Среди отдельных ожидаемых культ-«трендов» наступившего года - первая (по счету и грандиозности) Киевская международная биеннале в «Арсенале», несколько премьерных фильмов «на деньги Азарова», очевидно-невероятная гастроль Мадонны на стадионе «Олимпийский», эксклюзивный визит в нашу столицу суперзвезды новой европейской режиссуры Томаса Остермайера, а также продолжающийся процесс телевизионного «самоодичания».
Год Евро, год выборов, год «конца света»…
В столь «прекрасном» синонимическом ряду, кажется, совершенно нет места для прекрасного - без кавычек.
Но так как год наступил, а медийные традиции обязывают (заглядывать за горизонт, мол, чем там завтра нас попочтуют мастера культуры?), а в обществе и без того повсеместное поветрие на «тренды» будущего... Поэтому (вынужденно) и придется - «трЕндеть», анонсировать. Тем более: и в 2012-м будет что «драконить»…
Начну, ожидаемо, с «важнейшего из искусств».
Азаровские миллионы
Снова ленинский лозунг (про «важнейшее») обретает для нас ситуативную актуальность. Особенно, если за дело берутся парни крепкие. Последовательные. Уже, например, публично задекларированы некоторые инициативы Виктора Януковича (младшего): персональное посильное участие в «кінорозбудові нашої держави», создание кинофонда, поддержка отдельных проектов.
Не ровно дышит к десятой музе и сын Николая Яновича. Алексей Николаевич. В его планах, судя по СМИ, создание фильма о сиротах «Пташинка» («Птенчик»). Совместно с Тимофеем Нагорным и Егором Кончаловским.
Тем временем, к концу прошлого года, прояснилась судьба «миллионов Азарова». То есть средств, предполагавшихся госбюджетом на развитие украинского кино. На 2011-й, как известно, выделили около 100 миллионов (гривен). На 2012-й не пожалели 176 (миллионов).
В надежные ли руки попали денежки?
Рано или поздно подобная «надежность» будет определена художественным результатом и депешами соответствующих контролирующих органов. Перед которыми, не сомневаюсь, отчитается г-жа Копылова (глава Госкино).
И хотя «перед дракой» кулаками не машут, едва ли не все нынче финансируемые государством кинопроекты (за исключением дебютов и документального кино) вызывают скорее скорбное бесчувствие, нежели живой профессиональный интерес.
Например? В реестре украинских кинопремьер-2012 значится «Болезнь любви» режиссера Д. Томашпольского (6,5 млн.). Будущий фильм о безудержном желании главного героя заняться сексом... в открытом космосе. Интересное, между прочим, желание. И финансируй такой прецедент В.Ряшин или В.Зеленский - никто бы не пикнул. Но за «миллионы Азарова»? Это уже какая-то державная сексуальная неразборчивость, просто «случайные связи».
Или «Ломбард» (тоже 6,5 млн.) от режиссера Любомира Кобыльчука-Левицкого с участием, здрасьте-пожалуйста, Отара Кушанашвили. Нам что, еще и из госказны «понаехавших» удобрять финансово? Мало им коммерческие телеканалы отстегивают?
Сразу на две картины - для одного создателя - расщедрилась та же казна. О шедеврах в исполнении Елены Фетисовой прежде не было слышно... И особо видно их не было. Но, может, еще услышим в 2012-м? Ожидаем в ее исполнении фильм-биографию «Параджанов» (без Безрукова) - 11,2 млн. И от того же автора «Теперь я буду любить тебя» - за 6,8 млн.
Отдельная статья расходов кинобухгалтерии Азарова - «спецзаказ». К таковому, несомненно, следует отнести проект одаренного режиссера и художника Сергея Маслобойщикова «Алмазный крест», посвященный житию Луки, архиепископа Крымского.
Этот фильм еще на заре сценария поддержали отцы Московского патриархата. Украина дает на кино 12 миллионов, а остальное - Россия (там же будут заниматься дистрибуцией).
В какой идеологической степени будущий байопик соотносим с киноописанием жизни иного священника - из фильма «Шептицкий»? Сравним...
Голливудские куклы
Очевидно, не все вышеперечисленное появится на украинских экранах вовремя, в году текущем.
Скажу больше. Очевидно, и не все деньги, предусмотренные на кинотворчество в 2011-м, целенаправленно израсходованы (если да, то где результат?). И часть средств снова вернется в госказну. (Или в какой карман?)
Как всегда, впрочем.
(В 2010-м вернули в госзакрома 1,2 млн. гривен, а некоторые картины в это же время зависли в воздухе.)
