Ровно год назад в приморском городе Марселе состоялась странная премьера. Странная потому, что Николай Васильевич Гоголь пока не является французским классиком. Во всяком случае, французы не вмешиваются в животрепещущие дискуссии между русскими и украинцами, какая часть Гоголя какой культуре принадлежит. Город Нежин мил сердцу марсельца так же, как загадочная Тьмутаракань или не менее прельстительная Хацапетовка.
Но я, собственно, о другом. Как бы там ни было, а год назад в Марселе играли гоголевскую «Женитьбу». Видимо, Подколесин, выпрыгивающий из окна, только бы не жениться, так же мил сердцу приморского француза, как и сердцам нечерноземного русского и черноморского украинца. А посему российский «Театр на Покровке» сначала решил апробировать «Женитьбу» в Марселе, а потом уже в Москве и Киеве. Художественный руководитель театра, он же заслуженный деятель искусств России, он же лауреат Государственной премии России, он же Сергей Арцибашев пока мало известен на исторической родине в Киеве. Зато Москву весь прошлый год лихорадило так, что классик в очередной раз переворачивался по всем правилам йоги в усыпальнице. Гоголь и не представлял себе, что же он такое написал. Он думал, что это просто водевиль с прыжком в форточку, а оказалось, что это даже не фарс, а настоящая трагикомедия с неглицериновыми слезами и негуттаперчивым смехом.
Лет двадцать назад Анатолий Эфрос поставил «Женитьбу» в «Театре на Малой Бронной», истолковав ее как историю нереализованной любви. И это был знаменитый спектакль! Сегодня же, в эпоху одичавшего самосознания, Сергей Арцибашев так воздействует на публику, что его постановку «Женитьбы» отмечают и интеллектуалы от театра, и простые банкиры, и челночники вместе с агонизирующей интеллигенцией. Газеты «Экран и сцена» и «Культура», не долетающие до Киева, как гоголевская птица до середины Днепра, разразились многозначительными статьями в стиле постсоцреализма. Скажем прямо: ну и пусть эти статьи не долетают, зато живой спектакль скоро прилетит в Киев с весною, как всем известная ласточка. А именно, 7 и 8 марта в Театре им. И.Франко «Женитьбу» сыграет «Театр на Покровке». Конечно же, вас интересует, кто у них Подколесин. Ну что ж, скрывать больше нет мочи. Подколесин - народный артист России Игорь Костолевский. А его несостоявшуюся невесту Агафью Тихоновну играет не известная пока у нас, но очень перспективная Елена Стародуб. Кстати, в спектакле принимают участие 18 артистов, так что киевляне могут быть уверены, что это не очередная гастрольная халтурка. спектакль привезла уже памятная театралам фирма АМIТ.
Если вы подзабыли, кто такой Игорь Костолевский, напоминаю: декабрист в «Звезде пленительного счастья», наш человек в «Тегеране-43», сын могущественного Милосердова в «Гараже» и романтический учитель в «Безымянной звезде». Постоянно работает в Театре им. В.Маяковского, но играет в нем не слишком много. Одна из значительных ролей периода до «Женитьбы» - Парикмахер в спектакле «Смотрите, кто пришел», где Костолевский представляет генетический тип мутантов, получивших впоследствии прозвище «новых русских».
Когда я в беседе с Александром Ширвиндтом спросила, что можно по приезде в Москву посмотреть в театрах, он меня послал на «Трехгрошовую оперу» Машкова и «Женитьбу» Арцибашева. Не прошло и полгода, как «Женитьба» докатилась до Киева, а о «Трехгрошовой» речь впереди.
Кстати, 13 марта во Дворце спорта те же организаторы устраивают концерт Бориса Гребенщикова и примкнувшего к нему «Аквариума».