...ИССЛЕДОВАТЬ ЛЮБОВЬ

Поделиться
Киевляне Марина и Сергей Дяченко - новые имена на карте европейской литературы. Их жанр - «фэнтези», волшебный роман...

Киевляне Марина и Сергей Дяченко - новые имена на карте европейской литературы. Их жанр - «фэнтези», волшебный роман. Среди их произведений - книги «Привратник» (1994 г.), «Ритуал» (1996 г.), а также дочь Стася (1995 г.). В журнале «Радуга» опубликован роман-притча «Шрам», в издательстве «АСТ» выходит новая трилогия «Скитальцы», а в «Азбуке» - роман «Скрут». Недавно они стали лауреатами одной из самых престижных международных премий фантастики «Еврокон». А по опросам книготорговцев, литературных обозревателей и рядовых читателей, проведенным газетой «Десятка», супруги Дяченко по итогам 1996 года вошли в число десяти самых популярных прозаиков Украины.

На вопросы корреспондента отвечает Сергей Дяченко, лауреат Государственной премии Украины им. Т.Г.Шевченко.

- Как вы стали супругами, а потом и фантастами?

- И действительно - что хорошего нашла во мне Маринка? Она красавица, актриса, преподает в Киевском театральном институте, я же подобен динозавру - и по комплекции, и по возрасту, и как представитель ныне вымирающей профессии: был я кинодраматургом, и венцом моих усилий были шестисерийный художественный фильм-эпопея «Николай Вавилов», снятый на «Мосфильме», и картины «Голод-33», «Гетманские клейноды», снятые на киностудии Довженко. То было время надежд на лучшую долю Украины, получившую суверенитет, на расцвет искусств в «незалежной, соборной». Было хорошо, но Маринка, возможно, меня за муки полюбила - ибо в период ухаживания я работал над сценарием художественного фильма о легендарном ватаге опрышков Олексе Довбуше. Вначале ничего не получалось. Первому варианту сценария, традиционно-романтическому, я, подобно Тарасу Бульбе, сказал: я тебя породил - я тебя и кокну. Ибо правда истории, с ее кровью, не согласовывалась с так называемой народной мудростью и изысками наших псевдоисториков, рисующих Довбуша исключительно в облике благородного революционера, чуть ли не предтечу Октябрьской революции... В жизни все было сложнее и неоднозначней. И у того же Довбуша, а особенно его брата Ивана, уж настоящего бандита, руки были в крови до локтей... Другое дело - как относился к этому сам Олекса. Я увидел в его образе трагичность, и, по моей версии, он, запутавшись в противоречиях, фактически покончил с собой...

В результате на глазах юной девушки, еще не подозревающей о моих коварных матримониальных планах, на белом листе бумаги из ничего возникло нечто, ожили братья-разбойники Довбуши, появилась парадоксальная Дзвинка, трагедийная Елена, супруга отамана, были там и нявки, и чугайстер - потрясающая гуцульская мифология... Была прекрасная природа весенних Карпат, куда мы выезжали с режиссером Леней Осыкой на поиски натуры... Вдохновленный Маринкой, которую я видел в роли чаровницы Дзвинки, я написал лучший свой сценарий. Поэтический, на основе народного фольклора. Как мы на него надеялись! Но фильм так и не состоялся - киноиндустрия развалилась, но на ее обломках и возникла наша семья, объединенная горячим желанием эскапизма, бегства от гнусной действительности в сотворенные нами миры. Это были прежде всего миры Маринки, ее светлой, хрупкой и доброй романтики. Она у меня волшебница... Так я и стал фантастом, вернулся к тому, что так любил в юности. Я много тогда читал, не только научную фантастику, но без имен Лема, Стругацких, Азимова, Брэдбери, Саймака, Шекли, Хайнлайна, Кларка и многих других «SF»-писателей не могу представить свое «Я». Маринка же познакомила меня с творчеством

Дж. Р. Толкина, Урсулы Ле Гуин, Мэри Стюарт - классиков жанра «фэнтези» последних десятилетий. И я, вслед за женой, полюбил этот творческий метод, открывающий перед писателем потрясающие перспективы.

- Какие же?

- Исследовать человека в таких экстремальных ситуациях, которые выходят за рамки привычного и ожидаемого. Я уже где-то сравнивал обычную литературу с обычной медициной, а фантастику - с экспериментальной лабораторией. Одно как бы дополняет другое.

- На сегодняшний день дуэтом Дяченко написано шесть романов, две повести и рассказы. Если собрать все вместе, получится семитомник. Какие особенности вашего стиля? Что, на ваш взгляд, отличает ваше творчество от творчества других писателей?

- Нам неинтересны стандартные ситуации, фактографическое описание жизни - для этого, на наш взгляд, есть газеты, есть документальное кино и телевидение - с ними литературе уже не потягаться... Мы стремимся, иногда очень коварно для наших героев, поставить оных в ситуацию экстремальную, такую, которую еще никто до нас не описывал. И тогда исследовать внутренний конфликт, душу человека, психологию взаимоотношений... Дабы это не было скучно, мы приветствуем иронию и всяческие приключения, ценим интригу, напряженный сюжет. В силу кинотеатральной отягощенности наша проза визуальна, композиция строится по законам монтажа, роль диалогов сведена к минимуму. Тешим себя надеждой на приход Режиссера и экранизацию в Европе (Голливуд, увы, во многом нам чужд). Кроме того, в нашей творческой палитре найдутся и романтические краски, хотя в основе всего - законы психологической драмы, особенно в последних произведениях.. А вот чего в ней не будет никогда - так это «крови и спермы» ради кассового успеха.

