«ИСПАНИЯ ТВОЯ И МОЯ». ПОЧЕМУ ИМЕННО ИСПАНИЯ?

Поделиться
Произведения, экспонирующиеся на выставке «Испания твоя и моя», написаны стремительно, на одном дыхании, но с учетом того, что экспозиция будет размещаться именно в Музее искусств им...

Произведения, экспонирующиеся на выставке «Испания твоя и моя», написаны стремительно, на одном дыхании, но с учетом того, что экспозиция будет размещаться именно в Музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко. Архитектурный образ и эмоциональная аура интерьера многое значат для художника, даже влияют на образ выставки.

Экспрессивно-романтический подъем — признак творческого состояния Ольги Петровой. Ей нравится дарить зрителям окрыленную радость. Печальным реалиям сегодняшнего дня художник противопоставляет вечную ценность солнечного луча. Он зажигает радугу на палитре и в душе живописца. Цвет для О.Петровой — храм духовности, в нем она не одинока — со зрителем. В запрагматизированном мире художник позволяет себе роскошь мечтательности, странствования в фантастические миры. Испания — один из таких.

Поэзия всегда покрыта тайной, поскольку никогда не знаешь, что в конце концов тебе удалось написать.

Борхес

Испания — тема детства, юношеская мечта. Очарование духовностью испанской культуры пришло, когда еще в 70-х годах иллюстрировала «Дон Кихота» Сервантеса в переводе Н.Лукаша. Далее тема Испании углублялась — фрески Каталонии, экстатические произведения Эль Греко, Гойя, мастерство Веласкеса органично вошли в собственный культурный контекст... Наконец мечта осуществилась — раскрылись двери музеев, дворцов, городов Испании. Встретилась с тем, о чем мечтала. Это уникальное событие в судьбе художника.

Когда наконец узнала, что поеду в Испанию, написала холст «В предчувствии Толедо». Сколько раз, рассказывая студентам об искусстве Эль Греко, мысленно поднималась на холмы Толедо.

Город оказался другим, еще загадочнее, прекраснее, сложнее: желто-лимонного цвета камни под ногами, белые стены домов, закрытых от постороннего глаза решетками, глухими ставнями, а в глубине дворов — отдельный мир — синяя керамика. Испания, в свое время изгнавшая арабов, не уничтожила их культуру, ввела ее в собственный контекст: фонтаны, галереи и тайные ходы-переходы. Каждый дом — словно небольшая крепость, суровая извне, изысканная в интерьерах.

Далее еще одна счастливая встреча-мечта с Барселоной, с ее готическим кварталом, с архитектурой Антони Гауди, где традиции иберийской архитектуры соединились с чувственностью Востока. Парк Гуэль, лежащий на холмах, соединенных серпантинами ступеней, балкончиков, террас, — стопроцентное воплощение детских фантазий о сказочных дворцах и садах. Музей Каталонии — бывший королевский дворец в Барселоне. Он короной возвысился над каскадами поющих фонтанов. Дворец — самое большое собрание раннехристианской живописи Испании. Особенно поражают фрески Каталонии. В них сконцентрирована неопровержимая сила могущественных предков. После каталонских фрески Софии Киевской кажутся слишком изысканными и аристократичными. Цветная гамма каталонских примитивов: черное, красное — светлое, померанцевое. Очевидно, что краски изготавливали из натурального камня, из местных глин, из земли. Эти произведения ошеломляют сконцентрированной в них мощью и верой впечатляющей силы. Чувствуется, как первые фрескисты воплотили искренние чувства в линию, форму, цвет. Фрески Каталонии были ключом к пониманию сущности Испании.

Когда едешь по стране, желтые скалы сменяются красными или вохристыми, кое-где из-под камня пробивается ручей, и здесь сразу создается оазис прохлады; когда видишь во время этих странствований диктовые силуэты быков — они, словно гиганты, охраняют дорогу, — начинаешь понимать характер народа: его сдержанность, степенность, скрытую страстность. Бурный темперамент заперт в грудной клетке, и когда чувства вылетают словно птица наружу, они удивительно сильны. Отсюда напряженные ритмы танцев и замкнутые лица их исполнителей. Поет и сознается в чувствах лишь тело и веер.

Испания для каждого собственная, но для всех — страна мужественного, талантливого народа, мечтателей, больших идеалистов. Дон Кихот всегда будет путешествовать по этой каменистой стране. Испания — это раскаленные крыши над безлюдьем сиесты, фантастическая красота Барселоны, Толедо, Юга... Испания — чудо встречи с красотой в себе, вдохновение для многих и — для меня лично.

Когда сегодня проходишь по улицам городов и городков, поднимаешься в крепость Тосса де Мар или попадаешь в таинственные расщелины суровой Хероны, чувствуешь, как над тобою зависает энергетика истории: чьих-то разговоров, интриг, намерений. Эти камни очень красноречивы, они побуждают к пониманию того, что мир не создан однажды и навсегда, что он создается множество раз и каждым из нас в отдельности, особенно художником. Как и для многих художников и философов, для меня многое значит ощущение временного потока, проходящего сквозь нас. Отсюда — особенно ценишь минуты, наполненные переживанием открытия — встречи — события.

Стремясь пережить Испанию как событие, случившееся именно с тобой, взяла в дорогу этюдник, чтобы выйти на пленэр и писать до умопомрачения раскаленные на солнце крыши городов, шумных вечером, но замерших на время сиесты. Этюд с натуры, да еще и писаный в чужой стране, когда вокруг шумит странная для тебя жизнь и язык, — такой этюд является воплощенной «точкой интенсивности». Это эпицентр коммуникации, поиск родственного между чужим и собственным, слияние разнонаправленных потоков в единое поле сознания. Оно фиксировано в этюде с натуры и еще в новом рождении художника в художнике. Если первая испанская сюита — «Испания без корриды» (2000 г.) в метафорических композициях, в нефигуративе воплощала обобщение духа Испании, то «Испания твоя и моя» — любовный диалог с Тоссой де Мар, с городками, со скалами, с солнцем, неистовство которого ощущаешь на этюдах.

В стремлении полного растворения в цветном воздухе, в попытке сохранить в себе все чувства, окутывавшие автора, писались эти крыши, пляжи, улочки и ангел над Тоссой де Мар, в которой так любил работать Марк Шагал. Для меня выставка «Испания твоя и моя» — портрет счастья, а еще благодарность судьбе за возможность разговаривать с людьми языком цвета. Речь идет о сознании автора, проявляющаяся благодаря цвету. Свет — цветная энергетика и является смыслом живописи. Пульсация синих, сиреневых цветов в соединении с красно-апельсиновыми, контрасты холодного и горячего издавна в эстетико-философских системах многих религий были символом и проявлением присутствия Бога.

Именно так понимал метафизику цвета Василий Кандинский — отсюда происхождение его абстрактной живописи, «очищение» цвета от сюжетной основы. Относительно холстов «Испания твоя и моя» — мною пройден обратный путь: от абстракции к пейзажной конкретности, но с учетом символики и интуитивно-чувственной силы цвета.

Выставка «Испания твоя и моя» — диалог с чистым, сияющим цветом, жизнь в его волнах. Эта живописная сюита возвращает первичность ощущений, детскую радость первооткрывателей. Цвет одаривает воспоминаниями снов, в которых серебристой рыбиной или легкой птицей ныряешь в ярко-красное, синее или бело-розовое разнообразие колоризма. Автору выставки эту радость подарила Испания и созвездие Водолея как покровителя отчасти неблагоразумных людей. Разве ходить в наше время по солнечной дороге — не парадокс, не наглость?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме