молодых музыкантов. В этом оркестре выросли дирижер К.Карабиц, скрипачка М.Которович, кларнетист Е.Оркин и другие.
Говоря о молодежи, творческой молодежи еще раз подчеркну: в моей жизни композиторская деятельность связана и с концертной жизнью, и с педагогической работой в музыкальной академии. У меня большой класс по композиции, аспиранты — всего 10 человек. Я испытываю настоящую радость, когда молодой композитор, музыкант начинает заявлять о себе. Среди моих учеников хочу назвать Артема Рощенко, Вадима Ракочи, Анатолия Гончарова, Назария Яремчука, Андрея Бондаренко, Елену Ильницкую — их произведения уже звучали в концертах.
— Иван Федорович, только что завершился XI «Фест». Ваше мнение об этом музыкальном форуме?
— Фестиваль получился. У «Феста» концепция традиционна, и мне кажется, что слушатели «Феста-2000» ощутили себя в мировом музыкальном пространстве. На «Фесте» состоялось шесть симфонических концертов в Национальной филармонии, и это событийно для нашего времени. Высочайший исполнительский уровень концертов в Трапезной и в Михайловском Золотоверхом соборе. Все программы были выучены и отрепетированы, и я отмечаю прекрасную работу оркестров. Дирижеры блистательно представили программы: В.Сиренко, Р.Кофман, В.Блинов, Н.Дядюра, В.Здоренко, К.Карабиц,
Отмечаю важность того, что впервые за все фестивали, деньги от Министерства культуры и искусств Украины мы получили перед фестивалем и могли спокойно работать. Все гости отметили высочайший научный уровень Международной конференции и доклады известных ученых Украины, Германии, Америки.
— Что особенного было на XI «Фесте» для вас, лично?
— Это концерт «Ночные песни», который состоялся в Малом зале Национальной музыкальной академии, посвященный моему учителю Б.Лятошинскому. Художественным руководителем выступила племянница Бориса Николаевича, профессор Ия Царевич. Это был раритетный, уникальный концерт из неизвестных неизданных романсов с комментариями музыковеда Марианны Капицы (из личной переписки выдающегося композитора).
Я был потрясен, когда впервые в архиве Лятошинского листал эти ноты, на которых его рукой были пометки — 2 часа ночи, 3 часа ночи. Поэтому концерт-исповедь назван «Ночные песни». Его можно считать лирической кульминацией фестиваля.
— Иван Федорович, на этом «Фесте» ваша семья выступала своеобразным творческим трио: жена — известный музыковед — организатор конференции и ведущая концерта из произведений Б.Лятошинского, сын — дирижер нескольких программ.
— Я к этому отношусь как к совершенно нормальному явлению. Ничего плохого в этом не вижу. Это великолепная помощь в воплощении разнообразных замыслов и идей. Для нас такое содружество — это определенная этика взаимоотношений и огромная требовательность друг к другу. Отдельно хочу сказать о публике «Феста» — тонкой и благодарной. Как меня радовала заполненность залов слушателями, которые получали истинное наслаждение от общения с прекрасным.
P.S. Когда материал готовился в номер, Иван Федорович Карабиц за свою творческую деятельность был выдвинут Киевской организацией НСК Украины на соискание Национальной премии имени Т.Г.Шевченко.