…Тем временем, мало-помалу подбирается к экранам очередной «первый» украинский блокбастер «Той, хто пройшов крізь вогонь» режиссера Михаила Ильенко, финансировавшийся в четыре этапа (премьера - 19 января в столичном кинотеатре «Киев»). Министр культуры обещал персональное содействие в продвижении этого масштабного полотна в массы, в кинотеатры.
В основе интриги, напомню, история «украинского Рэмбо» с Полтавщины. Будучи советским военным пилотом, этот парубок впоследствии неожиданно становится вождем индейского племени в Канаде.
Еще рекламные материалы картины навевали философские мысли, будто бы режиссер решился на поступок отчаянный… Образно говоря, решил «скрестить» в одной ленте некоторые приемы украинского поэтического кино и отдельные трюки Голливуда.
Удалось ли ему «повенчать» розу белую с черной жабой - опять-таки стоит дождаться премьерной участи «украинского Рэмбо». Недолго осталось.
Если в нашем кино - традиционно - «туман яром...», то на голливудских холмах все контрастно. Уже известно какой блокбастер активнее всего жаждут видеть массы в 2012-м (на основе опросов крупнейших порталов). Это - «Голодные игры» режиссера Гэри Росса по мотивам успешной книги Сьюзен Коллинз.
Принцип апокалиптического реалити-шоу, утрамбованный в основу модного произведения, взбудоражил читателя. Роман пророс продолжением. А героям «Игр» прочат мировую славу персонажей «Сумерек».
Очередные «Сумерки», впрочем, тоже в списках народных киногрез. Так же, как и «Хоббит», «Новый Человек-паук», новый «Темный рыцарь», «Мстители».
Из картин более серьезного толка в 2012-м не стоит прозевать «Дж. Эдгара» от мастодонта качественного голливудского кино Клинта Иствуда. Лео Ди Каприо, которого «состарили» убедительным возрастным гримом, играет главу ФБР, по ходу дела приоткрывая занавес над разными интимными пороками влиятельнейшего в Америке человека. Перед носом Ди Каприо (за эту роль) может даже блеснуть «Оскар».
Предрекают попадание в ближайшие оскаровские расклады и новому фильму Мартина Скорсезе. Его «Хранители Времени» (уже на наших экранах) - добрая (и добротная) киносказка о временно потерянном времени.
Олимпийская Мадонна
Пока что - подобное - на уровне разговоров и переговоров. Но, как сообщил ZN.UA надежный источник в руководящем составе НСК «Олимпийский», концерт Мадонны на украинском стадионе (уже после Евро-2012) не такая уж и фантастика.
Одна из ведущих отечественных промоутерских компаний сейчас как раз в стадии переговоров с «агентурой» певицы. И, по всей видимости, в настоящее время верстается программа мирового тура поп-иконы - в поддержку ее нового альбома (пластинка при содействии Уильяма Орбита планируется к выходу весной).
Несколько ранее пресс-секретарь певицы Лиз Розенберг пресекла публикации в СМИ относительно нового тура: мол, нет и не будет!
Но тут уже сама дива объявила «призыв» в свой балет. И начала в Нью-Йорке вербовку подходящих танцоров в премьерное шоу.
Так что место встречи с Мадонной изменить возможно - не в Лондоне, а в Киеве.
(Из международных звезд крупного калибра в 2012-м в Киеве также есть надежда услышать Джо Кокера, Джорджа Майкла.)
Немые сцены
О знаковых театральных проектах ближайшего будущего пока трудно сказать что-либо определенное.
Из крупных гастролеров, пожалуй, выделяется Борис Эйфман со своим знаменитым балетом. На сцене Национальной оперы в феврале покажут эйфмановскую, нашумевшую во всем мире, «Анну Каренину».
На конец марта запланирован визит в Киев и одного из основных сценических провокаторов Европы - режиссера Томаса Остермайера. В Германии он руководит театром «Шаубюне». И регулярно своенравно интерпретирует классиков (Брехт, Шекспир, Метерлинк). Как правило, не оставляет от них «живого места». И норовит разные вечные тексты втиснуть в нашу ненадежную современность. Его творческий метод называют «театром жестокости». Так как в этих сценкомпозициях хватает и «расчлененки».
Любопытно, что в Киев всемирно известный мастер-ломастер приедет впервые. А еще любопытнее то, что покажет не немецкий, а русский проект. С главными на сегодня русскими артистами - Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым.
Постановка Остермайера «Фрекен Жюли» в Театре Наций (Россия) ожидаемо перенесет зрителя не в авторские интерьеры Августа Стриндберга, а в подмосковную Рублевку. («Расчлененка» тоже ожидается.)
Из собственно киевских (вменяемых) театральных ожиданий 2012-го (если таковые возможны, конечно) - это...