- Действительно, в отзывах на ваши книги можно прочесть или услышать слова об их оригинальности, романтичности, удивительной кинематографичности и в то же время о глубине философского анализа, в частности, сложнейших этических проблем. Какие темы вас интересуют прежде всего?

- Мы исследуем самую большую ценность жизни и самую большую тайну ее - любовь. Как возникает это чувство, как оно живет, изменяясь во время испытаний, как умирает или обретает бессмертие... Я имею в виду любовь в широком смысле этого слова - к матери или отцу, к другу, к ближнему, к родине, к своему погосту, к живности, которая нас окружает, ко всему, созданному кем-то во вселенной... Конечно, самым интересным видом любви для нас являются отношения мужчины и женщины, незнакомых людей, чувства которых не определены родственными узами; это ведь зачастую начала противоположные, но вот происходит чудо - и рождается некий новый феномен, новое качество, не присутствующее во вселенной... И это нечто материально. Счастье, когда оно воплощается в рождение новой жизни и эта жизнь переживает своих создателей. Горе, когда внешние или внутренние обстоятельства крушат эту эфемерную сверхреальность...

- Так, может быть, вы работаете в жанре «love story», мелодрамы?

- Мы, между прочим, не относимся с презрением к мелодраме, хотя она и скомпрометирована бесконечными сентиментально-слащавыми «мыльными» телеоперами. Есть чтиво, которое можно читать во время стирки белья и при этом порою смахивая слезу, но есть и классика мелодрамы, не увядающая в веках. Достаточно вспомнить хотя бы «Ромео и Джульетту». Не случайно сейчас одним из лидеров отечественного читательского спроса является В.Токарева, затмившая боевики и детективы, а она во многом исповедует этот жанр. И наши детища - скажем, романы «Ритуал» и «Шрам» - находятся на стыке фантастики и «love story», но все же если для мелодрамы сверхценным является описание именно любовных страстей с порядочной дозой сентиментализма, то у нас главенствует прежде всего психологическая драма, порой трагедия, пускай и на основе любовных чувств. При этом мы избегаем сентиментальности как чертополоха, памятуя, что наша украинская, славянская суть так и норовит протиснуться в дверь умильности и сюсюкания. Другое дело - лирика, поэтичность. Это как витамины.

- Ваша проза гуманна... Вы не боитесь обвинений в старомодности?

- Мы прекрасно понимаем, что в настоящее время доброта и просветленность многими воспринимаются как наив. Почему так происходит? Человечеству понадобились тысячелетия, чтобы от первобытной, полузвериной еще жестокости матриархата перейти к соблюдению догм «не убий», существующих в разных религиях как основа. Так длилось веками, вплоть до нашего столетия, где две мировые войны, а затем и куча т.н. локальных конфликтов (на самом деле - весьма глобальных) не приучили массы к убийствам, агрессии. Чего стоят, например, для нынешнего СНГ войны в Афганистане и, скажем, Чечне - они воспитали целые поколения головорезов. Многие из военачальников, заслуживших там ордена и звания, вместо того, чтобы быть объявленными военными преступниками, ныне занимают высокие посты, служат примером для других... Развитие науки также дефлорирует бедную мораль - она просто не поспевает за техническим прогрессом. Так, например, современные компьютерные игры, от которых наши чада начинают испытывать зависимость чуть ли не из пеленок, просто ужасны - они приучивают с младых лет «мочить» все подряд, воспитывают привыкание к убийству. Так, например, знаменитая игра «Дум» и «Дум-2» (подло искусившая и меня) населена натуралистическими подробностями казней и крови, и когда «кончаешь» очередного монстра - тот трехмерно корчится в муках... Можно много говорить о жестокости и варварстве нашей жизни и о причинах этого... Но искусство способно противостоять этому молоху. Оно вовсе не так беспомощно и бесполезно, как считают современные «крутые» и им завидующие. У тех же «крутых» и проституток родятся дети, а у них свои дети... Вот на тех внуков я и надеюсь. Я верю в будущее.

- Над чем вы сейчас работаете?

- Заканчиваем роман под условным названием «Шабаш». Впервые у нас действие происходит в современном городе. Но его фон включает в себя наш гуцульский фольклор - мир чугайстров, нявок, ведьм... Пишем и вспоминаем сказочные Карпаты, выбор натуры по так и не осуществленному киносценарию... Я так благодарен судьбе, которая подарила мне Маринку... Конечно, и этот роман - о ней, о ее тайне.

От редакции. Марина и Сергей Дяченко при поддержке журнала «Радуга», газеты «Зеркало недели», издательства «Молодь» организовывают в Киеве ТВОРЧЕСКУЮ МАСТЕРСКУЮ ФАНТАСТИКИ. Они ждут одаренных ребят - школьников, студентов, - будущих писателей, поэтов, критиков, теоретиков, художников, музыкантов, чей стимул в жизни - фантастика. Особенность же мастерской в том, что она через электронную сеть Фидонет будет напрямую связана с любителями фантастики СНГ. В будущем планируется подключение к Интернету. Поэтому особая надежда возлагается на ребят, знающих или желающих знать компьютер и английский язык. На первый тур конкурса заявки (с биографией, образцами опубликованных и неопубликованных работ, адресом, телефоном) подавать в редакцию журнала «Радуга».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме