Как правило, разговаривать с красавицами - мука. Они жеманны, а весь интеллект дальше общих фраз и эффектных поз не идет. Ирина не из их числа, с первых минут попадаешь под ее гипнотическое очарование. Да, замкнута, держит дистанцию, но в какой-то момент вдруг чуть приоткрывается. Внимательно смотрит в глаза собеседнику, а я ловлю себя на мысли, что действительно ею много не сыграно. Годы уже включили счетчик, на пленке останутся «Хождение по мукам», «С любимыми не расставайтесь», «Три мушкетера», «Ночные забавы» и еще десяток фильмов, а могло быть во сто крат больше. Зигзаги судьбы!
Мои глаза зеленые
Ирина сидит в кресле, поджав ноги, сбросив «шпильки», и улыбается, что наконец избавилась от орудия пыток каждой женщины.
- Я очень обижена на наше кино. Режиссеры все время раздевали, укутывали в нелепые ужасные одежки, не красили, не причесывали - страшила одним словом. Операторы вообще не знаю, о чем думали, когда снимали. По их милости зрители до сих пор не знают, какого цвета у меня глаза. Пишут такие славные письма и, как комплимент, добавляют о покоривших черных очах. Это же надо, не показать на экране зеленых глаз! Если и есть у меня достоинство, то как раз цвет моих глаз - зеле-е-еных!
- Ира, а как же Даша из «Хождения по мукам» - прекрасная роль?
- Во-первых, то была моя первая картина. Молодость, надежды, столько энергии и души было вложено в эту работу. Все остальное - бег на месте, но я терпеливая, могу годами ждать и не расплескать возможности. Во-вторых, я не встретила пока своего режиссера.
Быть свободной
и независимой
- Никогда не видела разницы между работой в театре и в кино. Если бы сейчас снимали так много как раньше фильмов, то ушла бы туда исключительно из-за одного: чтобы никому не подчиняться, быть свободной и независимой. В Ленкоме, где работаю многие годы, диктат Марка Захарова. Он талантливый режиссер, но не считаю его мудрым человеком, не хочу, чтобы он меня учил жизни, тем более, что сам не может служить примером, - не позволяю никому вмешиваться в свою личную жизнь.
В любом другом театре кроме главного есть другие режиссеры и один человек не осуществляет все постановки, задействовав в репертуаре небольшую группу. Марк Анатольевич никого не пускает, и в этом наша трагедия. Многие годами в простое, а большая труппа превратилась в труппу страдальцев. Нет даже шанса показать, на что способен. В театре всегда надо подчиняться, и это мне очень не нравится. Приходит такой момент в жизни, когда человек превращается в личность, появляется внутренний протест. А в нашей профессии если хочешь чего-нибудь добиться, то нужно соблюдать правила игры, которые навязывает режиссер. Теперь я поняла свои силы и очень многое могу делать, но доказать, проявить в неожиданном ракурсе на сцене Ленкома так и не могу, вот и приходится искать на стороне, реализую свои возможности в театре «Школа современной пьесы». Много гастролирую, но время сейчас такое, что трудно развернуться, все стоит огромных денег. Декорации, костюмы, массовка - урезаются до минимума. Многие зрители годами в театр не ходят, организаторы ставят на билетах фантастические суммы, их тоже понять можно, никто в убыток не хочет работать.
Многие проблемы снимаются, если муж, а лучше отец - режиссер, а остальные барахтаются кто как может. Но я оптимистка и верю, что встреча с режиссером, с которым легко работать, у меня впереди, живу с этой надеждой, а иначе давно бы умерла.
Мне часто предлагают сниматься в рекламе. Пока мужественно отказываюсь, но других, кто поддался на уговоры, не осуждаю. Подчас это единственный источник выжить, накормить своих детей. Государство с нами поступило по-варварски, и такого нет нигде в мире - просто взяли и сказали: «Вы свободны». Кино, между прочим, содержало все здравоохранение, а теперь и актеры, и медики нищие.
Я как пришелец
- Быт и искусство - взаимоисключающие понятия, кручусь, многое не успеваю, но трагедии из этого не делаю. Честно говоря, к дому не очень привязана, никогда не было тяги иметь свой уголок, украшать и обустраивать его. Я как пришелец, и главное - чистота, минимум вещей. Люблю, когда голые светлые стены, а всякие занавесочки с рюшечками, скатерки, статуэтки меня раздражают, выбрасываю все лишнее. К книгам отношусь с благоговением, это отдушина, источник раздумий и радости.
