Помните, в старинной песенке: «В городском саду играет духовой оркестр...»?
Как давно не гуляем мы в городских парках под звуки старинных щемяще-сентиментальных вальсов! Вместе со многими другими мы, к сожалению, утратили и традиции пленерных воскресных концертов духовой музыки и парадов военных оркестров.
А ведь когда-то именно благодаря этим музыкантам становились популярными многие сочинения, принося известность капельмейстеру либо морскому офицеру...
Украинская гильдия профессиональных трубачей была инициатором концерта, состоявшегося благодаря поддержке Фонда содействия развитию искусств, посольства Швеции в Украине, Центра культурных инициатив в Большом зале Национальной музыкальной академии им. П.Чайковского. Посол Швеции в Украине доктор Й.Якобсон приветствовал участников и гостей первой совместной шведско-украинской акции, ставшей настоящим событием в культурной жизни страны. Он сообщил о том, что разработана широкая программа мероприятий на 1997 г. Представляя публике известного шведского дирижера профессора Б.Эклунда, д-р Й.Якобсон сказал, что счастлив присутствовать на этом празднике музыки.
Образцово-показательный оркестр Национальной гвардии представил публике интересную серьезную программу, подготовленную с доктором Б.Эклундом. Автор идеи - президент Украинской гильдии трубачей В.Посвалюк решил объединить усилия профессионалов и любителей. Хотя как можно называть любителями музыкантов, виртуозно исполняющих сочинения В.А.Моцарта и А.Вивальди, Ф.Шуберта и Р.Вагнера?
Наверное, для многих в зале, как, впрочем, и для меня тоже, стала приятным исключением из правила «оригинал всегда лучше копии» блестящая Увертюра к моцартовской «Волшебной флейте». Трудно представить себе, что при таком количестве духовых возможно достичь легкости и полета искрометных пассажей, прозрачности и точности стаккато. В общем, Моцарт состоялся. Просто в эти мгновения он был в военном мундире.
Р.Вагнер вместе с легендарным рыцарем Лоэнгрином из волшебного Грааля на белом лебеде вернул оркестру его природную мощь, прибавив задушевности и тепла.
Двойной «трубный» концерт А.Вивальди в исполнении В.Посвалюка и К.Посвалюка - это настоящее испытание «на прочность» и на профессионализм. Его параллельные пассажи и тремоло были призваны либо приводить исполнителей в ужас, либо слушателей - в восторг. Не часто звучит это сочинение в концертных залах. Но в репертуаре В.Посвалюка присутствует постоянно.
Гостем Киева в течение нескольких дней был замечательный шведский музыкант, один из выдающихся европейских трубачей, профессор Норвежской музыкальной академии и президент Евромеждународной гильдии трубачей доктор Б.Эклунд. Приветствуя публику, сказал, что Киев - замечательный город, ему очень приятно было гостеприимство его жителей, и особенно - представителей гильдии трубачей. Были сказаны лестные слова и в адрес Образцово-показательного оркестра Национальной гвардии Украины, его руководителя народного артиста Украины А.Молотая и заслуженного деятеля искусств С.Золотарева.
Представляя сочинения малоизвестных в Украине европейских композиторов, маэстро предварял их небольшими аннотациями, таким образом публика познакомилась с виртуозной оркестровой сюитой английского композитора Ф.Спарке «Год Дракона», впервые прозвучавшей в Киеве.
Шведский дирижер предпринял попытку создать сводный хор слушателей концерта во время исполнения «Фестивальной польки» Й.Йохансона, публика оживилась, но вокальная партия оказалась ей не под силу и без предварительной «спевки» невозможной.
Сюита Г.Хольста была «прощальной» в выступлении Б.Эклунда, он выразил надежду, что имя композитора знакомо киевлянам. Наверное, многим запомнится теперь и имя дирижера Б.Эклунда.
Концерт Образцово-показательного оркестра Национальной гвардии Украины доказал многим необходимость подобных коллективов. Мысль эта возникла во время выступления солистов - блестящего тубиста В.Маркевича, Л.Химчука и В.Ярмаковой - виртуозов ударных инструментов; в оркестровых партиях прекрасные соло исполнили заслуженный артист Украины Н.Стадник - кларнет, Д.Гальченко - гобой, В.Штука - фагот. Л.Бернстайн в Сюите на еврейские темы был представлен дирижером С.Золотаревым темпераментно и зажигательно, тут были и жгучие нега и истома, настоящие восточные напевы, и искрометная «Хава нагила».
Украсили программу концерта и вокальные произведения, прозвучавшие в исполнении солистки Национальной оперы заслуженной артистки Украины В.Степовой, а также - народного артиста Украины В.Оберенко, артистов Н.Добридень, Е.Мамчур, В.Тетери.
Если мы начинаем уже удивляться удачным концертам, если просто хорошая музыка вызывает восторг лишь фактом своего звучания в Национальной музыкальной академии - не странно ли это для державы с тысячелетними культурными традициями? И странно, что лишь на личных «музыкантских» контактах становятся возможными такие творческие встречи-диалоги европейских культур, которые без лишнего пафоса создают Украине имидж и авторитет в мире.