Давно анонсируемый «Войцек» Г.Бюхнера в постановке Дмитрия Богомазова в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра.
Также «Луна для пасынков судьбы» Юджина О’Нила: в театре им. И.Франко к этой пьесе должен приступить интересно работающий сегодня режиссер Андрей Приходько.
И, может, покажет Киеву своего «Вия» Владислав Троицкий (проект создавался совместно с одной из западноевропейских культурных институций).
Желтая гвардия
Из веселых телевизионных иллюзий наступившего...
Пожалуй, уже давно ожидаемое «дофинансирование» украинского телеканала «Культура». И, как следствие, не три, а хотя бы четыре камеры на этом предприятии.
Еще… Самоисчерпанность всех прежде гамузом закупленных импортных реалити-форматов. И - как результат - «давно не виденная» нами «Бриллиантовая рука» (на тех же кнопках).
А также… отчаянный рывок 2012-го в ответственном деле оптовой закупки пока не охваченных нами российских телеклоунов. И - как сюрприз - появление здесь хотя бы одного приличного теледеятеля. Познера, например. Потому что скоро уже никого не останется на исторической северной родине... Все новоявленные рЭволюционэры прямо с Болотной (в Москве) будут немедленно «депортированы» на Борщаговку (в Киев). По примеру телефриков из ельцинских 90-х (Лазаревой и Шаца), которых совсем недавно «приобрел» телеканал «Украина», базирующийся на Борщаговке и контролирующийся Сами-Знаете-Кем.
И о хорошем. В первую очередь, это давно поджидаемый мною киносериал Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба» по роману Василия Гроссмана (производство телеканала «Россия»). Лучшие актерские силы и отличный режиссер, ранее снявший «Ликвидацию».
Во вторую очередь - «Белая гвардия» по Булгакову, которую для той же «России» продюссирует Александр Роднянский со товарищи. Как сказала бы и в данном случае мама Жени Лукашина (актриса Любовь Добржанская) - «Поживем - увидим!»
Триумфальная арка
Ну а главное, без преувеличений, отечественное арт-событие с международным размахом (на радость В.Пинчуку) представит в мае-июле «Мистецький Арсенал». Первая киевская биеннале современного искусства. 100 актуальных художников из 40 разных стран. От США до самых до «окраин». Анонсируют все виды современного искусства: от традиций до арт-«извращений».
Многие работы созданы специально «под» киевский проект, а некоторые отобраны специально.
Тема нашей биеннале занятна - «Лучшие времена, худшие времена. Возрождение и апокалипсис в современном искусстве».
Если «по-народному», то этот же слоган можно читать и так: «Хорошо там, где нас нет!»
Куратор проекта - из Британии, многоуважаемый Дэвид Элиот.
Площадь экспозиции только лишь для главного творческого замысла - около 15 тысяч квадратных метров (общая площадь «Арсенала» - 10 гектаров).
…Одним словом, семимильными шагами движется мировое актуальное искусство - и прямо в наше мещанское собрание. Согласно одной вывеске, обнаруженной на днях в наших реалиях. - «Хватит жить убого! Снимай ковер - повесь Ван Гога!»
Чего ждете, что совершите?
На старте нового года на вопрос ZN.UA - какие ожидания связываете с 2012-м и что собираетесь «сотворить» непосредственно? -
отвечают заметные представители нашего культурного социума Михаил КУЛИНЯК, министр культуры Украины:
- 2012-й встречаю с оптимизмом. Мне кажется, что уже можно говорить о стабильности в развитии нашей культурной сферы. Есть внимание к культурной сфере - со стороны президента Украины, правительства. В первую очередь это проявляется в четком понимании гуманитарной политики, которая ориентирована на европейские ценности. И в этом плане Министерство культуры совместно с Национальным институтом стратегических исследований должно завершить разработку Концепции стратегии новой культурной политики. Один из главных тезисов будущей концепции в том, что культурная (более широко - гуманитарная) политика является составляющей частью государственной безопасности в плане осмысления наших национальных интересов.
В наступившем году будем продолжать работу над законодательными инициативами относительно авторских прав. Рассчитываем на принятие законопроекта «О национальном культурном наследии». Уже с февраля будет внедрена система электронных билетов в украинские театры. Один из главных приоритетов - поддержка академического искусства. Планируем выделять средства для записи CD украинских победителей и лауреатов международных конкурсов. В контексте подготовки к Евро-2012 одним из самых масштабных проектов станет Первая киевская биеннале в «Мистецькому Арсеналі».
Сергей ЖАДАН, поэт, писатель, публицист:
- Надеюсь, в 2012-м Украина будет достойным образом представлена на книжной ярмарке в Лейпциге (там в этом году «Україна» - одна из тем).