К еде тоже равнодушна, поесть люблю все что угодно: хлеб с маслом - уже пир. Мне всегда так жаль женщин, хлопочут, сутками стоят у плиты, готовят, а пришли гости, все съели за 15 минут - и стоило так надрываться? Столько безумно тратить время? Слава Богу, мои близкие трагедии из быта не делают, в меру сил помогают мне, кто хочет, тот готовит. Но все же я очень ответственный человек, не бездельница, на свои плечи взваливаю львиную долю домашних дел, и такого, что пустой холодильник, у нас не бывает. Когда праздник или должны прийти гости, то, как правило, отправляю своих гулять, а сама всем занимаюсь. Это не жертва, и упрекать, что не помогают, не буду, просто считаю, что мучиться должен один и наоборот счастлива, что они придут в красоту и избежали мерзкого труда. Быстренько привела себя в порядок - и давайте общаться, ведь для этого собираемся.
На сцене
выпускаю эмоции
Когда разговор коснулся Александра Абдулова - экс-супруга, Ирина сжалась, а зеленые глаза стали такими грустно-печальными.
- Господи, мы давно живем разными жизнями, и кажется, что развелись много-много десятилетий назад. Конечно, сталкиваться ежедневно в театре не очень приятно. О своих внутренних ощущениях не скажу, внешне никогда не позволю себе никакой некрасивый поступок, угрозы, скандалы - фу, это исключено. Перечеркивать, что было хорошего, не буду. Он никогда мне не помогал в творческом плане, и я не понимаю почему и считаю преступлением по отношению ко мне. Чего добивался, чтобы я была просто женой при доме? Но это невозможно, есть просто женщины, а я не женщина, а актриса! И он об этом знает как никто другой. Я равнодушна к дому, быту, все это делала, но это не мое, люблю играть, выступать, блистать.
Актерство заложено с детства, и даже родители отнеслись к этому как к неизбежности. Я всегда была довольно замкнутым, одиноким человеком, планы не обсуждала и перед фактом не ставила, а просто поступала, как считала правильным. Сказала маме, что нужен билет в Москву, и поехала поступать в театральный. Никого не пускаю в свою жизнь, на сцене выпускаю эмоции, кричу, делаю то, что вне рампы себе не позволяю. «Выпускать пар» в жизни - распущенность. Нельзя быть некрасивой, вульгарной, грубой. Природа наделила нас великой миссией, мы подаем пример детям. Я сама училась у многих прекрасных женщин, у своей мамы, нужно уметь держать себя в руках.
Запланировать жизнь, все расписать никому не удается. Иногда мимолетная встреча в аэропорту подарит мужчину твоей мечты и от тебя зависит, что произойдет дальше. Когда знаешь, во имя чего, и если никого не обманываешь, то почему не поддаться импульсу, а иногда увлечения стоит пресечь, чтобы не причинять боли близким.
Без очков, как голая
- К дочери применяла разные рычаги воздействия, и то, что удалось ее отговорить поступать в театральный вуз, считаю разумным шагом. Она учится в юридическом, для нее съемки как хобби, учитывая ее темперамент и характер, пусть работа в кино станет приятным развлечением. Ждать своего часа на пике возможностей - горькая доля. Быть все время на виду, чувствовать взгляды, поставить дерзких на место выработалось у меня до автоматизма. Везло на хороших людей, с детства опекали, даже в институте говорили, что я - это святое. Такое бережное отношение очень нравилось, привыкла держать дистанцию, не позволяю фамильярности. Даже с коллегами на некотором расстоянии, люблю их, хорошо к ним отношусь, но не надо панибратства, трогать и прикасаться. Скажу комплимент и отхожу, для игры есть сцена, там свои законы и поцелуй с партнером - это не поцелуй.
Где бы ни появилась - везде узнают, поэтому без очков, как голая, и если забуду их, то просто не знаю, как идти, имею их в огромном количестве на разные случаи. Одеваться от кутюр позволяют себе эстрадники, те, у кого сумасшедшие деньги. Пользуюсь услугами магазинов, причем в зависимости от настроения подбираю наряд.
Ныть и жаловаться не привыкла. Научилась радоваться мелочам, не думать о плохом. Заметила, что когда смотрю фильмы, то наши страсти надоели, а хочется чего-то возвышенного, пусть его нет в реальности, то хотя бы увидим на экране.