Еще надеюсь, что те важные и интересные литературно-книжные инициативы, которые возникли в предыдущие годы, будут развиваться. То есть ситуация, по меньшей мере, хотя бы не ухудшится.
Ну и главное: надеюсь на появление в 2012-м большого количества интересных книг.
Олег КОХАН, кинопродюсер, один из создателей самых громких украинских фильмов последнего времени:
- Ожидания обычно связывают с запущенными процессами в национальной культуре ( в контексте мировой). И такие же ожидания предполагают возможность в корне изменить нашу культурную ситуацию.
При этом в Украине практически в каждом направлении есть яркие достижения и отдельные удачи. «ГогольFest» и «Даха Браха» не стыдно представлять как визитную карточку современной культурной Украины. Уровень игры Богдана Ступки признают высшим актерским мастерством во всем мире. Книги Марии Матиос и Юрия Андруховича находят читателей в разных странах. Это авангард.
Но некоторые у нас создают такие «шедевры», под которыми можно поставить любое имя, настолько они безлики. Тем не менее не двинемся мы с места, игнорируя высокое искусство и возвеличивая только масскульт, который расцветет и без помощи государства.
Киноиндустрия в Украине - и продюсеры, и дистрибьюторы, и кинотеатры - проходит этап формирования. Такой этап обещает запомниться как минимум долгоиграющими переговорами, а максимум - это создание оперативной, самостоятельной и работоспособной модели рынка с перспективами роста.
Мне ясно одно: в 2012-м все станет еще интереснее.
Надеюсь, число зрителей не сократится, а количество фильмов, способных становиться событиями и провоцировать общественный резонанс, увеличится. Полагаю, вовлечение государства и частного бизнеса в киносферу пройдет проверку временем. А число подлинных профессионалов будет расти.
Может быть, я идеалист, однако хочется верить, что благодаря личным усилиям произойдут изменения к лучшему в стране, где ты родился и состоялся как человек.
Вот и персональные мои планы связаны с новыми фильмами и замечательными именами, разными интересными историями. Уже закончили съемки нового фильма Киры Муратовой, который настолько непохож на все ее предыдущие работы, что с нетерпением жду завершения монтажно-тонировочного периода, чтобы показать эту картину в Украине и за ее пределами.
Игорь СТАВЧАНСКИЙ, генеральный директор Национальной киностудии имени А.Довженко:
- Прошедший год принес кинематографистам надежду на позитивные перемены. Впервые за много лет государство выделило достойное финансирование. Тем самым заложена основа перспективных проектов. В частности, появилась возможность поддержать талантливую молодежь.
Надеюсь, благодаря появившемуся со стороны государства интересу к национальному кино, зажгутся и новые имена, которые со временем займут достойное место в мире киноискусства.
Киностудия имени Довженко сегодня делает ставку на молодежь (в рамках проекта «Дебюты»).
Поддерживая начинающих, стараемся сберечь и прежде свой накопленный опыт. Специалистами студии ведется работа по восстановлению лент Госфильмофонда, которые признаны шедеврами.
Алексей БОГДАНОВИЧ, народный артист Украины, глава столичного СТД:
- В нашем культурном пространстве не только в прошлом году, но и раньше принималось немало важных законов… Но, как видим, не все из них эффективно
«работают». И столица по-прежнему не может увидеть лучшие произведения мастеров из провинции, а в провинцию не всегда могут доехать столичные специалисты…
Поэтому у нас и нет столь необходимого культурного взаимообмена.
Наивно надеяться, что наступивший год как-то изменит уже устоявшуюся ситуацию - и культуру (на местах или в центре) не будут рассматривать по «остаточному» принципу.
О творческих планах? Если только заикнешься о них, то непременно насмешишь Бога… Однако признаюсь, хотелось бы поработать над материалом, который рассчитан не на мимолетный «бульварный» эффект, а над произведением, которое долгое время будет отзываться эхом и в зрительских сердцах, и в моем собственном сердце.
Владислав ТРОИЦКИЙ, режиссер, руководитель театра «ДАХ», миссионер нашего сценического искусства за рубежом:
- Относительно некоторых моих проектов… Есть понимание министерства и руководства города, что Киеву нужен «ГогольFest». И надеемся провести его в сентябре 2012-го. А в настоящее время ставлю в Венгрии оперу «Город мертвых».
Уже давно в «институте» отечественного театра назрел вопрос ротации руководящих кадров. И худруки, и директора наших гостеатров должны избираться на конкурсной основе. И не больше нежели на два срока (как и президент). Изменит ли что-либо наступивший год в данной и давней проблеме? Не верю!